Дидактические игры по экологии "Удивительный мир природы"
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бурмистрова Елена Викторовна

Аннотация

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры в детском саду это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские дидактические игры главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.

Дидактические игры экологического содержания «Удивительный мир природы»  помогут детям  уточнить, закрепить, обобщить и систематизировать знания.  Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, научатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Данная методическая разработка предназначена для детей  среднего дошкольного возраста. Материал может быть использован родителями и воспитателями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Удивительный мир природы»

Дидактические игры для детей 4 – 5 лет.

1. Дидактическая игра «Старичок - лесовичок»

Цель: формировать доброе отношение к миру природы. Воспитывать познавательный интерес, потребность в охране окружающей среды.

Оборудование: карточки  с изображением экологических ситуаций.

Ход игры:  На столе разложены карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения  с природой. Затем воспитатель зачитывает ситуации поведения на природе. Дети должны ответить на вопрос стоит так делать или нет и выбрать соответствующую  карточку.

Пример ситуаций:

1.На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

2.Заботливо относится к деревьям и кустарникам.

3.Заботливо относится к живым существам леса, все они приносят пользу.

4.Не следует разжигать костры.

5.Не рвать цветы в большие букеты.

6.Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса.

7.Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты.

8.Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ёжикам, птичкам.

9.Не загрязнять озёр, речек, не бросать  в них камни, мусор.

2. Дидактическая игра «Угадай какое время года?»

Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления, учить соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.

Оборудование: муляж дерева «времена года», карточки с изображением времени года, музыкальное сопровождение для каждого времени года.

Ход игры: читая короткие стихи, предложить ребенку угадать, о каком времени года идет речь.

    Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки –

Самокаточки

Время года зима, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник!

Время года весна , обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука, —

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит

Время года лето , обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах, —

Это платье золотое

У берёзы на плечах...

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Время года осень , обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

3. Дидактическая игра «Бывает – не бывает, да или нет»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Воспитатель читает приметы сезонных изменений в природе, а дети должны отвечать бывает – не бывает, да или нет.

Оборудование: карточки с изображением времени года.

Зима

1Приходят морозы….

2Земля покрывается снежным покровом…..

3Птицы прилетают с теплых краёв ……

4Замерзают реки……

Весна

1Весной мы лепим снеговика…..

2С наступлением весны стало теплее…..

3От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейком в реку….

4Весной появляются подснежники…..

Лето

1Самые жаркие дни летом…..

2Мишки уходят в спячку летом…..

3День становится длиннее….

4Летом деревья с зеленой листвой…..

Осень

1Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет…..

2Часто идут дожди на дорогах лужи…..

3Перелетные птицы улетают в теплые края….

4Листья желтеют, краснеют и опадают…..

4. «Дидактические игры с загадками»

1 Вариант «Дикие животные»

Цель:

1 Продолжать знакомить детей с дикими животными родного края (зайцем, волком, медведем, лисой, ёжиком)

2 Стимулировать познавательный интерес, способствовать развитию памяти, мышления, внимания.

Оборудование: картинки с изображением диких животных.

Ход игры:

Зимой в берлоге спит                                                                  

И немножечко храпит.

А проснётся — давай реветь,

 А зовут его. .. (Медведь)

Не боится даже волка

 Эта маленькая кроха.

У него есть острые иголки-

Защитят его надолго. (Ёж).

Пушистая и рыжая

 На дереве живет.

 Сильными зубками

Орешки все грызёт. (Белочка).

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой,

Кто же это такой?  (Заяц)

2 Вариант «Домашние животные»

Цель:

1 Продолжать знакомить детей с домашними животными (кошкой, собакой, лошадкой, курочкой, уткой)

2 Стимулировать познавательный интерес, способствовать развитию памяти, мышления, внимания.

Оборудование:  картинки с изображением домашних животных.

Ход игры:

Ночью он уже не спит,

От мышей дом сторожит.

Молочко из миски пьёт.

Это наш домашний… (Кот)

Дразнишь — она  кусается,

 Смотришь  — уже ласкается.

На цепи она сидит,

Дом всегда сторожит.  (Собака)

Кто очень быстро мчится?

 Пыль за ним всегда клубится,

Назовите мне, ребятки.

