ПРОЕКТ
проект на тему

Голубятникова Евгения Анатольевна

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №2 «Рябинка»

г.Малоярославец

ПРОЕКТ

«Куклы из бабушкиного сундучка»

Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Рябинка»

Голубятникова.Е.А

г. Малоярославец

2017г.

                                                     Обоснование необходимости проекта

    Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

    Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.  Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.*

Проблема. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

_____________________________________________________________________________

*Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»

Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область

Цели и задачи Проекта

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важнейшей задачей современного образования.  Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, методологическую основу которого составляет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

            Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в дошкольном детстве закладывается система нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру, обществу, семье и самому себе.

        

           Цель проекта формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.

          Задачи:

1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. 2.Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с  куклами.

3. Обогащать и активизировать словарь детей.

4. Познакомить с  видами народных тряпичных кукол.

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

6. Расширять кругозор детей на фольклорной основе.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. В этом возрасте расширяются контакты ребенка с внешним миром. Появляется потребность в познании мира.

Для младших дошкольников   характерно  выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.  И здесь на помощь нам приходит народная тряпичная кукла.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Любая традиционная народная кукла - оберег, берегиня или сделанная просто "детишкам для забавы", обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении. Чем и привлекательна для  педагогов. 

            В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольной образовательной организации, которую посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: в первую очередь, родителей и других близких членов семьи. На эпизодах из жизни семьи у дошкольников формируется представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. В силу этого, важным принципом реализации проекта является взаимодействие педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников. 

 Взаимодействие  с  семьями воспитанников.

- Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
- Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».
- Совместное изготовление с детьми кукол для мини – музея.
- Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
- Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».
- Подбор картинок, иллюстраций, фотографий .
- Подборка стихов, загадок, пословиц и поговорок о труде.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта духовно-нравственного воспитания младших дошкольников планируется достижение следующих результатов:

  • повышение интереса к народной игрушке – кукле-самоделке, к материалам и способам ее изготовления.
  • увеличение словарного запаса детей: кукла- самоделка, кукла-самокрутка, тряпичная кукла.
  • повышение интереса детей и уровня знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.

Участники проекта:

воспитанники младших групп ДОУ, родители,  педагоги детского сада.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Методы и технологии реализации проекта:

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

-     показ сказок (педагогом, детьми);

-     рассматривание  книжных иллюстраций;

-     проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

-    чтение педагогом художественной литературы;

2. Словесно-образный метод: 

-    чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

-    загадывание и отгадывание загадок;

-    рассматривание наглядного материала;

         -   чтение сказок и стихотворений  воспитателем с последующей драматизацией;

-  проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

3. Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- изготовление кукол к сказкам;

- организация  вечеров с родителями, для родителей;

- организация продуктивной деятельности

 Принципы разработки и реализации Проекта

Принципы построения содержания Проекта

1. Принцип соответствия образовательного процесса возрастно-психологическим закономерностям развития ребенка.

Подбор педагогом содержания и методов работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Все специфические виды детской деятельности (игра, творчество, коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельность) используются с учетом особенностей возраста и задач развития, которые должны быть решены в дошкольном детстве.  

2. Принцип интеграции всех образовательных областей ФГОС ДО.

Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями, при этом связующим центром всех областей является духовно-нравственное воспитание. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

3. Принцип культурно-исторического подхода.

Содержание проекта опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России:  человеколюбие, справедливость, вера в добро.

4. Принцип деятельностного подхода.

Содержание проекта реализуется, преимущественно, в активных формах – практических видах деятельности, имеющих созидательную, нравственную направленность (совместные с детьми игры, праздники)

Принципы реализации Проекта

1. Принцип индивидуализации образовательного процесса. 

Построение образовательной деятельности дает возможность для индивидуальной траектории развития каждого ребенка, учитывающей его специфические особенности, а также –  предоставляющей ему возможность выбора различных видов деятельности, проявления инициативности и самостоятельности.

2. Принцип вариативности.

Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания, а также –  его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, что способствует актуализации как явных, так и скрытых его возможностей.

3. Принцип сотрудничества  ДОО с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций.

4. Принцип социального партнерства и использования ресурсов местного сообщества. 

Проект  предполагает, что ДОУ устанавливает отношения сотрудничества не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального или культурного опыта детей, их приобщению к отечественным культурным традициям (в форме проведения совместных проектов,  праздников и т.п.).

     Мы задали себе вопрос, а что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав игры детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мы решили разработать проект «Куклы наших бабушек».

Мы считаем, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Для реализации проекта использовали:

дидактический материал:

технические средства обучения (аудио-видео аппаратура);

методические средства обучения (аудио-видео записи, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т. д.);

народные куклы.

