опыт работы
проект (средняя группа) на тему

Левченко Наталья Вячеславовна

Опыт работы по теме "Формирование готовности педагогов к организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста"

цель:    Выделить педагогические условия, способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей среднего дошкольного возраста.  

задачи:

1. Изучить   и анализировать  психолого-педагогическую, методическую литературу  по данной теме.

2. Роль педагога в организации театрализованной деятельности с детьми.

 3. Определить условия организации театрализованной деятельности в  ДОУ.                                   

4.Разработать план просветительской работы с родителями на тему: «Влияние театральной деятельности на развитие детей».

5.Организовать совместную  творческую театрализованную деятельность педагога, родителей  и детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой опыт работы в ДОУ49.05 КБ

Предварительный просмотр:

3

Теоретическая база опыта.

Разнообразны  виды деятельности, формирующие творческую активность ребенка. Игровая деятельность, являясь ведущей деятельностью дошкольника,  она  в  наибольшей  степени  способствует формированию  новообразований ребенка,  его  психических процессов, в том числе воображения. Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы . Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события.    

        В современном мире остро стоит вопрос развития детей.        Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку.  По мнению  исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н. Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной,  Л.Г.Миланович, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.   В настоящее время,  благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театральной деятельности получила научное обоснование. Современные ученые  и психологи единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это , безусловно влияет на развитие сферы чувств дошкольника, переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

4

      Особенной ценностью театрализованной деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно -образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно новым ФГОС, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области: Познавательное развитие, углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор. Речевое развитие, происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Детский сад работает по основной образовательной программе   МДОУДС   № 47 КГО, разработанной с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

          В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Тем не менее , этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием

5

ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В этом, на мой взгляд, заключается актуальность выбранной мною темы исследования:   «Формирование готовности педагогов к организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Перед собой я поставила следующую цель:    Выделить педагогические условия, способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей среднего дошкольного возраста.  

Для достижения поставленной цели  определила задачи:

1. Изучить   и анализировать  психолого-педагогическую, методическую литературу  по данной теме.

2. Роль педагога в организации театрализованной деятельности с детьми.

 3. Определить условия организации театрализованной деятельности в  ДОУ.                                    

4.Разработать план просветительской работы с родителями на тему: «Влияние театральной деятельности на развитие детей».

5.Организовать совместную  творческую театрализованную деятельность педагога, родителей  и детей.

6

Педагогические технологии применения опыта:

В своей педагогической деятельности реализую разнообразные технологии, так как считаю, что они направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях.  

Применяю в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Информационно-коммуникативные технологии,  используемые в работе с детьми дают мне возможность сделать обучение и развитие детей более

привлекательным и захватывающим. Это дает мне возможность идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень компетентности родителей.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я с доброжелательностью стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создаю радостную обстановку, поощряю любую выдумку и фантазию ребенка.  

Технологии «Портфолио дошкольника». Индивидуальные образовательные   достижения - это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и само презентации личных достижений ребенка. Предыдущие годы я активно принимала участие в этом виде технологии, конечно, не в таком виде как предлагает ФГОС, а более упрощенном. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Я считаю, что этот вид технологии будет в будущем, очень востребованным.

7

Технологии «Портфолио педагога». Все мы знаем, что современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-

педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

     Новизна опыта:  Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от  воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленности жизненной позиции, которая включает в себя понимание глубинного смысла своей деятельности и ответа на вопросы: С какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Из чего следует, что сформированная готовность педагога и творческий подход к работе может благоприятно отразиться на дальнейшем развитии детей.

     Роль педагога в организации театрализованной деятельности с детьми.

В организации театрализованной деятельности в ДОУ особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей.

Здесь важно индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических особенностей и  интереса каждого.

 Необходимо, чтобы общение педагога с детьми в процессе театрализованной деятельности    регулировалось следующими правилами:

•        Первое правило -  формирование чувства «Мы», организация такого пространства в театрализованной деятельности, в котором каждый участник (педагог, ребенок) является полноправным членом. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

8

•        Второе правило - демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой, непринужденной улыбке ребенку, дружеской  интонации

сдержанном, без раздражения, диалоге с детьми, в подбадривании в случае затруднения при выполнении заданий.

    Третье правило - показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на процесс обучения для их достижения в театральной деятельности.

•        Четвертое правило -использование  различных  вариантов  организации деятельности (сочетание групповой и индивидуальной форм).

        Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности.

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей.

При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым , артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и

видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия — эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога — образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

— воспитание у ребенка основ общей культуры.

9

— приобщение детей к искусству театра.

— развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно — ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Основные направления работы с детьми.

Театральная игра.

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.

Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика.

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать

10

координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи.

