Пальчиковые упражнения
материал на тему

Упражнения для развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_palchikovye_uprazhneniya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

      Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет в последствие сознательно выполнять движения.

       Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

      Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев( типа нашей «сороки - белобоки других) приводят в гармонические отношения тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии.

      Японский врач Намикоси Токудзиро  создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных  точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

       По насыщенности акупунктурными  зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного  - на печень и почки, мизинца – на сердце.

      В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим  и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

      В Японии широко используют упражнения  для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее  и тонизирующее действие оказывают упражнения с шестигранным карандашом , находящимся между ладонями.

       Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», Сорока - белобока»,  «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее,  оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого  тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

      Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

      Исходя из оздоравительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогает ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить а пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитие мелькая мускулатура.

      Обнаружив отставание у ребенка, не надо огорчатся, надо заняться с ним пальчиковой  гимнастикой.

      1)Разминка:  «Ты, утенок не пищи!

                            Лучше маму поищи.»

Сжимать кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.

      2)Наш малыш:

                              Этот пальчик – дедушка,

                              Этот пальчик – бабушка,

                              Этот пальчик – папочка,

                              Этот пальчик – мамочка,

                              Этот пальчик – наш малыш.

(согнуть пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

      3)Здравствуйте:

                               Здравствуй, солнце золотое!

                               Здравствуй, небо голубое!

                               Здравствуй, маленький дубок!

                               Мы живем  в одном краю –

                               Всех я вас приветствую!

                                                                     ( Т. Сикачева )

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая  друг друга  кончиками).

4)За работу:

Ну-ка, братцы, за работу

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть,

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(По очереди разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни  петь да плясать» - энергично шевелить ими) .

5)Ладонь- кулак:

- Хочешь? Тоже делай так:

То-ладонь, а то – кулак.

( Руки положить на стол:

 а)ладони прижать к столу;

 б)одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»);

 в)разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука»- «кулак».

     Для усложнения – увеличить темп движения.

Все упражнения выполняют в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой, а в завершении – двумя  руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

      Каждое занятие имеет свое название, проводятся в течении нескольких минут, два-три раза в день.

       

                                               

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые упражнения

Родители с рождения ребенка должны обращать внимание на развитие ребенка. Постоянно надо с ребенком играть, улыбаться. До нас нас дошли игры:  игры потешки "Сорока -белобока." и др....

Консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе воспитатели, конечно, используют накопленный опы...

Картотека пальчиковых упражнений с массажным мячом

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4642591","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4642601","at...

пальчиковые упражнения

У детей при ряде речевых нарушений отмечается  моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.Поэтому ...

Пальчиковые упражнения

Пальчиковые упражнения для дошкольников....

консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

разные упражнения для развития у ребенка мелкой моторики рук....