Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности
консультация на тему
Сообщение для воспитателей на педсовет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_vospitateley.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение для воспитателей
«Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности.»
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, появляется осознанность действий, формируется способность понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.
Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.
Весь мыслительный процесс в познавательно-исследовательской деятельности происходит по схеме:
- Выдвижение гипотезы;
- Обоснование гипотезы
- Проверка гипотезы.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
дошкольник
активный
равноправный
созидательный
участник образовательного процесса,
развивающийся по своим возможностям
Методы обучения по степени активности познавательной деятельности дошкольников зависят от конкретной деятельности педагога и детей и бывают:
- Объяснительно-иллюстративными;
- Исследовательскими (эвристическими);
- Репродуктивными.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:
- Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
- Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
- Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
- Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Задача педагога состоит в создании условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка.
Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием. Необходимо читать познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов), найти для себя новые сведения, построить предметно-развивающую среду.
При подготовке к эксперименту сначала необходимо обдумать, какие знания воспитатель даст детям, а затем постараться довести его до конца. Во время проведения некоторых исследований дошкольникам необходимо предоставить возможность подумать и предположить, что может получиться в итоге, иными словами произвести прогнозирование результата – это чрезвычайно важная характеристика человеческого мышления. Например, опыт на впитывание воды: впитывает ли воду губка, ткань, калька, газета и т.д.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
В качестве объектов исследования мы предлагаем детям, те предметы и явления, которые нас окружают, но само наблюдение стараемся построить таким образом, чтобы позволить детям увидеть необычное, новое в привычном и обыденном. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Зимой – это снег, лед, иней, сосульки, пар. Летом – вода, камни, глина и песок. Например, вот лужа – прекрасный объект для наблюдений, от нее мы всегда стараемся отогнать детей, но малыши настойчиво проявляют все больший интерес к ней. Можно понаблюдать за ее появлением, испарением воды, образованием волн, замерзанием, определить свойства воды, поискать водных обитателей. Или обыкновенный песок, которого так много на участках детских учреждений. Можно окрасить его, перетерев с цветным мелом, а теперь с ним интересно играть. Можно заполнить слоями разноцветного песка прозрачную емкость или составить коллекцию цветного песка, или использовать разные цвета песка в коллаже. Песок – это один из самых доступных материалов для исследований на территории детских садов. Мы учим детей различать свойства песка: сухой, влажный, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость. На влажном песке остаются следы, по ним можно узнать, кто проходил, на сухом остаются только ямки. По мокрому песку ходить легко, по сухому трудно – он осыпается, ноги проваливаются. Затем сравним песок и камни, поясняя, что песчинки образуются от трения, ударов друг о друга камней. Дети берут камни в руки, рассматривают их, гладят, жмут, проверяют на прочность, называя при этом их свойства, форму, цвет, твердость, особенности поверхности. Обратим внимание детей на то, что в детском саду у нас тоже есть песок: в аквариуме, чтобы росли водоросли, в почве комнатных растений, чтобы земля была рыхлой, пропускала воду. Затем расскажем о том, что на Земле есть такие места, где вместо земли – песок, камни, такие места называют пустыней. Они бывают двух типов – каменистые и песчаные. Отыщем на карте пустыню, расскажем, что большинство пустынь находится в тропиках, это самые жаркие и засушливые места на Земле, и редко какие организмы способны выжить в таких условиях. Далее расскажем, что песок используется в строительстве и в изготовлении стекла, поэтому в стенах, окнах нашего детского сада тоже есть песок.
Ноябрь, декабрь, январь – это время самых коротких дней, как раз в такое время хорошо наблюдать за звездами и луной на темном небе в ясный, безоблачный день. Мы начали свое наблюдение за луной в фазе полнолуния, так как в это время луна предстает перед нами во всей своей форме. Мы договорились с детьми, что они ежедневно по дороге в детский сад будут рассматривать луну и обращать внимание, не изменилась ли ее форма, и, придя в группу, перенесут свои наблюдения на бумагу в виде аппликации, на которой дополнительно укажем дату.
Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно и поищут другой путь. Начинать экспериментировать лучше с объектами неживой природы. В опытах мы учим детей пользоваться термометром, лупой, микроскопом и другими приборами. Когда дети становятся старше, можно приступить к исследованиям объектов живой природы, но, осуществляя данные эксперименты, помним об известных правилах взаимодействия с живыми объектами: нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления.
