ПРОЕКТ
проект на тему
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №2 «Рябинка»
г.Малоярославец
ПРОЕКТ
«Куклы из бабушкиного сундучка»
Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Рябинка»
Голубятникова.Е.А
г. Малоярославец
2017г.
Обоснование необходимости проекта
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.*
Проблема. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
_____________________________________________________________________________
*Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»
Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область
Цели и задачи Проекта
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важнейшей задачей современного образования. Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, методологическую основу которого составляет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в дошкольном детстве закладывается система нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру, обществу, семье и самому себе.
Цель проекта формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. 2.Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
3. Обогащать и активизировать словарь детей.
4. Познакомить с видами народных тряпичных кукол.
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
6. Расширять кругозор детей на фольклорной основе.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. В этом возрасте расширяются контакты ребенка с внешним миром. Появляется потребность в познании мира.
Для младших дошкольников характерно выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. И здесь на помощь нам приходит народная тряпичная кукла.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.
Любая традиционная народная кукла - оберег, берегиня или сделанная просто "детишкам для забавы", обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении. Чем и привлекательна для педагогов.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольной образовательной организации, которую посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: в первую очередь, родителей и других близких членов семьи. На эпизодах из жизни семьи у дошкольников формируется представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. В силу этого, важным принципом реализации проекта является взаимодействие педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
- Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».
- Совместное изготовление с детьми кукол для мини – музея.
- Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
- Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».
- Подбор картинок, иллюстраций, фотографий .
- Подборка стихов, загадок, пословиц и поговорок о труде.
Планируемые результаты:
В ходе реализации проекта духовно-нравственного воспитания младших дошкольников планируется достижение следующих результатов:
- повышение интереса к народной игрушке – кукле-самоделке, к материалам и способам ее изготовления.
- увеличение словарного запаса детей: кукла- самоделка, кукла-самокрутка, тряпичная кукла.
- повышение интереса детей и уровня знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.
Участники проекта:
воспитанники младших групп ДОУ, родители, педагоги детского сада.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Методы и технологии реализации проекта:
Методы реализации проекта
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- чтение сказок и стихотворений воспитателем с последующей драматизацией;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
3. Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- организация продуктивной деятельности
Принципы разработки и реализации Проекта
Принципы построения содержания Проекта
1. Принцип соответствия образовательного процесса возрастно-психологическим закономерностям развития ребенка.
Подбор педагогом содержания и методов работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Все специфические виды детской деятельности (игра, творчество, коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельность) используются с учетом особенностей возраста и задач развития, которые должны быть решены в дошкольном детстве.
2. Принцип интеграции всех образовательных областей ФГОС ДО.
Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями, при этом связующим центром всех областей является духовно-нравственное воспитание. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Принцип культурно-исторического подхода.
Содержание проекта опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, вера в добро.
4. Принцип деятельностного подхода.
Содержание проекта реализуется, преимущественно, в активных формах – практических видах деятельности, имеющих созидательную, нравственную направленность (совместные с детьми игры, праздники)
Принципы реализации Проекта
1. Принцип индивидуализации образовательного процесса.
Построение образовательной деятельности дает возможность для индивидуальной траектории развития каждого ребенка, учитывающей его специфические особенности, а также – предоставляющей ему возможность выбора различных видов деятельности, проявления инициативности и самостоятельности.
2. Принцип вариативности.
Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания, а также – его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, что способствует актуализации как явных, так и скрытых его возможностей.
3. Принцип сотрудничества ДОО с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций.
4. Принцип социального партнерства и использования ресурсов местного сообщества.
Проект предполагает, что ДОУ устанавливает отношения сотрудничества не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального или культурного опыта детей, их приобщению к отечественным культурным традициям (в форме проведения совместных проектов, праздников и т.п.).
Мы задали себе вопрос, а что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав игры детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мы решили разработать проект «Куклы наших бабушек».
Мы считаем, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.
Для реализации проекта использовали:
дидактический материал:
технические средства обучения (аудио-видео аппаратура);
методические средства обучения (аудио-видео записи, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т. д.);
народные куклы.
Материальные ресурсы:
инструменты (ножницы);
схемы, эскизы;
лоскутки различной формы и размера;
природный материал;
нитки разных цветов и толщины.