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры.

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем.

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и так далее).

Организация уголка театрализованной деятельности.

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.

В уголке располагаются:

различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и другие;

— реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

— атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации.

11

Поэтому одна из ведущих ролей в театрализованных играх принадлежит взрослому. Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь взрослого на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как взрослый говорит, действует за

персонажей, имитирует ролевые движения. Они стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах.

       В средней группе происходит переход  к более сложному театру. Знакомство детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, помощь  детям в освоении  приёмов кукловождения на театральной ширме. Но прежде, чем малыши начнут работать на новой сцене, надо дать возможность поиграть с игрушками. Театр ложек – упрощённый вариант верховых кукол. Родители помогают превратить ложки в персонажей сказки.  Для большей красочности оформляют их кусочки ткани, меха, украшают тесьмой, лентами, кружевами. Игрушки получаются лёгкими, удобными в управлении, маленьким «театралам» они нравятся. Воспитатель вносит в группу ширму, объясняет, как надо держать куклу, как двигать ею по грядке (краю ширмы).  Разучивает с детьми небольшие этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Катя, Катя маленькая», «Сынок, не плачь». Используют в работе этюды на выразительность жеста: «На двери весит замок», этюды на  выражениях основных эмоций: «Как у нашего-то Вани».

Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:

- постоянная обратная связь,

- диалогизация образовательного процесса,

- оптимизация развития(активная стимуляция)

- эмоциональный подъем

12

- добровольное участие(свобода выбора),

- погружение в проблему,

- свободное пространство, гармонизация развития.

Мною было проведено исследование  с детьми средней группы 4-5лет МДОУ ДС №47 г. Копейска. Работа проводилась с 1октября 2016года  по 1марта  2017 года.

Теоретической основой исследования являются идеи профессора педагогики Уильяма Херда Килпатрика, который разработал широко известную в мировой педагогике  проектную  систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом  выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Формы организации театрализованной деятельности  в средней группе:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

    Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности, включающие: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, этюды, пантомимы, коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковый игротренинг. Эффективно применение театрализованных праздников в ДОУ, куда каждый

13

участник вносит свое творчество, свой труд через изготовление простых декораций, карнавальных масок, игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.

  Методы диагностики.

Основными методами, используемыми для диагностики, были:

•        Наблюдение за играми детей

•        Беседа с детьми и родителями

•        Анализ предметно-развивающей среды.

•        Диагностическая игра "Что лишнее".

Наблюдения показали, что детям интересны театральные игры. На протяжении недели все дети из подгруппы принимали участие в той или иной театрализованной игре.

Как видно из наблюдений чаще всего дети играют в театральные драматизации, то есть, ребенку интересно исполнять роль в качестве "артиста", он пытается самостоятельно или с помощью воспитателя создать образ, используя доступные ему средства выразительности. Проиграть сказку с начала до конца почти никому не удается, если не приходит на помощь взрослый, но показывают эпизоды, имитируя животных, людей, литературных героев дети с удовольствием, пока не замечают, что я за ними наблюдают (Приложение 1). В игре с игрушками бибабо самым сложным оказывается действия с куклой. Дети затрудняются в показе движений, не умеют вступать в диалог. Поскольку все внимание ребенка сосредоточено на управлении куклой, то теряется выразительность исполнения.

В играх, которые мы наблюдали, были только актеры, никто из детей не выполнял дополнительных ролей: гримера, оформителя, костюмера.

Следующим пунктом диагностики была беседа с детьми и родительское собрание. Беседа с детьми предполагала выяснение у детей знаний о театре, их отношения к этому виду художественной деятельности и включала следующие вопросы:

14

1. Ты был когда-нибудь в театре?

2. Какой это был театр?

3. Какие еще бывают театры?

4. Тебе понравилось в театре?

5. А кто работает в театре?

6. Тебе нравится играть в театре?

7. Кем тебе хочется быть, когда вы играете в театр? (Приложение 2)

В ходе беседы выяснилось, что многие дети были в театре. Из 15 мною  опрошенных детей, только 3 не были в театре. На вопрос "Какой это был театр?", из 15 детей правильно ответили .

Важно отметить тот факт, что у детей представления о театре опираются на личный опыт. Например, некоторые дети говорили с кем они были в театре. С особым затруднением дети отвечали на вопрос, "Какие еще бывают театры?"; На вопрос "Тебе понравилось в театре?" многие ответили: «да», даже те, кто там не был, но заинтересовался. Следующий вопрос звучал так: "Кто работает  в театре?" Дети давали различные ответы (артисты, кошки, взрослые),более верные ответы дали те, кто ответил: артисты, взрослые .Все положительные ответы были на вопрос: "Тебе нравится играть в театре?". Ответы детей показывают, что совместную деятельность и работу с театром необходимо продолжать, обогащать и уточнять представления детей о театральном творчестве.

Диагностическая методика "Что лишнее".

Цель: выяснить представление детей о различных видах театральных кукол.

Для диагностики подбирались следующие группы:

· 3 игрушки бибабо и одна стендовая

· 3 игрушки из настольного театра и одна из теневого театра

· 3 игрушки

Результаты диагностической игры "Что лишнее"(Приложение 3)

15

Как видно из таблицы 3(Приложение 3): чаще всего дети выбирают правильно лишнее, но затруднялись объяснить свой ответ. Они видят, но не

могут объяснить разницу. У них нет четких представлений о различных театрах таких как: настольный театр, теневой театр, бибабо, стендовый театр, хотя все эти виды театров они видели в детском саду, в некоторых принимали участие.

Проводить диагностику было трудно, так как дети, просто хотели поиграть с куклами из театра, были не очень внимательны. Многие вопросы вызвали у них затруднения, почти все они говорили, что они не знают ответа.

На основе полученных в ходе диагностики данных можно выделить 3 уровня представлений: высокий, средний, низкий.

Высокого уровня представлений о видах театров не показал никто.

Средний уровень представлений имеют 8 детей из 15.Они выбрали правильно, но не смогли это объяснить.

Низкий имеют 4 ребенка. Эти дети отвечали в основном правильно и не правильно (50 % - 50%) без объяснений.

Очень слабый уровень у  троих,  дали минимум положительных результатов или отвечали на все вопросы не верно.

Анализ предметно-развивающей среды.

Очевидна необходимость специальной целенаправленной работы по ознакомлению детей с различными видами театров.

Театрализованная игра, как любая детская деятельность, не может развиваться без предметного насыщения. Для развития театральной игры необходима специфическая развивающая игра, включающая различные виды театральных игрушек.

При оценке развивающей среды для театрализованной деятельности был сделан упор на критерии разработанные С.Л. Новоселовой. Они включают следующее:

16

1.Качество содержания (отражает ли среда весь спектр детской театрализованной деятельности; представлена ли проблемность в

содержании среды - есть ли малознакомые, новые предметы, действуя с которыми ребенок решает ряд задач, возникающих по ходу игры);

2. Качество структуры (можно ли активно действовать с театральными игрушками, есть ли место для взаимодействия с другими детьми);

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей (сомасштабна ли среда глазу, действиям руки и росту ребенку; добротность, эстетическая привлекательность, простота в обращении).

В нашей группе  требовались доработки, то есть , материал для декораций и элементы костюмов для игр-драматизаций по русским народным сказкам, ширма для кукольного театра и перчаточные куклы для сказок . Поэтому было принято решение привлечь к этой проблеме родителей. В связи с этим было проведено родительское собрание под названием совместный проект по созданию условий для развития театрализованной деятельности в группе  «Роль родителей в подготовке ребенка к театральной деятельности в детском саду».(Приложение 4.План родительского собрания.)

Для того чтобы ребёнок мог воплотить свои мечты, сыграть роль, необходимо по возможности иметь:  

Средняя группа.

1) Настольный театр.

2) Драматизация в костюмах.

3) Драматизация в шапочках.

4) Театр кукол.

5) Верховые куклы

6) костюмы и декорации;

7) магнитофон, проигрыватель, кассеты;

-8)детские музыкальные инструменты;

9) различные инструменты;

17

-10)наличие кукол для театра;

11) ширмы.

При проектировании среды, следует учитывать:

- индивидуально-психологические особенности детей;

- особенности эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Театрализованные игры и упражнения для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая  ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой  (Л. С. Выготский, Н. Я.  Михайленко, поэтому наиболее синкретична,  то есть содержит в себе элементы самых

различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

          Однако практика показывает, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Это объясняется

18

- недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка;

- отсутствием у дошкольников опыта восприятия театрального искусства;

- применением  «театральных игр в виде  зрелища» на праздниках;

- невмешательством взрослого в театрализованную игру. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

               Театрализованные игрушки отличаются от обычных большей выразительностью, они умеют передвигаться, петь, танцевать. Поэтому дети воспринимают их живыми, одушевленными.

Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Увидев положительный результат, я решила систематизировать работу по театрализованным играм.

В после обеденное время я включила в режим дня занятия по театральной деятельности.

Систематизация работы театрализованных игр.

       Содержание занятий включает в себя:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;

упражнения по формированию выразительности исполнения;

упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;

речевые упражнения;

разыгрывание пластических и мимических этюдов;

19

упражнения релаксационного характера на снятие внутренних и поведенческих зажимов, преодоление скованности и неуверенности в своих артистических способностях.

На занятиях  я с детьми  работали над техникой кукловождения, изготавливали куклы из картона. Для большей эмоциональности, использовала музыкальное сопровождение, которое по моей просьбе подбирала музыкальный руководитель нашего детского сада. Также обучала детей играм-драматизациям, исполнительское искусство детей развивала посредством работы над выразительностью мимики, жестов, пантомимики, ритмопластики.

Творческому развитию детей способствует такая организация занятий, когда каждый ребенок имел возможность проявить себя. Для этого я использовала такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, взаимозаменяемость детей и другие.

          В результате анализа уровня усвоения знаний по развитию речи, у многих детей выявилось отставание по программе. Основными недостатками были: бедный словарный запас, неумение строить фразы, неумение поддерживать беседу, невыразительность речи.

Перед тем как предложить детям драматизировать или разыгрывать сценку с куклами мы обязательно проводим игры по типу: «Узнай и назови», «Узнай

по описанию», «Кто это говорит», которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий.

В своей работе я старалась  развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придавала  импровизации, то есть, обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, мы предлагаем детям игру «Мы готовимся к празднику». Дети при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как они готовятся к празднику: одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются.  Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно

20

справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики, жестов, поз. Также включаем мелодии без слов и предлагаем детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, они плавно кружились, изображали пушинки, снежинки, под марш – шли как солдаты, чеканя шаг. Дети сами в игре драматизируют сюжеты знакомых произведений.

          Повторная диагностика

          Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса методов и приемов, я вновь провела диагностику общих знаний детей о театре .

Повторная диагностика проводилась в той же форме, по тем же параметрам, использовались те же показатели, что и в начальном.

Так ,например, в диагностике беседы о театре ,ребята более уверенно и правильно отвечали на вопросы.(Приложение 5,таблица 4)

В ходе повторной беседы было выявлено ,что дети многое узнали о видах театра .Из таблицы №4 видно, что детей , которые не знают вообще что такое театр-нет. Многие поняли тот вид театра, в котором они были с мамой.

Некоторые дети изменили свое мнение о театре с отрицательного на положительное; пополнили свой словарь такими словами как: костюмер, гардеробщик, буфетчица. Почти все выбрали себе роль для игр в театр.

В проведении повторной диагностической методики «Что лишнее?» , выяснилось, что почти все дети могут отличить один вид театра от другого.

У детей при подборе слов пауз и повторений стало меньше, они более свободно стали выражать  мысли, играть воображением. Ответы детей после нашего эксперимента отличались большей образностью. Дети проявили большой интерес к общению, с энтузиазмом  вызывались выполнять упражнение. Трудности, которые испытывали дети в начале наших занятий , обусловлены недостаточным уровнем развития речи и творческой активности.

В связи с полученными результатами можно сделать вывод.

21

Вывод:

В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более, ясной и интересной слушателям. При рассказывании сказок дети не боялись передать эмоции, более раскованно играли в игры-имитации .Также большой интерес вызвали дидактические игры на развитие логического мышления, творческого мышления. Это доказывает эффективность выбранной нами методики.

   После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства , что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

В заключении хотелось бы отметить следующее. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.

Анализ  результатов  данного исследования показал, что театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, развивается память, меняется поведение детей: застенчивые

22

становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки, т.е. формируется чувство коллективизма.

Проведенная диагностика детей   наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий по театрализованной деятельности для развития личности ребенка. Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат.

Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Театр может всё или почти всё. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников.

23

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика — Синтез, 2009.

3. Выготский  Л.С. Психология  искусства _ под  ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

5. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

6. департамент образования центр "дошкольное детство" им.А.В.Запорожца центр инноваций в педагогике С.Л.Новоселова развивающая предметная среда методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах.Москва 2001г. .    Интернет-ресурсы.  

 сайт http://dou55.obr-rzn.ru

7. А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с.

8.  интернет-ресурс http://www.maam.ru/detskijsad/statja-teatralizovanaja-dejatelnost-v-dou-468682.html

2

Содержание:

Теоретическая база опыта………………………………………………………3

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса……………………….4

Педагогические технологии применения опыта ………………………………6   Роль педагога в организации театрализованной деятельности с детьми…….7

Основные направления работы с детьми………………………………………9

Организация уголка театрализованной деятельности………………………10

 Методы диагностики………………………………………………………….13

Анализ предметно-развивающей среды………………………………………15

Театрализованные игры и упражнения для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста……………………………………………………17

Систематизация работы театрализованных игр……………………………….18

Вывод……………………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….21

Литература……………………………………………………………………….23

           

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 47 Копейского городского округа.

«Формирование готовности педагогов к организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста».

                                                         

                                                     Левченко Натальи Вячеславовны

      Должность: воспитатель.

        Копейск 2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...