Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
статья на тему
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем в это время, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Надлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_kollektiva_dou_s_roditelyami_pri_postuplenii_rebyonka_v_detskiy_sad.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем в это время, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Надлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Повышение правовой культуры родителей.
Работу педагогического коллектива с родителями по повышению их правовой культуры нельзя рассматривать как одно из многих направлений педагогической деятельности или мероприятий, подчас тонущих в потоке множества дел. Она очень важна и значима.
Эффективность деятельности педагогического коллектива детского сада заключается не только в том, чтобы провести какую – то работу при участии родителей и добиться результата. Нужно из года в год совершенствовать подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществлять по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление:
-работа с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных и российских нормативных документов, определяющих права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности дошкольных образовательных учреждений и органов управления;
-изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми с точки зрения соблюдения прав детей.
Второе направление:
-изучение семей воспитанников;
-повышение правовой и психолого- педагогической культуры родителей;
-создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом дошкольного учреждения в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставки детского рисунка, игротеки, совместный просмотр и организация театрализованной деятельности и т.д.)
Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Под психолого-педагогическим образованием родителей понимается систематическая работа по передаче им знаний, формированию представлений и практических умений в различных областях семейного воспитания.
Прежде чем педагогический коллектив ДОУ приступит к работе, важно коллегиально обсудить, а затем принять принципы взаимодействия с родителями:
- Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребёнку, с уважением и пониманием относиться к родителям.
- Помнить о том, что ребёнок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми (такого как он, нет больше в мире), и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её. В педагогах ребёнок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и был счастливы.
- Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
- Рассматривать восприятие и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребёнка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждение.
- С уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
- Авторитарные методы «воспитания» родителей исключаются.
- Необходимо заинтересованно и с любовью к ребёнку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать.
Каждое направление развития ребёнка предполагает особые содержания и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.
Взаимодействие коллектива ДОУ с родителями при поступлении ребёнка в детский сад.
Поступление ребёнка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдёт первая встреча, как сложатся отношения между её участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Вот почему недопустимо процедуру встречи и приёма родителей сводить только к деловым контактам с сотрудниками детского сада. Необходимо наполнить её особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому саду.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах – письменной и устной.
Преимущества личностно – ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограниченно. Поэтому необходимо подчеркнуть преимущества письменной формы.
Во-первых; общение только в устной форме требует много времени.
Во-вторых; родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей и т.д.
В-третьих; чтобы родители могли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо вначале убедить их в этом, предложить определённый алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательной точно.
Так, предоставление родителям определённой информации (требования к одежде, выполнение режима дня в семье и т.п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребёнка.
Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.
Основные заголовки должны быть даны крупно и ярко, чтобы они сразу привлекали внимание. Стенды не должны быть перегружены материалами. При их оформлении не следует злоупотреблять декоративными элементами, изображением матрёшек, шариков, игрушек и т.д. Повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать родителей и вызывать недоверие к предлагаемому содержанию. Иллюстрированный материал стендов не должен быть мелким. Хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий фотомонтаж.
Встреча воспитателя с родителями.
Вначале воспитатели знакомятся только с родителями. Цель встречи – расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребёнке.
В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражает желание увидеть его фотографии, интересуется здоровьем, привычками, сложившимися дома во время еды, засыпания.
Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребёнка дома, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения радуют родителей, а какие – огорчают.
Педагоги говорят родителям. Что хотят заочно познакомит ребёнка с детским садом. Предлагают вместе с ребёнком рассмотреть дома заранее подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы.
Следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь ребёнка к игровой среде, как заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.
Дети, требующие особого внимания в период адаптации.
Дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений.
- дети с асоциальным поведением (грубые, агрессивные);
- дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку;
- застенчивые дети.
Вместе с тем родители именно проблемных детей, как правило, не проявляют активности и заинтересованности во взаимодействии с воспитателями, медицинскими работниками. Они озабочены лишь одним желанием – как можно скорее избавиться от «трудного» ребёнка.
Поэтому персонал ДОУ должны быть заранее готовы к этому и работу с этим контингентом детей и родителей планировать и проводить как обязательные мероприятия по профилактике дезадоптации ребёнка к детскому саду.
Эту работу желательно проводить с родителями, а затем с ними и детьми одновременно в течении одной – двух недель в индивидуальной и групповой формах.
Литература:
1. Афоризмы и цитаты о праве, законе, государстве, законности, правах, законодательстве //Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 9. - С. 84-87. 3. Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в
2. Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 1997.
3. Доронова Т.Н, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координацияусилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дош. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
4. Доронова Т.Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье»Дошкольное воспитание №8 2001г.
5. Парамонова Л. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка». Дошкольное воспитание №6 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями".
Консультация для воспитателей....
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Для работы с семьями воспитанников, новые формы организации взаимодействия....
Консультация для родителей Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
Консультация для родителей.Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС....
Консультация для воспитателей на тему"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиям ФГОС"
Консультация для воспитателей на тему:"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
Консультация для воспитателей: «Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
В статье предлагаются рекомендации для воспитателей дошкольного учреждения пр взаимодействию с родителями ....
Доклад "Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее-ФГОС ДО)
В данном докладе описаны три направления работы с родителями, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....
Консультация для родителей "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"
Материал поможет воспитателям и родителям осознать важность и значение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....