Мы разработали план работы по Проекту.
Рабочий план реализации Проекта
- Подготовительный этап – сентябрь
- Основной этап – октябрь - апрель
- Заключительный - май
Сроки проведения | Тема занятия Задачи занятия. | Форма проведения. Краткая характеристика занятия (литературный ряд, зрительный/музыкальный ряд, практический материал и т.д.) | Взаимодействие с семьей (рекомендуемые задания для совместной деятельности, литература для домашнего чтения и др.) | |
Месяц | Неделя | |||
сентябрь | Знакомство с народной куклой Задачи: Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой. Формировать знания о разнообразии и назначении кукол. | Беседы: «Моя любимая игрушка» «Какие куклы бывают?» «Почему куклу ….. так называют?» Рассматривание иллюстраций с тряпичными куклами. Игровая ситуация «Придумай кукле имя» | Рассматривание семейного альбома, рассказ родителей о своих игрушках. | |
октябрь | Народная игровая кукла Задачи: Познакомить с народными игровыми куклами. Развивать интерес к игровой кукле «Зайчик на пальчик» Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации. | Беседа: «Моя любимая кукла» Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов . Д/игра «Узнай по описанию» | Рисование «Зайки на лужайке» | |
ноябрь | Из чего делали кукол? Задачи: Познакомить с материалами из которых делались куклы. Расширять знания о свойствах ткани. | Д/игра «Завяжи узелок» Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы (повязывание платка на кукол) | Создание коллекции лоскутков (совместно с родителями) | |
декабрь | Кукла «Пеленашка» Задачи: Научить мастерить куклу- пеленашку. Совершенствовать мелкую моторику рук: сворачивание, скручивание, завязывание. Учить применять игрушку в сюжетных играх. | Игровая ситуация «пеленание куклы» Сворачивание в рулон полотенца, ленты. Изготовление куклы – пеленашки. Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен | Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен | |
январь | Тряпичная кукла «Хороводница Задачи: Учить внимательно наблюдать за изготовлением куклы «Хороводница» Развивать интерес к куклам на палочках. Учить крутить палочку между ладошками. | Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод» с музыкальным сопровождением народной музыкой. Прослушивание народных песен, потешек. прибауток | Изготовление куклы «Хороводница» | |
февраль | Кукла «Колокольчик» Задачи: Учить внимательно наблюдать за изготовлением куклы «Колокольчик» Воспитывать интерес к изучению русской народной культуры. | Беседа о добре. Куколка «Колокольчик» - это куколка добрых вестей. Д/игра «Хорошо – плохо» | Чтение М.А. Лубяная «Колокольчик» | |
март | Встреча весны Задачи: Познакомить с обычаями и традициями встречи весны на Руси. Познакомить с куклой «Веснянка» | Разучивание песенок, закличек. Разучивание хороводной игры «Весна – красна» Игровое упражнение «Заплети кукле косу» Досуг «Встреча весны» | Рисование «Весна – красна» | |
апрель | Кукла «Бабочка» Задачи: Научить мастерить куклу «Бабочка». Совершенствовать мелкую моторику рук: складывание, завязывание. Учить применять игрушку в сюжетных играх. | Изготовление куклы «Бабочка» Чтение Д/ игра «Найди свой цветок» Рисование «Бабочки на лугу» | Сочинение сказки про бабочку Чтение сказок «Сказка о принцессе-бабочке, мечте и паучке», «Сказка о бабочке», стихов Л. Максимчук, А. Павловой, Л. Мелеховой. | |
май | Мини – музей народных кукол «Куклы из бабушкиного сундучка» Задачи: Продолжать развивать интерес к народной игрушке. Формировать навыки театрализованной деятельности. | Беседа: «О чем расскажет сундучок» - каждая кукла несет в себе русские народные традиции. Презентация. Театрализованная деятельность | Изготовление кукол для мини – музея. |
Оценка эффективности реализации проекта
Наш проект оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта, и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Было начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек»; оформлена мини-книжка «Рассказы наших бабушек» и папка-передвижка для родителей «Играйте с ребенком в народные игры и игрушки». Мамы и бабушки тоже не остались в стороне, активно включились в реализацию проекта.
На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.
Литература:
1.Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»
Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область)
2.О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004.
3.Елена Беретнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.
4. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...