Исследуем окружающий мир с «Наурашей»
статья (подготовительная группа) на тему

Абрамова Ирина Анатольевна

Исследуем окружающий мир с «Наурашей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследуем окружающий мир с «Наурашей»

                                                                        Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках,

Послушать…

Понюхать…

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

                                                                                         Анна Роговин

         Как показать ребятишкам, не умеющим читать и писать, что такое температура, магнитное поле, кислотность, сердечный пульс и много чего еще. Оказалось, что все это можно весело и увлекательно преподнести, используя современную детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».                                                                                                                                                                                            

        С целью развития в детях любознательности, стремления к познанию и открытиям возникла необходимость перевести методики на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.                                                                                                           В чем суть и особенность методики использования лаборатории? Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Особенностью является то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, мы делаем игру живой по-настоящему, когда ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир. В игровой форме вместе с главным героем Наурашей дети учатся измерять температуру, начинают понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, меряются силой, узнают о пульсе, заглядывают в загадочный мир кислотности.                                                                                                                                                                                                               «Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров.                             Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя вдохновляет детей к познаниям и исследованиям. Наураша переносит игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проводят  исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.

       Игры с детьми в мини-лабораториях решают следующие задачи:

  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
  • формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
  • освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

       Работа с детьми осуществляется через ряд взаимосвязанных этапов.

1. Ознакомительный этап (знакомство с оборудованием, главным героем Наурашей, условными обозначениями).

Набор состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику:

  • Температура
  • Свет
  • Звук
  • Сила
  • Электричество
  • Кислотность
  • Пульс
  • Магнитное поле

       Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке. Однако мы начали с наиболее значимых детям физических величин: температура, свет, звук.

  • этап.  Работа в цифровой лаборатории.

         Содержание программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода. Работа в цифровой лаборатории строятся в соответствии со следующими компонентами системно-деятельностного подхода:

  • Мобилизующий – включение воспитанников в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование целей деятельности по схеме: вспомнить – узнать – научиться. Дети могут начинать измерение датчиком только после того, как Наураша закончит формулировать задание.
  • Экспериментирование (проведение опытов). Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям, дети знакомятся с приборами для измерений и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений.
  • Коммуникация. Дети взаимодействуют друг с другом, учатся отстаивать своё мнение.
  • Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

          Во время работы мы не требуем от детей идеальной тишины. Постоянно стимулируем детское любопытство, готовы к вопросам детей, не сообщаем знания в готовом виде, а помогаем найти ответ на вопрос самостоятельно, поставив небольшой опыт. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаем из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.  Работая в лабораториях парами, группами, ребята учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать своё. Чувствуя себя свободно, дети проявляют инициативу, творчество, самостоятельно принимают решения.    

            Организация образовательного пространства с помощью всех модулей цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, экспериментирование с различными материалами.                                            Ребёнок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Получение такого опыта очень важно на следующей ступени образования.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследуем свойства воды. Детское экспериментирование с водой.

Предложенные опыты и игры с водой помогут детям старшего дошкольного возраста систематизировать знания о свойствах воды, помогут в доступной форме узнать о круговороте воды в природе....

Помогаем ребенку научиться наблюдать и исследовать окружающий мир.

Как родители могут помочь  своему ребенку научиться наблюдать и исследовать окружающий мир?...

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста Тема: «Исследуем и познаем окружающий мир»

Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных ре...

Конспект воспитательного мероприятия в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Наураша" - "В поисках датчика для Наураши"

Цель: Знакомство с техникой безопасности при работе с интерактивной лабораторией «Наураша».Задачи:научить техникой безопасности при работе с интерактивной лабораторией «Наураша...

Сборник загадок по темам, изучаемым в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Наураша» - "Загадки Наураши"

Цель: создание условий для познавательного развития и коммуникативных качеств дошкольников посредством овладения умением отгадывать загадки.Задачи:- развитие познавательной сферы детей;- развитие...