Конспект занятия по теме "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ"
план-конспект занятия на тему
Цель предлагаемого занятия для педагогов-психологов: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_vygoranie_pedagogov.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
- Знакомство с понятием эмоционального выгорания
- Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
- Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
- Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Материалы и оборудование: презентация на тему эмоционального выгорания, слайд с картинками, листы бумаги, карандаши, ручки, краски, клей, журналы, вырезки для коллажей магнитофон, релаксационная музыка, карточки для записи идей.
Ход тренинга
Приветствие ведущего.
Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Тема занятия "Профилактика эмоционального выгорания педагога". Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберемся, почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.
Человек усваивает:
- 10% того, что слышит
- 50 % того, что видит,
- 70 % того, что сам переживает,
- 90% того, что сам делает.
Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Сейчас мы познакомимся с симптомами эмоционального выгорания, я буду называть симптомы, а Вы должны отметить и посчитать, какие симптомы проявляются у Вас.
Симптомы эмоционального выгорания
Поведенческие
- Сопротивление выходу на работу
- Частые опоздания
- Откладывание деловых встреч
- Уединение, нежелание видеть коллег
- Нежелание видеть детей
- Нежелание заполнять документацию
- Формальное исполнение обязанностей
Аффективные
- Утрата чувства юмора
- Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения
- Повышенная раздражительность
- Ощущение придирок со стороны других
- Равнодушие
- Бессилие, эмоциональное истощение
- Подавленное настроение
Когнитивные
- Мысли о смене профессии, уходе с работы
- Слабая концентрация внимания, рассеянность
- Ригидность мышления, использование стереотипов
- Сомнения в полезности работы
- Разочарование профессией
- Циничное отношение к клиентам, коллегам
- Озабоченность собственными проблемами
Физиологические
- Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)
- Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)
- Длительно текущие незначительные недуги
- Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
- Усталость, быстрая физическая утомляемость
- Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ
- Обострение хронических заболеваний
- 0-6 – низкий уровень эмоционального выгорания
- 7-13 – средний уровень эмоционального выгорания
- 14-21 – высокий уровень эмоционального выгорания
Существует ряд упражнений направленных на снятие эмоционального напряжения, овладение умениями и навыками саморегуляции, поднятие настроения, повышение самооценки (в том числе и с профессиональной точки зрения). Я хочу Вас ознакомить с некоторыми из них.
Упражнение « Я лучше тебя …, но хуже тебя …»
Представьте, что все люди были бы одинаковыми, тогда неинтересно было бы жить на свете и поэтому давайте радоваться различиям в нас и принимать людей, такими, какие они есть. Сейчас нужно дополнить фразу: « Я лучше тебя …, но хуже тебя …». Вывод: в каждом человеке есть что-то, что он умеет лучше остальных, а что-то – хуже. Идеальных людей не бывает, каждая личность – индивидуальность.
Упражнение «Лавина»
Это упражнение описано в книге Ф.Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и компьютера». После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?».
В процессе обсуждения этого упражнения участники составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.
Упражнение « Декларация моей самости. (По Вирджинии Сатир.)»
Психолог. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Ваши руки совершенно спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу и расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает... Увидьте себя такой, какая Вы есть. (Под музыку зачитывается декларация моей самости.)
Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе.
Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.
Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я и данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я - это замечательно! Откройте глаза, ощутите свою внутреннюю силу и энергию.
Техника "Ластик"
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Выполнение предлагаемых упражнений позволит каждому из Вас, коллеги, оценить свое психо-эмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического взаимодействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Предотвращению синдрома эмоционального выгорания у педагогов."
ЦЕЛЬ: Формировать представление об эмоциональном выгорании (ЭВ). ЗАДАЧИ: 1. Расширить представление педагогов об ЭВ;2. ...
Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.Задачи:способствовать снятию эмоционального напряжения;обучить педагогов диафрагмально-релаксационному типу дыхания с помощью рукознакомить с псих...
Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...
Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов: медитация – визуализация: «Образ внутреннего мира»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»Старооскольского городского округа...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Занятие-тренинг: "Профилактика эмоционального выгорания педагога".
Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем, почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.Человек усваивает: 10% того, что слышит 50 % тог...