Схема мероприятий по реализации задачи «Определение индивидуального подхода к детям, нахождение пространства их личностного роста»
статья на тему

Карапетян Инга Николаевна

Индивидуальный подход педагога к развитию и обучению ребенка строится на учете индивидуальных особенностей воспитанника.  Качественно интерпретировать результаты диагностического обследования индивидуальных особенностей может только квалифицированный психолог. Автор предлагает перечень мероприятий, направленных на совместную работу педагога и психолога для определение индивидуального подхода к детям в дошкольной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема мероприятий по реализации задачи «Определение индивидуального подхода к детям, нахождение пространства их личностного роста»

        



Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход педагога к развитию и обучению ребенка должен строится на учете индивидуальных особенностей воспитанника.  

 Например, мониторинг развития конкретного ребенка, показал низкий уровень знаний по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП). При диагностическом обследовании психофизиологических особенностей этого же ребенка выявлен низкий темп жизнедеятельности (скорость выполнения различного рода действий), все остальные показатели находятся на границе нормы. Исходя из результатов обследования и придерживаясь принципов индивидуализации образования, необходимо помочь адаптироваться этому ребенку к образовательному процессу, а не определять его как не организованного, не собранного, не внимательного, с низким уровнем знаний по ФЭМП. В данном случае, индивидуальный подход к данному ребенку будет заключаться в том, чтобы выделить ему дополнительное время на выполнение задания. Тем самым и занятие будет закончено вовремя, без нарушения педагогом режима ДОО и санитарно-гигиенических правил, и ребенок, используя дополнительное время, покажет выше результат.

Чтобы дать правильную оценку индивидуальным особенностям ребенка, требуются профессиональные навыки владения комплексной (интегрированной) психологической диагностикой и качественная интерпретация ее результатов. [1, С.51].     На практике воспитатель без психологического образования испытывает значительные затруднения, оценивая психодинамические качества, способности, психофизиологические и эмоциональные особенности, которые входят в психодиагностику индивидуального развития. В этом случае педагогу необходима профессиональная помощь психолога. Но как показал анализ психолого-педагогической литературы и личный опыт автора, с работой в этом направлении имеются большие сложности. С одной стороны, данная работа психологами фактически не ведется в детском саду, с другой -  не запрашивается педагогами.

В соответствии с этим, мы предлагаем перечень возможных мероприятий, предназначенных для взаимодействия педагога и психолога и направленных на определение индивидуального подхода к детям. Данный перечень мы строим на основе диагностирующих и преобразующих действий и рассматриваем по двум направлениям работы: с родителями и педагогами. Тем самым, на ребенка будет оказываться не прямое, а опосредованное психолого-педагогическое воздействие. Это связано с тем, что с точки зрения личностно-ориентированного подхода, педагог принимает индивидуальность ребенка. Констатируя индивидуальный вариант его развития, воспитатель формирует индивидуальный подход к нему.

Диагностирующий блок

  • Диагностическое обследование детей: проанализировать с помощью различных методик психодинамические качества, способности, психофизиологические и эмоциональные особенности каждого воспитанника. Методики: «Паровозик» (С.В. Велиева), «Круг», «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова); опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн) и т.д.
  • Диагностическое обследование педагогов: изучить разными методами (анкетированием, беседой, наблюдением и др.) педагогический стиль взаимоотношений воспитателя с детьми, наличие или отсутствие индивидуального подхода к детям. Методики: самоанализа, самооценки педагогов В.А. Кан-Калика, определения индивидуальных особенностей общения А.А. Леонтьева, создания образа «Л» Н.Р. Битяновой. вопросник Е.И. Русиной «Представления педагогов о личностно-ориентированной взаимодействии педагога с дошкольниками», анкета М.В. Крулехт «Ориентированность на личностную или учебно–дисциплинарную модель взаимодействия».
  • Диагностическое обследование родителей: проанализировать, используя метод анкетирования, ответы родителей на предмет индивидуальных особенностей их детей. Анкета «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка» и т.д.

