Перевернутый мир.
статья на тему

Пантелеева Анна Юрьевна
Ирония и парадокс в детской литературе и литературном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               «Перевернутый мир».        

            Критик и теоретик детской литературы Л.А. Кучегура утверждает, что «перевертыши» не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире, но напротив, укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи. «Ибо так уж устроен ребенок,- пишет Л.А. Кучегура, что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром, но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики».

        Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы. Он ни на минуту не верит в их подлинность. Навязывание предметам несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава. В русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер игры в обмолвку:

«Полтора молока чистого кувшина.

Гладь, из- под собаки лают ворота.

Мужик схватил собаку и давай бить палку».

        Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры, но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра, игра мыслительная,  игра ума:

Будем кушать на диване, а спать на столе.

Наденем фуражку на ноги, а сандалии на голову.

Возьмем дверь и откроем ключ.

        Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру. Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу. Жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни. В основе этих причуд не юмористическое, а познавательное отношение к миру. Ибо давно уже стало общепринятой истиной, что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков, нужных ему для ориентации в жизни.

        Играть в детстве - то же, что накапливать опыт, а этот накопленный опыт порождает новые знания, чувства, желания, поступки и новые способности. Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире: «Я - то не обожгусь холодной кашей»; «я - то не испугаюсь улитки»; «на дне моря я не стану искать землянику».

        В этом проверочном испытании, в этом само экзамене - главное значение игры в перевертыши.

        В перевертышах можно выделить следующие разделы:

1 . Перевертыши большого и малого (малому приписываются качества большого – комарище, упавший с дуба);

2 . Перевертыши холодного и горячего (холодному приписываются качества горячего и наоборот: - я - то не обожгусь холодной водой);

3 . Перевертыши еды (съедобность несъедобных вещей  - пил - ел лапти);

4 . Перевертыши одежды (наденем фуражку на ноги, а сандалии на голову);

5 . Перевертыши явлений природы (море горит);

6 . Перевертыши ездока и коня (конь едет верхом);

7 . Перевертыши телесных недостатков (слепые видят);

8 . Перевертыши действующих лиц (глядь, из-под собаки лают ворота).

        Вовлекая ребенка в «перевернутый мир», мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе, но, напротив, способствуем ей, ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой «перевернутый мир», чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным.

        Перевертыши есть такое же порождение игр.

        Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.

        У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из непосредственных задач воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перевернутый класс. Опыт применения в ДОУ

Устанавливаемые Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии орг...

Корректурная проба "Перевернутые цифры"

Корректурные пробы помогают развить у ребенка старшего дошкольного возраста устойчивость и концентрацию внимания....

Средняя группа. Чтение "Сказка о перевернутой черепахе". Заучивание "Песенки о львенке и черепахе"

Средняя группа. Чтение "Сказка о перевернутой черепахе". Заучивание "Песенки о львенке и черепахе"24.04.2020Чтение  "Сказка о перевернутой черепахе" Михаила Пляцковс...

Статья. Технология смешенного обучения «перевернутый класс» как средство повышения эффективности урока английского языка.

Современные  образовательные условия должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у обучающихся навыков критического анализа информации и планиров...

Математическая сказка "Перевернутый стул"

Математическая сказка с использованием "Развивающих пособий В.Воскобовича"...

Перевернутое дерево.

Сценарий осенней сказки "Перевернутое дерево", для детей подготовительной группы....