 Это борзая…  (Лошадка).

Кудахчет эта птица,

Ищет, чем же подкрепиться.

 Она даже не хмурится.

Да  это  просто…  (Курица)

По двору она гуляет,

Травку кушать обожает.

«Кря» кричит, это не шутка,

Звать ее, конечно, …  (Утка)

3 Вариант «Овощи и фрукты»

Цель: уточнить знания детей о растениях сада и огорода, отгадать их по описанию.

Оборудование:  картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры:

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? 
(Репка)

На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(Капуста)

Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)

Круглое, румяное, 
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)

Длинноножка хвалится – 
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка.
(Вишня)

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится в скач.

В нём полезный витамин –

Это рыжий……  (апельсин).

Знают этот фрукт детишки.

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

А зовут его……….(банан)

5.Дидактическая игра «Что где растет»

Цель: активизировать в речи детей названия растений и их плодов.

 

Оборудование: иллюстрации с изображением растений и плодов.

Ход игры: узнать растение по его плодам

1Шишки растут на…..(сосне)

2Яблоки растут на……(яблоне)

3Желуди растут на……(дубе)

4Бананы растут на…….(пальме)

5Крыжовник растет  на...(кустах крыжовника)

6. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет листок»

Цель: развивать находчивость, внимание,  познавательный  интерес к миру природы.

Оборудование: если игра проводится в группе то не обходимо приготовить муляжи листьев (дуба, клена, рябины, березы).

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть изображение дерева (пример дуб) и затем по команде отыскать лист дуба и не ошибиться со своим выбором.

7.Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

Цель: воспитывать познавательный интерес, закрепить умение классифицировать птиц  на зимующих и перелётных.

Оборудование: картинки с изображение перелетных и зимующих птиц.

Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением птицы, ребенок описывает внешние признаки и отвечает на вопрос, улетает она или нет.

8.Дидактическая игра собери картинку «Насекомые»

Цель: развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику рук. Игра помогает закрепить знания о насекомых, их внешнем виде.

Оборудование: 5 картинок с изображением насекомых, муляжи насекомых.

Ход игры: Игра состоит из 5 парных картинок. Одна картинка служит ориентиром того, что должно получиться. Вторая половинка разрезается на части.

9.Дидактическая игра «Парные картинки»

Цель: Развивать умение находить в изображениях на картинках сходство и различие. Найти картинки по сходству.

Оборудование: разные картинки с изображением животных (можно овощей или фруктов), примерно 10 – 15 штук.

Ход игры: На столе раскладываются картинки лицевой стороной, их много примерно 10 – 15 штук, все они разные, но среди них есть две одинаковые. Отобрать следует только две одинаковые картинки. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например карточки с изображением двух уточек  которые имеют слабо заметное различие в окраске.

10.Дидактическая игра «Найди пару (Овощи- фрукты)»

Цель: Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук. Научить выделять основные признаки.

Оборудование: Картинка с двумя одинаковыми предметами, два шнурка, парные картинки.

Ход игры:

На столе раскладываются картинки рисунками вверх. Предлагается участникам игры самим подобрать пары, нанизывая их на шнурки. Игра заканчивается тогда, когда все пары нанизаны на шнурок.

11.Дидактическая игра «Внимание ребята! Есть вершки и корешки!»

Цель: познакомить детей с тем, что у растений есть вершки и корешки.

Развивать мелкую моторик  кисти рук. Воспитывать любознательность, находчивость, внимание.

Оборудование: муляжи овощей (отдельно вершки и корешки)

Ход игры:

На столе раскладываются муляжи овощей  (вершков и корешков). Предлагается участникам игры подобрать к каждому вершку по корешку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.

Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах. Игра "Магазин"...

Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.

Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах....

Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.

Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах....

Мультимедийная дидактическая игра "Удивительный мир неживой природы" для детей 6-7 лет

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессеТема: дидактическая игра «Удивительный мир неживой природы»Возра...

дидактические игры в младшей группе "Природа.Животные.Птицы"

Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Природа. Животные. Птицы».Отгадайте на вкус.Цель: учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор...

Дидактическая игра для старшей группы "Природа и мы!"

Игра носит познавательный и состязательный характер; позволяет закрепить знания дошкольников о живой и неживой природе....