«Использование игровых технологий для формирования у дошкольников представлений о русских народных традициях и культуре».
консультация (старшая группа) на тему
Помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа, используя для организации воспитательно-образовательного процесса игровые технологии.
Знакомство детей с легендарными русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа я организую с применением игр: «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью.Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, именуемое «детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования»
пос. Варламово
Тема: «Использование игровых технологий для формирования у дошкольников представлений о русских народных традициях и культуре».
воспитатель:
Краснеева Елена Викторовна
2016 год
1слайдИспользование игровых технологий для формирования у дошкольников представлений о русской народных традициях и культуре
Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, способ познания окружающего мира.
2 слайд
В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). Использование игровых технологий в образовательном процессе дает возможность ребенку «прожить» в игре различные ситуации при поддержке и сопереживании взрослого и сверстников.
3слайд
Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другие. Размышляя над играми современных детей, которые повышают агрессию, тревожность, нарушают межличностные отношения, я пришла к выводу – что необходимо приобщать дошкольников к народным играм и забавам. Введение народных игр в современный педагогический процесс может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.
Важной задачей я считаю — помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа, используя для организации воспитательно-образовательного процесса игровые технологии.
4слайд
Русские народные игры
5слайд
имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
6слайд
Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
7слайд
Большое значение я придаю обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской мудрости, о находчивости, воле, стремлении к победе.
8слайд
Роль мальчика соответствует роли настоящего мужчины,
9слайд
приглашая девочку, он ведет ее в круг, зазывает выполнять действия, связанные с текстом игры, любуется или наоборот показывает свою удаль. Этот прием дает богатый материал для полоролевого воспитания детей.
10слайд
Предлагаю воспитанникам игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность: «Огородное пугало», «Дедушка - рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление к победе, к сплочению и взаимоподдержке.
11слайд
Игры «Когда солнышко взойдет», «Плетень»,
12слайд
«Ехал Ваня на коне», «Пахарь», «Я посеяла ленку» способствуют развитию творческого самовыражения ребят, раскрывают личностные качества, ведут к импровизации.
13слайд
Знакомство детей с легендарными русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа я организую с применением игр: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек»,
14слайд
«Единоборство», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.
15слайд
Хочется особенно остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми. Фольклорные игры привлекают детей народными песнями, прибаутками, плясками.
16слайд
Оригинальность самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание русских перекличек отражают национальные традиции и несут богатые фольклорные пласты, которые способствуют воспитанию уважительного отношения к родной стране.
17слайд
Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, использую зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки, потешки, заклички, приговорки, которые несут в себе художественную ценность игрового фольклора. Например, «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду», или: «Я купил себе дуду и по улице пойду. Громче дудочка дуди: мы играем - ты води». Они помогают быстро организовать играющих, объективно выбрать ведущего точно выполнять напевность или характерный склад текста.
18слайд
Объясняя новую игру, я использую «сундук-игротеку». Это многофункциональный сундучок. Находящиеся в нем предметы уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. В зависимости от предстоящей игры, с помощью сундука происходит знакомство ребят с историей русских игр прошлых столетий, осуществляется подбор атрибутов.
19слайд
В моей игротеке есть такие фольклорные игры как: «Птички и пугало», «Волк и овцы»,
20слайд
«Медведь в бору», «Коршун».
21слайд
Особенно полюбились ребятам хороводные игры
22слайд
«Дубок»,
23слайд
«Пугало», «Каравай»,
24слайд
«Карусель»,
25слайд
«Бабка- Ёжка»,
26слайд
«Дедушка водяной»,
27слайд
«Петух», в них детям предоставляется возможность не только вспомнить соответствующее фольклорное произведение, но и стать его непосредственным участником.
28слайд
В играх «Городки», «Мешочек», «Лапта», «Палочка - выручалочка»
29слайд
используем волчки, биты, скакалки, мишени, камушки, они дают возможность воспитанникам проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
30слайд
Расширяя интерес к народной традиции и культуре я показываю детям картины и иллюстрации, а так же использую видеоматериалы и электронные образовательные ресурсы.
31слайд
В группе создана игротека в соответствии с возрастом: медиатека видеозаписей (мультипликационных фильмов) по мотивам народных сказок, былин, мультимедийные презентации, картины, тематические альбомы о народных играх, хороводах, плясках, изделиях народных мастеров, CD-диски с аудиозаписями народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен,
32слайд
библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, пословицами, поговорками.
33слайд
Отведено место для организации театрализованных игр,
34слайд
игр-инсценировок,
35слайд
имеется уголок ряжения с элементами народных костюмов,
36слайд
головных уборов и шапочек для игр, куклы «би-ба-бо»,
37слайд
настольный, теневой и
38слайд
пальчиковый театры,
39слайд
дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика)
40слайд
игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Наряди куклу в народный костюм».
41слайд
В моей группе есть мини-музей «Народная игрушка», где собраны филимоновские, дымковские игрушки, матрёшки, а также тряпичные куклы, созданные руками детей, которые используются в игровой деятельности
42слайд
(куклы «Сонница – бессонница», «Крупеничка», «Пеленашка», «Зайчик на пальчик», «Сторож Еремей»).
43слайд
Моя работа не было бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Что бы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации на тему использовании народных игр в воспитании детей. Предлагала родителям памятки с правилами народных игр, книги с игровыми технологиями («Подвижные и дидактические игры на прогулке» Нищева Н. В.; «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Г.А.Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н.Николаева).
В результате систематического применения в воспитательно-образовательном процессе разнообразных видов народных игр у воспитанников формируются представления о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и культуре.
44слайд
спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета для родителей "Радужные странички" Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений.
Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений....
"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений
Основной вид дошкольной деятельности — это игра. Играя, ребёнок познаёт мир, учится общаться, обучается.Исходя из возрастных особенностей детей в своей практической деятельности я постоянно испо...
Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...
Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....
Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенк...
Газета для родителей Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенк...