Исследовательская работа
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 17
НМР РТ
_________ Л.И. Жаркова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17» г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района РТ
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей
старшего дошкольного возраста «Я познаю мир»
Секция «Мир вокруг меня»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях»
Руководитель проекта:
Куликова Елена Михайловна
воспитатель первой
квалификационной категории
Воспитанник: Скрипник Арина
старшая группа № 10
г. Нижнекамск, РТ
2017 г.
Оглавление.
Введение. 3
Глава 1. Обзор литературы. 5
Глава 2. Описание исследовательской работы. 6
Глава 3. Практическая часть. 7
3.1 Экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качества соли». 7
3.2 Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли». 8
Заключение. 10
Используемая литература. 11
Приложения. 12
Введение.
В давние времена считалось, что кристаллы представляют собой редкость. Действительно, нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое. Кристаллы можно легко увидеть и без микроскопа. Они разной величины и формы. Красивые и загадочные.
Нам захотелось как можно больше узнать об этом чуде природы. Что это такое, как они появляются, какие бывают, чем они отличаются, как долго растут.
Так и родилась тема исследования: «Как вырастить кристаллы в домашних условиях?»
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат. Например, соль. Мы узнали, что кристаллы можно вырастить самим. Это и стало целью нашего исследования. В своей работе мы использовали всем известную пищевую соль.
Предмет исследования: Кристаллы соли.
Цель исследования: выращивание кристаллов поваренной соли в домашних условиях.
Гипотеза исследования
Мы предположили, что кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменять условия и растворять соль в воде, то можно получать кристаллы в домашних условиях.
Новизна исследования заключается в представлении выработанных рекомендаций по выращиванию кристаллов в домашних условиях, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками.
Задачи исследования:
- изучить сведения о кристаллах;
- провести экспериментальную деятельность с кристаллами поваренной соли;
- подобрать дома доступное оборудование и сырье для производства кристаллов;
- вырастить кристаллы поваренной соли;
- изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета;
- проанализировать полученные результаты;
- разработать рекомендации по выращиванию кристаллов соли в домашних условиях.
Глава 1. Обзор литературы.
Большой интерес вызвала книга А.И. Савенкова «Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания». Это пособие посвящено обучению ребенка процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска, знакомит с педагогической технологией проведения учебных исследований с дошкольниками. Книга содержит методические рекомендации по обучению старших дошкольников навыкам исследовательского поиска.
В книге из цикла «Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста» М.Ю. Бурыкина представлены методические рекомендации для воспитателей ДОУ, составленных на основе достижений науки и включают результаты исследований в области ознакомления с объектами и явлениями неживой природы.
В книге «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет под редакцией О.В. Дыбина. В содержание включены игры, алгоритмы, схемы, направленные на развитие исследовательской деятельности дошкольников.
В энциклопедиях представлены опыты и эксперименты по выращиванию кристаллов в домашних условиях из различных веществ (соль, сахар, сода, медный купорос и другие).
Глава 2. Описание исследовательской работы.
Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики. Поваренная соль — пищевой продукт. В измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы.
Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней очень мало. Появилось желание научиться выращивать кристаллы соли. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания, которых нам не хватало. Много важного и интересного мы нашли в книгах.
В интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, которую можно найти на любой кухне.
Объект исследования: кристаллы соли.
Предмет исследования: процесс кристаллизации.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, практический, исследовательский.
Предполагаемые результаты:
- расширить и систематизировать знания детей о соли, ее свойствах;
- развить познавательные умения через опытно – экспериментальную
деятельность;
- ребенок должен уметь анализировать и делать выводы, фиксировать
полученный результат.
Продукт исследовательской работы: выращенные кристаллы из поваренной соли.
Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано в ООД, в совместной работе взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.
Глава 3. Практическая часть.
3.1 Экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качества соли»
С чего начались наши исследования? Сначала через экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли.
Для проведения опытов понадобилось следующее:
- лист картона черного цвета;
- лупа или увеличительное стекло;
- пластиковые стаканы – 2 штуки;
- пачка поваренной соли;
- горячая вода;
- холодная вода.
Опыт «Свойства соли»
Взяли небольшое количество поваренной соли. Рассмотрели цвет, понюхали, попробовали на вкус.
Вывод: соль – без запаха, белого цвета, соленая на вкус. (См. Приложение 1).
Опыт «Соль – сыпучая. Соль – это кристаллы»
Взяли небольшое количество соли насыпали на лист черного картона и рассмотрели при помощи лупы.
Вывод: соль – сыпучая, состоит из кристаллов. (См. Приложение 1).
Опыт «Соль растворяется в воде. Соль в воде разной температуры»
Мы взяли две емкости с холодной и горячей водой. И положили в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в емкостях помутнела. Но вот в емкости с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в емкости с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: соль растворяется в воде, в горячей воде соль растворяется быстрее. (См. Приложение 1).
Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде.
3.2 Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли».
Процесс выращивания кристаллов из поваренной соли в домашних условиях разделим на основные этапы:
Этап 1: подготовим нужное оборудование и необходимые реактивы, чтобы собрать прибор для выращивания кристаллов:
1) соль поваренная
2) вода
3) прозрачные стеклянные стаканы
4) толстая нить
5) чайная ложка
6) использованный CD диск.
Этап 2: Кипятим воду несколько раз для фильтрования воды. Наливаем кипячёную воду, заливая половину ёмкости, в которой в дальнейшем будет расти кристалл. Растворили соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде. Растворяем соль до тех пор, пока будем уверены, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен!)
Этап 3: Насыщенный раствор перелили в другую емкость, где производили выращивание кристаллов. Раствор процедили через фильтр. Поставили раствор охлаждаться. (Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы).
Этап 4: Привязали на нитку затравку, а другой конец привязали ) к использованному CD диску (чтобы в последующем достать кристаллы). Кристаллик опустили в насыщенный раствор.
Этап 5: Накрыли сверху ёмкость с кристалликом салфеткой от попадания пыли и мусора. Оставили раствор. И стали наблюдать…
Этап 6. Через три дня мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась), а на стенках где не было воды, образовались отложения соли.
Нам было интересно появились ли кристаллы на ниточке. Мы решили достать нашу ниточку из раствора и к нашему удивлению на ней образовались кристаллы соли, но они были очень маленькими, взяли линейку и измерили, насколько они выросли за три дня - около 7 миллиметров. Свои наблюдения мы заносили в дневник наблюдений. Мы заметили, что кристаллы постоянно находятся в растворе и постепенно увеличиваются (растут). Мы их оставили до полного испарения раствора.
Этап 7: Через 10 дней наши кристаллы выросли. Мы получили кристаллы поваренной соли. (См. Приложение 2).
В результате проведенной исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
- кристаллы - это твердое состояние вещества, они имеют разную
форму и цвет;
- кристаллы окружают нас повсюду;
- поваренная соль состоит из кристаллов;
- расширили свои знания о соли и её свойствах;
- на форму кристаллов оказывает влияние температура;
- при благоприятных условиях поваренная соль принимает форму
кристаллов;
При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.
- Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли с «затравкой».
- В домашних условиях можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с «затравкой».
В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтвердилась: нам удалось вырастить кристаллы поваренной соли в домашних условиях.
Заключение.
В нашей работе мы попытались вырастить кристаллы в домашних условиях и открыть для себя этот удивительный мир кристаллов.
Мы рассмотрели вопрос о том, какие бывают кристаллы, как растут кристаллы в природе и как можно получить кристалл искусственным путем.
В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились своей цели. Опытным путем исследовали свойства соли. Во время исследования стимулировалась познавательная активность, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. И главное научились самостоятельно выращивать кристаллы соли в домашних условиях.
По всей проделанной нами работе была подготовлена презентация: «Как мы вырастили кристаллы из поваренной соли?», а так же были выработаны рекомендации по выращиванию кристаллов из соли.
Наша тема оказалась очень интересной, и если её изучать глубже, то она будет интересна каждому. Кристаллы загадочные и очень красивые. В нашей работе мы рассказали лишь малую часть того, что известно о кристаллах и их применении в настоящее время.
Используемая литература.
- Белов, Н.В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.- Минск: Харвест, 2009. – 159 с.
- Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011.
- Интерактивная энциклопедия «Всё обо всём». - М.: Махаон, 2007. – 375с.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ , , ; под . ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 98 с.
- Эллиот, Д. Детская энциклопедия. – М.: Росмен-Пресс, 2006. – 340 с.
- Интернет- ресурсы:
http://www.geologiazemli.ru/articles
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.kristallov.net/mineraly.html
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)
Данный исследовательский проект представлен на VII городской НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира". По направлению: Живая природа (зоология и экол...
Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
Актуальность проекта:Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.Проблема:Зависит ли жизнь обитателе...
Конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!». Исследовательская работа «Яйцо в солёной воде»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18574053","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]]Исследовательская работа «Яйцо в солёной вод...
Выступление на городском мастер-классе "Представление опыта проведения исследовательской деятельности с дошкольниками «Исследовательская работа «Соль - волшебница"
выписка из протокола городского мастер-класса...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов: « Я- исследователь». Исследовательская работа. Секция: «Гуманитарная» Тема: «Быть спортивным –это здорово!»
Спортивные люди - они так красивы.В них столько энергии, бодрости, силы.Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?Лишь спорт тебе в этом отлично поможет.Здоровье усилит, успеха прибавит.От скуки, безде...