Методическая разработка "Формирование предпосылок здорового образа жизни в дошкольном детстве".
методическая разработка на тему

Евгения Андреевна Чумаченко

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................       3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Сущность и система здорового образа жизни» ................    5

ГЛАВА ВТОРАЯ. «Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей

в старшем дошкольном возрасте» ....................................................................... 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................         11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................................         12

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок здорового образа жизни в дошкольном детстве.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Сущность и система здорового образа жизни»        5

ГЛАВА ВТОРАЯ. «Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей в старшем дошкольном возрасте»        7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        12


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На сегодняшний день необходимо изучать формирование предпосылок здорового образа жизни в дошкольном детстве взрослым, для того чтобы как можно проще и доступнее донести их детям. Ведь ЗОЖ, включающий систему физического воспитания, достаточную двигательную активность, закаливание, должный санитарно-гигиенический режим, качественное питание, лечебно-профилактическую работу, оказывает в значительной степени положительное влияние состояние детей.

Здоровый образ жизни предполагает включение в повседневную жизнь правил, выполнение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья отдельного человека, его семьи, окружающих его людей. Данная цель может быть достигнута при условии осознания каждым человеком ценности здоровья и взятии на себя ответственности за его состояние.[1]

Цель исследования: выявить наиболее эффективные педагогические условия развития навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

  1. 1.Изучить психолого-педагогические подходы к вопросу здорового образа жизни.
  2. Изучить современный уровень систему здорового образа жизни в дошкольном учреждении.
  3. Разработать и экспериментально апробировать систему работы по здоровому образу жизни.

Объект исследования - здоровый образ жизни.

Предмет исследования - формирования здорового образа жизни.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования советских и российских психологов, докторов психологических наук, профессоров Алексея Александровича Бодалева и  Леонида Абрамовича Венгера. Анализ их работ показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму как ценности.

 


ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Сущность и система здорового образа жизни»

Здоровый образ жизни в первую очередь включает в себя двигательный режим - рациональное сочетание различных видов, форм и содержания ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают движения детей. В литературе встречаются термины «достаточный двигательный режим», «нормальный», «повышенный». Все они ориентируют на обеспечение оптимальной двигательной активности детей. Однако это одностороннее освещение сущности двигательного режима. Назначение его не только в удовлетворении потребности детей в движении. Не менее важна содержательная сторона - разнообразие движений, видов и форм деятельности. [2]

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия.

К организованным формам физического воспитания относятся:

1) физкультурные занятия;

2) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия),

3) активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы;

4) домашние задания по физкультуре;

5) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

6) секционно-кружковые занятия;

7) профилактические и реабилитационные мероприятия.

Главная цель двигательного режима -  удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться улучшения их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего  развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях.


ГЛАВА ВТОРАЯ. «Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей в старшем дошкольном возрасте»

Одной из причин неблагополучия в состоянии здоровья детей является и недооценка культуры воспитания, формирования физического и духовного здоровья. У многих родителей отсутствует приоритет сохранении здоровья над другими жизненными ценностями. Педагогическая система образования н условия современной жизни не всегда способствуют сохранению здоровья подрастающего поколения как главного потенциала развития общества. Интенсификация и экстенсификация учебного процесса создали предпосылки для дистресса, хронического утомления и переутомления, снижения резистентности организма, увеличения психосоматических расстройств и хронических заболеваний.[3]

Наряду с решением традиционных задач по формированию физкультурных знаний, двигательных умений, воспитанию физических качеств необходимо действенное усиление внимания, направленного на формирование и укрепление здоровья детей, расширение функциональных возможностей растущего организма и его адаптации к изменяющимся условиям внешней среды за счет рационального использования средств физической культуры.

Одной из важнейших задач профилактики заболеваний у детей является адаптация, т.е. процесс приспособления организма к различным условиям существования в окружающей среде. Так, адаптация к физическим нагрузкам достигается благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями с последовательным и постепенным увеличением количества мышечной работы. В результате такого долговременного приспособления организма развивается состояние тренированности.

При адаптации в организме происходят полезные морфологические изменения: увеличивается длина тела, нарастает мышечная масса, укрепляется суставно-связочный аппарат и др., совершенствуются и расширяются функциональные возможности систем внешнего дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной и др., которые обеспечивают эффективное приспособление организма к различной мышечной работе. Существенно повышаются сократительная способность миокарда и резерв сердца, сокращается время врабатывания и восстановления, повышается иммунологический статус организма, физически хорошо подготовленные дети лучше справляются с умственными и физическими нагрузками.

Систематические занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом питания позволяют расширить диапазон адаптации и сделать организм устойчивым не только к мышечной работе, но и к воздействию радиации, простудным заболеваниям, эмоциональным стрессам.

Развитию адаптации способствуют аэробные нагрузки (ходьба, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах) и анаэробные упражнения (гимнастические, дыхательные, ритмопластика и пр.). Однако, аэробные нагрузки более предпочтительны. В любом случае важно соблюдать принципы постепенности, адекватности и индивидуального дозирования.