По продолжительности эксперимент может быть кратковременным или длительным. Если опыты с водой, магнитом, песком на выяснение их свойств могут занимать немного времени, то для наблюдения за сезонными изменениями в природе требуется относительно большой временной отрезок, исчисляемый иногда днями, иногда неделями, реже месяцами. Например, наблюдение за расцвечиванием листьев в осенний период, или за состоянием сугроба весной. Учитывая, что процесс растянут и наблюдения проводятся с временными промежутками, образ предыдущего состояния может оказаться размытым, нечетким, то есть теряя из вида первоначальное состояние объекта, ребенок не сможет воспользоваться важнейшими мыслительными процессами – анализом, сопоставлением. Хорошую помощь в этом случае оказывает фиксация объекта, проводимая в ходе наблюдений. Упорядоченная во времени и выполненная графически, фиксация позволяет накопить серию срезов, которые отражают последовательные изменения, модификации. Для фиксации того, что дети наблюдают, могут служить зарисовки, коллажи, лепка объектов, а также рассказы детей. Фиксация непроизвольно заставляет детей внимательно всматриваться в окружающую среду, развивает наблюдательность, приучает устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность в нашей группе, мы начали с несложных экспериментов с водой. Для начала показали детям, что вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают, а поверхность воды горизонтальна поверхности земли, даже если сосуд будет наклонен. Огромный интерес у детей вызвал тот момент, когда мы испытывали предметы на плавучесть. Интересно предложить заранее угадать, какие из них утонут, а какие будут плавать и, сделав таблицу, занести в нее результат исследования.
Сила выталкивания – это другой эксперимент, предложите детям опустить на дно в ведро с водой хорошо надутый резиновый мяч или воздушный шарик. Оказывается, это не так-то просто. Обратите внимание детей, что уровень воды в ведре повысился, а что произойдет, если отпустить шар – он выскакивает из ведра. Это вызвало большой восторг и детям хотелось повторить опыт еще и еще.
С помощью прозрачного шланга и воды можно дать детям первоначальные представление о сообщающихся сосудах. Возьмите прозрачный шланг, согните его полукругом, затем, подставив под кран, наполните водой. Предложите посмотреть, на каком уровне находится вода с другой стороны дуги. Что произойдет, если поднять один конец трубки? В обоих концах шланга вода устанавливается на одном уровне, даже если один конец шланга выше другого, так как воздух давит на воду с одинаковой силой в обоих концах.
Летом дети видели, что лужи после дождя постепенно высыхают, но не задумывались о том, куда исчезает вода, можно предположить, что вода впитывается в землю или просто куда-нибудь стекает. Проверьте это экспериментально. Возьмите небольшую тарелочку и налейте немного воды для скорости эксперимента, отметьте уровень воды и оставьте на некоторое время, наблюдая за отметкой. Вода медленно исчезает, хотя не вытекает из тарелочки и не может в нее впитаться, она исчезает другим путем – уходит в воздух в виде крошечных капелек, образующих пар – она испаряется. Поместив тарелку под банку, убедитесь в этом: пар конденсируется на стенках и дне банки. Если одну тарелку с водой поместить на солнце, а другую в тень, то увидите, что там, где воду нагревают солнечные лучи, она испаряется быстрее. Ускоряет испарение и ветер: обдуваемый влажный лист бумаги высохнет быстрее, чем бумага, оставленная в том месте, где воздух неподвижен.
Интересны опыты по смешиванию воды с разными веществами. Предложите смешать воду с песком, стиральным порошком, солью, сахаром, кофе, шампунем, гречкой, фасолью, растительным маслом, соком, вареньем, краской. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, дайте возможность детям предугадать, что произойдет с ним, затем выясните экспериментальным путем, что произошло, осталась ли вода такой же прозрачной, или изменила цвет, опустим пальцы и проверим, какая вода на ощупь, что измениться, если эту смесь перемешать.
Предложите подумать, как можно разделить полученные смеси. Масло всплывает и его можно собрать ложкой, смесь с гречкой и фасолью пропустить через сито. Отличный фильтр можно сделать из бумажного полотенца или плотных салфеток, сложенных в несколько слоев. Попробуйте пропустить через такой фильтр смесь с песком – фильтр задерживает песчинки. Но некоторые смеси разделить не удастся. Объясните, что некоторые вещества очень хорошо могут смешиваться и разделить их нельзя. Такая смесь называется раствором. Можно ли разделить раствор? Соленая вода является раствором. Капните его на тарелочку и оставьте в теплом месте, подождите, пока испарится и посмотрите, что останется на блюдце. Белый осадок – попробуйте на вкус и поймете, что это соль.
