Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.

Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение. Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека, являются следствием общего кризиса культуры. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять не на последнем месте. Эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте - первом звене системы образования.

Дошкольное образование - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической

культуры личности.

В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой , а также в его поведения в природе.

Благодаря этому появляется возможность формирования экологических

знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно- правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном

детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на

чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развитии отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Следует остановиться на некоторых формах работы с детьми. Чаще всего в повседневной жизни как метод работы с детьми используется наблюдение. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Как компонент наблюдение включается во все формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном - все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Особое внимание следует уделить комплексным занятиям, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми - чет кая последовательность вопросов, помогающая понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Большое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке дошкольного учреждения по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники и старшие дошкольники. Это, например,- предновогодняя акция «Зеленая елочка - живая иголочка» и «Земля - наш дом», приуроченная ко Дню Земли - 22 апреля. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы дошкольного учреждения, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Экологически культурного ребенка может воспитать экологически грамотный и культурный человек. Воспитатель должен обладать экологической культурой и владеть рядом педагогических умений. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и правильной для детей. Ребенок, познавший и полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.

Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение. Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека, являются следствием общего кризиса культуры. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять не на последнем месте. Эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте - первом звене системы образования.

Дошкольное образование - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической

культуры личности.

В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой , а также в его поведения в природе.

Благодаря этому появляется возможность формирования экологических

знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно- правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном

детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на

чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развитии отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Следует остановиться на некоторых формах работы с детьми. Чаще всего в повседневной жизни как метод работы с детьми используется наблюдение. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Как компонент наблюдение включается во все формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном - все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Особое внимание следует уделить комплексным занятиям, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми - чет кая последовательность вопросов, помогающая понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Большое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке дошкольного учреждения по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники и старшие дошкольники. Это, например,- предновогодняя акция «Зеленая елочка - живая иголочка» и «Земля - наш дом», приуроченная ко Дню Земли - 22 апреля. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы дошкольного учреждения, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Экологически культурного ребенка может воспитать экологически грамотный и культурный человек. Воспитатель должен обладать экологической культурой и владеть рядом педагогических умений. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и правильной для детей. Ребенок, познавший и полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...