Модель организации и результативности работы дошкольной образовательной организации по защите прав и достоинства ребёнка
учебно-методическое пособие на тему
Организация работы по профилактике и сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия и семей «группы риска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_raboty_s_semyami_nruppy_riska.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель организации и результативности работы дошкольной образовательной организации по защите прав и достоинства ребёнка
Защита детей - одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. Своевременное выявление семей «группы риска» помогает не только прекратить нарушение прав ребенка в семье, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав, совершение правонарушений подростками и взрослыми людьми. Это возможность предотвратить появление будущего преступника и еще одного социального сироты.
Семьи «группы риска» — это семьи, в которых дети ограничены в своих правах.
Работа по профилактике и сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия и семей «группы риска» проводится в отдельных блоках.
Блок 1. Организационно-управленческая деятельность
Работа с семьями «группы риска» в детском саду начинается со сбора данных для социального паспорта ДОО. Для этого ему требуется информационная помощь воспитателя, родителей, администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Социальный паспорт включает в себя следующие разделы:
♣ характеристика семей по количеству детей в семье;
♣ характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
♣ характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
♣ характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
♣ выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
♣ выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
♣ выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
♣ выделение группы детей из семей безработных;
♣ выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов (если имеются);
♣ выделение группы детей из семей военнослужащих (если имеются);
♣ выделение группы детей, родители которых алкоголики, наркоманы, находятся в местах заключения, жестоко обращаются с детьми, психически неуравновешенные, педагогически несостоятельные и т.д.;
♣ выделение группы детей, родители которых являются студентами.
К «Сведениям о семьях с опекаемыми и приемными детьми» прилагаются копии документов, подтверждающих отнесение семей к этой категории: постановление администрации, состав семьи, справку о регистрации, а так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.
К «Сведениям о семьях с детьми-инвалидами» - копию справки об инвалидности, копию удостоверения и так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.
Для правдивости сведений желательно прилагать:
♣ к «Сведениям о многодетных семьях» - справки о составе семей и т.д.
♣ к «Сведениям о малообеспеченных семьях» необходимо представлять справку о постановке на учет в органах соц. защиты.
♣ К «Сведениям о неполных семьях» - свидетельства о рождении, разводе родителей или другие подтверждающие копии документов.
По каждой категории заводится отдельная папка.
Эти сведения обновляются 2 раза в учебном году: в начале учебного года (в октябре) и в середине учебного года (январе).
Отдельный пакет документов ведется с «неблагополучными» семьями. На каждую семью заводится папка «Карта индивидуального социально-педагогического патронажа»:
1. Характеристика на ребенка (написанная воспитателем)
2. Акты контрольного обследования материально-бытовых условий
3. Состояние здоровья ребенка (заполняется мед.сестрой)
4. Посещаемость ребенком ДОУ
5. Результаты наблюдения за ребенком
6. Результаты анкетирования детей и родителей
7. Заключение по результатам социально-педагогического обследования
8. Социальный паспорт семьи
9. Выписки протоколов ПМПк
10. План индивидуальной работы с семьей (составляется совместно с родителями)
11. Список оказанных видов помощи данной семье
12. Ходатайство о постановке семей на учет в КДН, ОДН, ГБД
13. Сигнальные карты
14. Оказанные виды помощи данной семье
15. Ходатайство о снятии семьи с учета (указать причину снятия).
Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни.
Блок 2. Работа с детьми
Цель: своевременное выявление проблем, возникающих в семьях, и оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям в возникающих трудностях. Работа с детьми строится по следующему алгоритму: диагностика - психолого - педагогическое сопровождение - развивающее направление работы - коррекционное направление работы.
Блок 3. Работа с родителями
1. Оформление папок-передвижек специалистами ДОО. Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей («Трехлетний, ребёнок-какой он?», «Тепло семьи», «Как справиться с детской истерикой?», «Детские конфликты», «Семейное воспитание», «Агрессия — что это такое?» и т.д.).
2. Родительские собрания, семинары, консультации, тренинги. Цели: формирование активной педагогической позиции родителей, помочь осознать родителям стиль семейного воспитания, который они применяют− в своей семье; проследить зависимость стиля воспитания и всестороннего развития личности; предоставить родителям информацию об особенностях адаптации ребёнка к− детскому саду, помочь родителям выстроить взаимоотношения с ребёнком так, чтобы адаптация прошла наиболее благоприятным образом.
3. Приглашение родителей на открытые занятия. Цель: привлечение родителей к участию в жизни детского сада, педагогическое просвещение родителей.
4. Индивидуальное консультирование родителей специалистами по возникающим вопросам. Цель: помощь родителям в разрешении возникающих трудностей в воспитании, обучении и развитии детей.
5. Участие в общественных, спортивных и музыкальных мероприятиях в детском саду и в общегородских конкурсах, выставках, фестивалях: «Дорога и дети», «Мамочка любимая моя» и т.д. Цель: сплочение семьи, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
6. Практикумы для родителей: - «Оказание первой медицинской помощи ребёнку». - «Способы закаливания ребёнка летом». - «Витамины на грядке» (домашние рецепты витаминных блюд).
Блок 4. Работа с педагогическим коллективом
Цель: формирование психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам своевременного выявления семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия и семьей «группы риска» и работы с данными семьями.
1. Семинары, консультации для педагогов. Цель: формирование психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам своевременного выявления семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия и семьей «группы риска» и работы с данными семьями (ответственные: старший воспитатель, педагог-психолог).
2. Тренинг «Формирование коммуникативной компетентности педагогов». Цель: формирование умения педагогов эффективно строить свое общение с родителями и детьми (ответственный: педагог-психолог). 3. Семинар «Способы саморегуляции» Цель: научить педагогов техникам и приёмам саморегуляции и релаксации (ответственный: педагог-психолог). 4. Индивидуальные консультации педагогов со специалистами ДОО (ответственные: специалисты ДОО).
Блок 5. Работа со специалистами других учреждений и служб профилактики
Таким образом, работа в ДОО по своевременному выявлению семей «группы риска» и семейного неблагополучия в них на ранних этапах кризиса, использование в дальнейшем новой технологии сопровождения такой семьи во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить не только изъятие ребенка из семьи, но и преступность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье
В уголок для родителей:"Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье"...
Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье.
Правила и наставления для родителей в воспитании детей...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Памятка для родителей По защите прав и достоинства ребёнка в семье
Памятка для родителей По защите прав и достоинства ребёнка в семье...
«Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольной образовательной организации»
Теория развития ребенка Ф. Фребеля. Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика...
Памятка для родителей "ПРАВА ДЕТЕЙ" по защите прав и достоинств ребёнка в семье.
Памятка для родителей...