Консультация «Наказание и поощрение детей»
консультация по теме

Мягких Галина Александровна

Данная консультация раскрывает главные правила поощрения и наказания детей, кто в них особенно нуждается, какие бывают виды поощрения и наказания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Наказание и поощрение детей»

Наказание и поощрение-

это две стороны одной медали.

А. Макаренко

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний можно добиться дисциплинированного, ответственного поведения ребенка.

В наши дни среди широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей.

Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка.

Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Такова была точка зрения великого русского педагога К. Д. Ушинского писавшего: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания».

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств был А. С. Макаренко.

Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов».

Сразу скажем, что физические меры наказания недопустимы, как дома, так и в учебном учреждении, так как противоречат не только морально-этическим нормам, но и действующему законодательству.

Если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для окружающих, и он не обращает внимания на замечания, то возможно применить педагогически оправданные наказания:

• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка.

• Просьбы или советы

• Лишение ребенка чего-то приятного. При этом важно, чтобы он знал, за что наказан.

• Лишение каких- либо привилегий, например просмотра вечерних мультфильмов.

Существует несколько правил наказания:

• Наказывая, подумайте: Зачем? Для чего?

• Наказание никогда не должно вредить здоровью.

• Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывайте! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай".

• За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

• Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.

• Наказан - значит прощен, страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.

• Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

• Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Рекомендуется, чтобы время наказания не превышало количества минут, равного возрасту ребенка (для 5-летнего — 5 минут).

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями.

При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

• Дети с комплексом неполноценности. Без похвалы такие дети страдают.

• Дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих.

• Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

Правило второе

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Необходимо определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье

Требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно, что перегородить полноводную реку.

Правило четвертое

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Таким образом, поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой “воспитание”. Поэтому каждому взрослому необходимо знать основные правила поощрения и наказания, и применять их сбалансировано, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются значительнее быстрее.


Рекомендации для родителей

«Организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей»

Источником воспитания ребенка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.

Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребенка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

- Говорите с ребенком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

- Задавайте ребенку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не смейтесь над ними.

- По возможности путешествуйте с ребенком.

- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

- Ходите с ребенком в музеи.

Проводите совместные наблюдения и опыты.

- Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.  

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

-измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

- азбуки картинные, книги для первого чтения, былины, мифы, легенды;

-часы настенные и календарь;

-настольные и печатные игры – лото, пазлы,  домино, шашки, шахматы;

-чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми. Сотрудничество сплачивает семью.

Рекомендуем провести дома с детьми интересные эксперименты.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».

Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребенку листы плотной бумаги, тертую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Музыкальные бутылочки (от 3 до 5лет)

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребенку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребенок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей.

Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира.

Наша консультация подошла к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...

Консультация "Наказание и поощрение"

Консультация "Наказание и поощрение"...

Консультации педагога-психолога Правила наказания-способы поощрения детей!

Правила наказания детей 1.     При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он н...

Консультация для родителей «Наказания и поощрения детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по наказаниям и поощрениям...

Консультация для родителей «Наказание и поощрение детей в семье»

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчи...

Консультация для родителей Наказание и поощрение детей в семье

Консультация для родителей о наказаниях и поощрениях детей...

Консультация для педагогов на тему: «О НАКАЗАНИИ И ПООЩРЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 Наказание в детском саду - вопрос очень щекотливый. Ребенок шагает по дороге жизни смело, не задумываясь над каждым шагом. Мы, взрослые, помогаем ему шагать по жизни, предостерегая и...