Консультация для воспитателей по ТРИЗ
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Использование ТРИЗ технологий в ДОУ»
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с ТРИЗ – технологией, для дальнейшего её использования в различных видах детской деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Показать эффективность методов и приёмов ТРИЗ – технологии
- Выработать у педагогов способность порождать новые идеи, откланяться от традиционных схем проведения занятий
- Создать творческую атмосферу в работе педагогов, для комфортного пребывания детей в ДОУ
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Чтобы воспитать талантливого человека, умеющего находить выход из любых жизненных ситуаций, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.
Основная часть
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития творческой личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ.
- Метод мозгового штурма
Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
– Как уберечь продукты от мышей?
– Как не намокнуть под дождем?
– Чем можно рисовать на асфальте?
- Как не ссориться с мамой?
Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..."
Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
- Метод фокальных объектов (МФО).
Суть метода заключается в том, что к определённому объекту, находящемуся в фокусе, в центре внимания, "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.
Данный метод позволяет ставить следующие задачи:
– придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;
– познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;
– составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
– проанализировать художественное произведение или картину.
На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.
На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом играют в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки.
Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
- Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика. Это так называемый метод аналогий.
Аналогия бывает разных видов: личностная, прямая и фантастическая.
1. Личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Примерные варианты заданий:
– изобрази будильник, который забыли выключить;
– покажи походку человека, которому жмут ботинки;
- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;
2. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.
(вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи.
На свете все похоже:
Змея – на ремешок из кожи;
Луна – на круглый глаз огромный;
Журавль – на тощий кран подъемный..
3.Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы.
Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнования, кто дальше прыгнет».
- Морфологический анализ.
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу.
Например, изобретаем новый стул.
На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы (круглый. Квадратный, треугольный и др.), на другой (горизонтальной) – возможный материал, из которого он может быть сделан (деревянный, железный, стеклянный, пластмассовый).
Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.).
Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул.
- Данетка.
Метод реализуется в форме игры "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".
Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: – это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
- Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету.
Может проводиться в виде игры "Аукцион". Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки, линейка и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.
Следующий вариант использования этого метода – игра в Робинзона: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет.
- Типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Главная их цель состоит в развитии воображения дошкольников. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, динамика – статика, наоборот.
Приемы типового фантазирования хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию:
а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного животного, отдельные части которого представляют собой части других животных);
- «Тайна двойного», или выявление противоречий. Противоречия ищутся в объекте, явлении.
Так реализуя этот метод через игру «Хорошо – плохо»
Солнце – это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет.
- Работа со сказками:
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Коллаж из сказок .
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Сказка от стишка (Э. Стефановича)
- Не знахарка, не ведьма, не ворожка,
Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой)
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств.
“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.
Сказки от “живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)
- Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)
Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
На основе этого метода разработаны игры и упражнения, в которые дети с удовольствием играют. Например, в подвижную игру «Мы - маленькие человечки». Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень», «скала», «дом»), стоят рядом, касаясь плечами («вода», «сок», «молоко») и начинают бегать (слова «пар», «дым», «запах»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Если рассматривать современные образовательные технологии и методики в ДОУ, то с уверенность можно сказать, что ТРИЗ является одной из самых эффективных и разнообразных по своей наполняемости. Использовать её в своей работе нетрудно, к тому же эта технология всегда даёт положительные результаты, ведь все элементы и приёмы являются игровыми, а значит, обучение детей идёт в процессе их ведущей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации» от 1 сентября 2013г. 273- ФЗ [Электронный ресурс].
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Издательский Дом «Ажур», 2014 г. - 23 с.
3. Альтшуллер, Г.С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г.С. Альтшулер. – М.: Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997. – 208 с.
4. Белоусова, Л.Е. Веселые встречи [Текст]/ Л.Е. Белоусова. - СПб.: Детство- Пресс, 2009. – 128 с.
5. Ляшко, Т.В. Через игру – к творчеству [Текст]/ Т.В. Ляшко. – Обнинск: Фирма «Интерколледж», 2004. - 28 с.
6. Петухова, О.А. Вариативные изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/О.А. Петухова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. – 76 с.
7. Редько, Л. В. Дошкольная ступень образования в креативной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ [Текст]/ Л.В.Редько// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 14. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46519.htm.
8. Серегина, О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета» [Текст]/ О.В. Серегина. - 2012 - № 5.- С. 45 – 47.
9. Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) [Текст]/ Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: Изд-во: Аркти, 2010. - 76 с.
10. Страунинг, А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие [Текст]/ А.М. Страунинг. - Обнинск: Изд. «Принтер», 2000. -204 с.
11. Утёмов, В. В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. – Киров, 2013. – 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми технологию ТРИЗ....
Консультация для воспитателей: "Техника ТРИЗ в развитии речи дошкольника".
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление....
Консультация для воспитателей. Игры ТРИЗ для детей дошкольного возраста.
Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм з...
Консультация для воспитателей.Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО
Выступление на педчасе с темой : Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО.ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективно...
Консультация для воспитателей Тема: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей дошкольников»
ТРИЗ для детей дошкольного возраста- это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление....
Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»
ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В данной статье раскрываются методы и приемы использования ТРИЗ технологии. Приводится примерный перечень игр...
Консультация для воспитателей "Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников"
ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность....