Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
статья (младшая группа) на тему

Даник Ольга Владимировна

Итог успешной адаптации – радостные лица детей по утрам, интерес во время режимных моментов, нежелание уходить домой по вечерам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Я работаю  во второй  группе раннего возраста общеразвивающей направленности. Вот уже четвертый год подряд мы принимаем ребятишек в середине августа в возрасте 2-4 лет.

Хочется отметить, что дети, которые  начинают знакомство с детским садом с прогулки быстрее адаптируются к новой среде, ведь прогулки с мамой на детских площадках своего района привычное для детей дело. На участке достаточно принадлежностей для игры в песочнице, больших машин на ярких веревочках, мячей среднего размера, пластмассовых цветных кубиков. Считаем нужным, до начала прогулки выложить все игрушки на площадке в доступных местах, ведь входя на территорию участка, ребенок уже свой взгляд обращает на эти привлекательные игрушки.

На нашей территории располагается красивая клумба с цветами, на которую в ближайшем будущем мы обратим внимание с детьми, когда установится  контакт.

Адаптируются  дети группой - в среднем 10-18 человек одновременно. Оптимальное количество детей на начало адаптации примерно 12 чел. Но иногда возникают непредвиденные ситуации. Родители долго не приносят медицинские карты, и мы не располагаем точной информацией, а потом приходят практически одновременно.  В прошлом году мы  адаптировали сразу 18 человек,  время было не из легких,  но хочется отметить, что именно у этих детей посещаемость в течение года была около 90%. В этом году в первый день на адаптацию пришли 11 детей.

Воспитатель встречает будущих воспитанников с родителями приветливо,  располагая на знакомство. Во время первой прогулки проходит знакомство. Воспитатель записывает необходимые данные о ребенке и родителях. Отмечает дату прихода ребенка на адаптацию. В последующие дни в беседе с родителями мы постепенно узнаем о том, как ребенок спит и  кушает дома, может ли играть с другими  детьми в  социальном окружении.

 Первые два-три дня на участке мамы гуляют вместе с детьми и воспитателем.  Примерно через час после знакомства дети уже могут услышать «незнакомого им человека» - будущего воспитателя, который хочет организовать их на первую совместную игру.

 

По мере знакомства с детьми воспитатель может планировать подвижные игры с атрибутами, ведь дети это так любят!

Часто используем игры на метание шаров, шишек.

Организуем подвижные игры с атрибутами: «Домики для зайчиков» - обручи; «Самолеты» - бумажные цветные самолеты; « Цапля и лягушата» - веревка; «Лохматый пес» - резиновый персонаж. Используем выносной материал: разные виды конструкторов (в этом году это было опробировано впервые, с целью познакомить детей с новыми играми, формировать умение ими пользоваться), цветные пластмассовые кубики (для конструирования). Можно было проследить результат: эмоциональный интерес, цветовое восприятие, развитие познавательных способностей.

Дети очень любят игры в хороводе. Как только воспитатель видит, что дети могут играть рядом, не мешая друг другу, могут поделиться игрушкой, он  приглашает их в хоровод, учит держаться за руки, двигаясь по кругу, договаривать отдельные фразы.

Активно вовлекаем родителей в хороводные и подвижные игры вместе с детьми, тем самым налаживаем сотрудничество с семьей и формируем положительное отношение ребенка и родителей к детскому саду.  

Для развития мелкой моторики детям предлагаются игры с прищепками, шнуровки, например: деревянные бусы (дети могут делать даже для воспитателя);  предлагаем детям книги для просмотра в твердом переплете, согласно возрасту.  

Для дальнейшей совместной деятельности, формирования  умений правильно держать карандаш, познавательных способностей воспитатель предлагает   детям цветные карандаши, раскраски. Мы заранее готовим папку с  рисунками.

Каждый раз, при встрече с воспитателем дети ждут сюрпризные моменты.  Воспитатель заранее продумывает ход прогулки, чуть позже может  использоваться другой материал, который отличается от того, который был на первой неделе адаптации, например: в этом году для дыхательного упражнения на развитие плавного выдоха была изготовлена новая игра «Бабочки».

Постепенно, мы выносим мелки для рисования на асфальте.

Воспитываем желание принимать участие в трудовой деятельности (собираем листочки, шишки, камешки, убираем вместе игрушки с песочницы).

И вот наступает тот долгожданные момент, когда дети готовы с прогулки зайти в группу, нам необходимо время для того, чтобы научить их держаться парами во время возвращения с площадки.

Следующим приятным моментом является вкусный обед. К сожалению, в настоящее время, к нашему удивлению дети очень плохо кушают, очень выборочны в еде, только постепенно, узнав и попробовав блюда в нашем детском саду, дети начинают что- то кушать.

Предметно - развивающая среда в группе в период адаптации особенно отличается наполняемостью. Мы организуем игры на развитие мелкой моторики, нервно - психических процессов, различные виды театров (настольный: на конусах, деревянный плоскостной; резиновые персонажи, предметные картинки на фланелеграфе; би-ба-бо и др.)

А потом, конечно, детей ждут уютные постельки,  не всегда у детей есть желание остаться спать на дневной сон, но как говориться в пословице «Терпение и труд, все перетрут». И в этой ситуации необходимо познакомить детей с тем как раздеться, повесить вещи, поставить сандалики. Укладывая детей в кроватки, мы напеваем песенки, рассказываем сказки, включаем музыкальные произведения, располагающие ко сну.

В целях укрепления здоровья у детей после дневного сна проводится босохождение по коврикам под веселую музыку Сергея и Натальи Железновых. Музыка в течение года может меняться. Умываемся прохладной водичкой.

Воспитывая желание у детей заботиться о цветах в нашей группе, мы предлагаем  пульвелизаторы для опрыскивания листьев. Дети заботятся о них с удовольствием.  

Через некоторое время у детей прослеживаются элементы сюжетно - ролевой игры, взаимосвязь и последовательность из жизни окружающих.

Итог успешной адаптации – радостные лица детей по утрам, интерес во время режимных моментов, нежелание уходить домой по вечерам.

На стенде для родителей вывешиваются консультации:

1.«Адаптация ребенка к детскому саду».

2. «Родителям об особенностях адаптации детей».

В заключении хочется сказать, воспитатель-это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое мое слово, мой взгляд и жест. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....