Дети хорошо знают, что вокруг нас есть воздух, но то, что в воздухе есть вода им не совсем понятно. Сначала предложите детям подумать, есть ли вода в воздухе. Проверьте предположения детей. Рано утром в солнечный день вынесите прозрачный стакан на газон. Перевернув его вверх дном, оставьте на траве. Через некоторое время необходимо обратить внимание на то, что стенки стакана затуманились и протереть салфеткой снаружи. Салфетка суха, значит капельки воды внутри стакана. Поясните детям, что частички воды все время поднимаются вверх с воздухом от поверхности земли, а сейчас, встретив на своем пути стенки нашего стакана, остались и увлажнили их.
Большинство предметов на первый взгляд кажутся пустыми, но на самом деле они заполнены воздухом, убедимся в этом на примере следующего опыта: предложите детям опустить в воду предметы один за другим. Обратите внимание на то, что от них отходят маленькие пузырьки. Что это? Это воздух, одновременно поясните, что данные предметы тяжелее воды, поэтому они тонут, а воздух легче – он поднимается вверх.
Зима расширяет диапазон опытов с водой, так как, охлаждаясь, вода замерзает и превращается в лед. Лед сохраняет форму, пока не растает и называется твердым веществом. Вода при замерзании расширяется и приподнимает крышку стаканчика. Лед плавает на воде, но большая его часть находится под водой. Подведите детей к пониманию того, что на таяние льда, кроме температуры, влияет так же окружающая среда, возьмите четыре одинаковых кусочка льда, две тарелочки под лед, соль, миску с холодной водой, миску с горячей водой, часы. Предложите детям угадать, какой кусочек льда растает быстрее, а какой медленнее. Один кубик льда поместите в холодную воду, другой – в горячую, третий – посыпьте солью, а четвертый оставьте таять в естественных условиях. Сделайте опыт, чтобы проверить правильность предположений. Быстрее всего лед тает в горячей воде, затем растаял кубик льда в холодной воде, значит, вода ускоряет процесс таяния. Соль также ускоряет процесс таяния, но не так сильно. Последним растаял кубик льда, который таял в естественных условиях.
Опыты с магнитами позволяют детям узнать, на что способен данный предмет. Для начала возьмите разнообразный бросовый материал и проверьте, все ли предметы будут прилипать к магниту. Оказывается все, что прилипает к магниту, сделано из металла. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь, никель. Другие металлы, например алюминий, золото, серебро магнит не притягивает. Далее проверьте, можно ли устранить действие магнита с помощью предметов. Дайте детям возможность подумать, может ли магнит перестать действовать на металлические предметы. Предложите для опыта использовать различные приспособления. Положите лист плотной бумаги на две стопки книг. Сверху насыпьте железные скрепки. Снизу поднесите магнит. Что произошло? Можно ли двигать скрепками? Магнит действует через бумагу. Посмотрите, будет ли он действовать через другие предметы: деревянную доску, книгу, ткань, картон, в том числе через руку человека.
Вспомните с детьми, что магниты могут притягивать некоторые металлические предметы. Посмотрите, на каком расстоянии большой магнит сможет притянуть иголку. Для проверки положим линейку на стол, а иголочку у отметки «ноль». Положим магнит у отметки 10 сантиметров. Медленно двигайте его к иголке. Предложите детям предугадать, с какого расстояния магнит сможет притянуть иголочку. Когда иголочка начнет двигаться к магниту, посмотрите на цифру и зафиксируйте ее. Проделайте такой же опыт с малым магнитом. Рассказать детям, что сила притяжения – это сила магнита, с помощью которой он может передвигать предметы, она невидима.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем и в конечном итоге именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребенок направит свои знания и способности на расточительство и разрушение или на созидание.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома. В нашей группе ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, «круглые столы», мастер-классы, консультации (устные, стендовые, индивидуальные), на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Родители с большим интересом принимают участие в совместных творческих проектах, помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также с удовольствием продолжают исследования дома вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, наблюдать.В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрыв...
проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...
Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...
Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка
Презентация опыта работы на тему: "Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка"...
«Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности.»
сообщение для воспитателей...