Занятия физическими упражнениями способствуют формированию физического здоровья. Оздоровление средствами физической культуры предусматривает нормализацию энергетического баланса, повышение энергетического потенциала и работоспособности, расширение резерва газообмена, совершенствование вегетативной регуляции кровообращения, закаливание, а также повышение функциональной активности физиологических систем, ответственных за выведение из организма химических веществ, в том числе и радионуклидов.[4] 

Нормализация энергетического баланса направлена на сохранение идеальной массы тела. С этой целью используются аэробные нагрузки, улучшающие обмен веществ и стимулирующие расход жиров. Разумно также использовать работу на тренажёрах, упражнения с предметами, с отягощением и сопротивлением. При избыточной массе тела выполнение упражнений дополняется ограничением суточного потребления калорий за счёт жиров.

Повышению общего тонуса способствуют упражнения в расслаблении; па формирование правильной осанки, выполняемые перед зеркалом или у стены, для мышц шеи, в равновесии, на координацию, особенно для тренировки вестибулярного аппарата. Тренировка вестибулярного аппарата осуществляется при изменении положения тела но отношению к центру тяжести, скорости прямолинейного движения, выполнении описанных остановок, при наклонах головы и поворотах; выполнении упражнений на возвышенной и подвижной опоре, при снятии или ограничении зрительного анализатора и пр.

Повышается эмоциональный тонус при музыкальном сопровождении на занятиях физическими упражнениями, при использовании элементов спортивных и подвижных игр соревновательных заданий.

Физические упражнения могут быть использованы с целью реабилитационного воздействия, направленного па восстановление здоровья детей, перенёсших травмы или имеющих хронические заболевания. Для этого специалист но физическому воспитанию должен располагать комплексами упражнений для домашних заданий, способствующих восстановлению утраченной или сниженной функции (например, для восстановления хватательной функции руки, навыков ходьбы, предупреждения спаечного процесса в брюшной полости и т.д.)

Исходя из выше перечисленного можно выделить основные положения, которые необходимо включить в перечень приоритетных в образовательном процессе дошкольного учреждения.

  1. Наивысшей обязанностью педагогов и родителей является ответственность за состояние здоровья детей, обеспечение единых подходов к созданию здоровье сберегающей среды жизнедеятельности, овладение основами оздоровительного воспитания.
  2. Оздоровительная работа должна выступать не частью, а общей направленностью всего педагогического процесса. Положительную динамику индивидуального уровня здоровья детей следует считать одним из главных показателей работы дошкольного учреждения.
  3. Ведущая роль в сохранении и формировании здоровья детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе, поэтому важно целенаправленно повышать статус физической культуры как средства развивающего оздоровления.
  4. В каждом дошкольном учреждении необходима своя система физического воспитания, разработанная на основе базисной образовательной программы с учетом особенностей здоровья детей, специфики внутренних условий, запросов родителей.
  5. Для оценки оздоровительной работы целесообразно использовать критерии, наглядно демонстрирующие динамику индивидуальных показателей здоровья детей, и отказаться от усредненных.
  6. Необходима вдумчивая самообразовательная работа педагогов по организации оздоровительно-развивающей работы с детьми. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе рассматривается формирование предпосылок здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В первой главе рассматриваются основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения.

Во второй главе определили практическое значение разработанной системы формирования здорового образа жизни у детей. И пришли к выводу, что в первую очередь, необходимо организовывать развивающую среду, ориентированную на обогащение знаний детей о ЗОЖ, стимулирующую двигательную и познавательную активность. В работе учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый новый день начинался с утренней зарядки. Она поднимала всем настроение и заряжала энергией на весь день, создавала хорошее настроение.

Если правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематически работать по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, то это будет способствовать укреплению здоровья детей, сформирует представление о здоровье, как о ценности, воспитает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006
  2. Здоровый образ жизни как взаимосвязь физического, психического и социального здоровья / Самусева Н.В. // Адукацыя i выхаванне №9: - Минск, 2007.-44 с.
  3. Логвина Т. Физкультура - для здоровья. // Пралеска, №12, снежань, 2006.
  4. Логвина Т. Физкультура, которая лечит. Пособие для педагогов и медицинских работников дошкольных учреждений. - Мозырь. ООО ИД «Белый Ветер.. 2003. - 172 с.
  5. Пралеска: программа дошкольного образования / /Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.


[1] «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006

[2] Логвина Т. Физкультура - для здоровья. // Пралеска, №12, Снежань, 2006. С. 42

[3] Здоровый образ жизни как взаимосвязь физического, психического и социального здоровья / Самусева Н.В. // Адукацыя i выхаванне №9: - Минск, 2007.С. 28

[4] Логвина, Т.Ю. Физкультура, которая лечит. Пособие для педагогов и медицинских работников дошкольных учреждений. - Мозырь. ООО ИД «Белый Ветер.. 2003. С. 29

[5] Пралеска: программа дошкольного образования / /Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...