Преобразующий блок

  • Индивидуальная беседа психолога с педагогом: сообщить результаты диагностики воспитателю о конкретном ребенке.
  • Консультирование: определить индивидуальный стиль работы с каждым ребенком. С одной стороны, помочь воспитателю выделить положительные и отрицательные стороны индивидуальности ребенка, которые не поддаются коррекции, так как являются врожденными и связаны с определёнными особенностями нервной системы. И здесь имеет место быть правило 3-х «П» Петровского В.А «Понять, признать и принять» [2].    С другой стороны, психолог помогает педагогу определить на что можно воздействовать и подвергать изменению и каким образом.
  • Тренинг: способствовать формированию умений и использованию технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Упражнения могут быть направлены на «открытие», «соучастие» ребенку и выработку партнерской позиции в процессе общения с ребенком. Приемы: авансирование успеха, усиление мотивации деятельности, акцентирование положительных личностных качеств ребенка и т.д.
  • Семинар-практикум: расширить представления педагогов о теоретических основах педагогического общения; понятиях, сущности, методов и приемов личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками, его отличительными особенностями. Формы: деловая игра (например, имитация реальных взаимоотношений взрослого с ребенком с различных позиций общения); решение педагогических ситуаций (кейс-технологии), дискуссия.
  • Психолого-педагогический консилиум: определить стратегию и способы решения психолого-педагогических проблем как отдельного ребенка, так и образовательной организации в целом ограниченным кругом лиц, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме. «Наиболее распространена в практике ДОО следующая проблематика: возрастные и индивидуальные особенности и проблемы детей; эффективность обучающих и развивающих методов, индивидуальный подход и стили взаимоотношений педагогов с детьми; психолого-педагогическое содержание и формы работы с родителями». Необходимо отметить, что консилиум в ДОО предусматривает несколько этапов: планирование, подготовку, проведение, отслеживание эффективности» [1, с. 19].
  • Педагогический совет:        обосновать заявленную задачу определения индивидуального подхода к детям, ее актуальность и пути решения с точки зрения психологической науки. В рамках данной тематике речь пойдет о:
  • психофизиологических особенностях (показатели: стеничность и темп жизнедеятельности);
  • психодинамических качествах (показатели: импульсивность-рефлексивность; пластичность-ригидность, экстравертность- интровертность, экстрапунитивность-интрапунитивность);
  • способностях (показатели: текучие, кристаллизованные);
  • эмоциональных особенностях (показатели: эмотивность, эмпатийность, нейротизм);
  • личностных особенностях (тревожность, агрессивность).
  • Индивидуальная беседа с родителями: сообщить результаты диагностики родителям о их ребенке, обращая внимание на индивидуальные/особые варианты развития ребенка (то есть на психодинамические качества, которые не поддаются коррекции и на те качества, которые поддаются изменению их содержания, степени проявления и влияния на структуру личности вследствие воздействия социального окружения).
  • Консультирование родителей: определить индивидуальную стратегию развития и обучения ребенка на основе его индивидуальных особенностей.
  • Семейный клуб, тематические родительские собрания, тренинг, родительские вечера:         просвещать родителей относительно «сотрудничества» с ребенком, чтобы на его основе уважать позицию ребенка, учитывай его точку зрения и чувства. Донести до родителей тот факт, что каждый ребенок представляет собой неповторимую личность, а значит, требует к себе особых, индивидуальных способов взаимодействия и форм общения: не навязывай, а предлагай; не принуждай, а побуждай; не приказывай, а проси; не поспеши, но и не опоздай; не отказывай, а предложи другой способ решения проблемы; развивай в ребенке дух сотрудничества, а не покорности; исходи из интересов ребенка; опирайся на собственную активность ребенка, которая будет являться источником его эмоциональной включенности.

Мы предполагаем, что реализация данных мероприятий будет способствовать решению задачи по определению индивидуального подхода педагогов к детям и приблизит к основополагающему положению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) - индивидуализации развития и обучения детей [4].  

Список литературы:        

  1. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
  2. Петровский, В.А., Калиненко, В.К., Котова, И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. -  Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать» 1995. - 85 с.
  3. Русина Е. И.  Педагогические условия личностно- ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: дис... канд. пед. наук: 13.00.01/ - М.: МПГУ, 2005. - 205 с.
  4.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -   М: УЦ Перспектива, 2014.  - 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"

Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....

Индивидуальный подход к детям на занятиях

Индивидуальный подход органически входит в посевдневную педагогическую работу. Приемы и методы его не являются специфическими , они общепедагогичесие. Творческая задача воспитателя- отобрать из общего...

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...

Содержание образовательных мероприятий по реализации задач проекта «История развития фольклорного театра»

История развития фольклорного театра на Руси – это история развития театрального искусства в России в целом. Знания об истории развития театра, представленные детям старшего дошкольного возраста...