Материальные ресурсы:

инструменты (ножницы);

схемы, эскизы;

лоскутки различной формы и размера;

природный материал;

нитки разных цветов и толщины.

Мы разработали план работы по Проекту.


 Рабочий план реализации Проекта

  1. Подготовительный этап – сентябрь
  2. Основной этап – октябрь - апрель
  3. Заключительный  - май

Сроки проведения

Тема занятия

Задачи занятия.

Форма проведения.

Краткая характеристика занятия (литературный ряд, зрительный/музыкальный ряд, практический материал и т.д.)

Взаимодействие с семьей (рекомендуемые задания для совместной деятельности, литература для домашнего чтения и др.)

Месяц

Неделя

сентябрь

Знакомство с народной куклой

Задачи:

Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой.

Формировать знания о разнообразии и назначении кукол.

Беседы:  «Моя любимая игрушка» «Какие куклы бывают?»

«Почему куклу ….. так называют?»

Рассматривание иллюстраций с тряпичными куклами.

Игровая ситуация «Придумай кукле имя»

Рассматривание семейного альбома, рассказ родителей о своих игрушках.

октябрь

Народная игровая кукла

Задачи:

Познакомить с народными игровыми куклами.

Развивать интерес к игровой кукле «Зайчик на пальчик»

Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации.

Беседа: «Моя любимая кукла»

Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов .
Потешки. Поговорки. Загадки.

Д/игра «Узнай по описанию»

Рисование «Зайки на лужайке»

ноябрь

Из чего делали кукол?

Задачи:

Познакомить с материалами из которых делались куклы.

Расширять знания о свойствах ткани.

Д/игра «Завяжи узелок»

Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы (повязывание платка на кукол)

Создание коллекции лоскутков (совместно с родителями)

декабрь

Кукла «Пеленашка»

Задачи:

Научить мастерить куклу- пеленашку.

Совершенствовать мелкую моторику рук: сворачивание, скручивание, завязывание.

Учить применять игрушку в сюжетных играх.

Игровая ситуация «пеленание куклы»

Сворачивание в рулон полотенца, ленты.

Изготовление куклы – пеленашки.

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен

январь

Тряпичная кукла «Хороводница

Задачи:

Учить внимательно наблюдать за изготовлением куклы «Хороводница»

Развивать интерес к куклам на палочках.

Учить крутить палочку между ладошками.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод» с музыкальным сопровождением народной музыкой.

Прослушивание народных песен, потешек. прибауток

Изготовление куклы «Хороводница»

февраль

Кукла «Колокольчик»

Задачи:

Учить внимательно наблюдать за изготовлением куклы «Колокольчик»

Воспитывать интерес к изучению русской народной культуры.

Беседа о добре. Куколка «Колокольчик» - это куколка добрых вестей.

Д/игра «Хорошо – плохо»

 Чтение М.А. Лубяная «Колокольчик»

март

Встреча весны

Задачи:

Познакомить с обычаями и традициями встречи весны на Руси.

Познакомить с куклой «Веснянка»

Разучивание песенок, закличек.

Разучивание хороводной игры «Весна – красна»

Игровое упражнение «Заплети кукле косу»

Досуг «Встреча весны»

Рисование «Весна – красна»

апрель

Кукла «Бабочка»

Задачи:

Научить мастерить куклу «Бабочка».

Совершенствовать мелкую моторику рук: складывание, завязывание.

Учить применять игрушку в сюжетных играх.

Изготовление куклы «Бабочка»

Чтение

Д/ игра «Найди свой цветок»

Рисование «Бабочки на лугу»

Сочинение сказки про бабочку

Чтение сказок «Сказка о принцессе-бабочке, мечте и паучке», «Сказка о бабочке», стихов Л. Максимчук, А. Павловой, Л. Мелеховой.

май

Мини – музей народных кукол «Куклы из бабушкиного сундучка»

Задачи:

Продолжать развивать интерес к народной игрушке.

Формировать навыки театрализованной деятельности.

Беседа: «О чем расскажет сундучок» - каждая кукла несет в себе русские народные традиции. Презентация.

Театрализованная деятельность

Изготовление кукол для мини – музея.


Оценка эффективности реализации проекта

Наш проект оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта, и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Было начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек»; оформлена мини-книжка «Рассказы наших бабушек» и папка-передвижка для родителей «Играйте с ребенком в народные игры и игрушки». Мамы и бабушки тоже не остались в стороне, активно включились в реализацию проекта.

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.

Литература:

1.Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»

Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область)

2.О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004.

3.Елена Беретнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.

4. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...