Игры и упражнения для развития музыкального ритма
статья на тему
МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребенка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнении под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. В дальнейшем к движениям добавляются звукоподражания, а затем и слова, которые должен произносить в заданном ритме. Танцы и двигательные упражнения с пением также способствуют формированию у детей чувства музыкального ритма и ритма в целом.
Условные обозначения.
I- Один удар
II- Два быстрых удара
III- Три быстрых удара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_razvitie_ritma.docx | 20.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА
МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребенка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнении под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. В дальнейшем к движениям добавляются звукоподражания, а затем и слова, которые должен произносить в заданном ритме. Танцы и двигательные упражнения с пением также способствуют формированию у детей чувства музыкального ритма и ритма в целом.
Условные обозначения.
- Один удар
- Два быстрых удара
- Три быстрых удара
- Мы похлопаем в ладошки.
Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.
Оборудование: стульчики по количеству детей.
Описание:
- Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях.
Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III.
Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.
- Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.
На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.
На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.
Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.
Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».
- Поклоны.
Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание:
Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.
Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.
Упражнение может быть проведено под счет : на «раз» - правая рука на пояс, «два»-левая рука на пояс, «три»-поклон, «четыре»-выпрямиться.
Музыкальное сопровождение:
«Петушок», русская народная мелодия в обр. Т.Ломовой.
3.Погрози:
Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание упражнения:
Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую пару восьмых дети грозят друг другу указательными пальчиками, сначала правым, потом левым. На четверть дети поворачиваются на 180 градусов и, оказавшись лицом к новому соседу, вновь по очереди грозят указательными пальцами. Ритмический рисунок ( II II I) может быть продемонстрировать детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента. Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.
4.Хлопки и хлопочки:
Цель: воспитание чувства ритма, умение передать в движении ритмический рисунок.
Описание упражнения: дети стоят по кругу, лицом в центр круга, и выполняют следующие виды хлопков. На первую пару восьмых дети делают два быстрых хлопка слева, а на вторую пару восьмых – два быстрых хлопка справа. Затем на первую четверть хлопают один раз перед грудью, на вторую четверть отводят руки вниз и назад и хлопают у себя за спиной. Ритмический рисунок (II II I I) передается детьми сначала под ритм, задаваемый взрослым, а потом по памяти. Упражнение проводится под счет или хлопки педагога.
5.Мы потопаем немножко:
Цель: Воспитание чувства ритма, умение передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание упражнения:
Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно ( по памяти ). Ритмический рисунок ( I I III).
6.Молоточки:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти ( в движении с помощью звукоподражания).
Описание упражнения :
дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и наконец выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется. На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот. В дальнейшем упражнение может выполняться и под текст: Тук, тук молотком Строим, строим птичкам дом. Ритмический рисунок: I I III. Другие варианты ритмических рисунков: I III I; III I I.
7.Флажки:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).
Описание упражнения:
Дети стоят полукругом и держат в каждой руке по флажку. Педагог демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем дети вместе с педагогом повторяют игру с флажками и наконец выполняют ее самостоятельно по памяти. На первый такт стучать флажком о флажок, одновременно произнося звукоподражания: «Тук-тук, ту-у-к; тук-тук, ту-у-к», а на второй такт поднять флажки над головой, кружиться на месте ( оборот на 360 градусов) и петь в том же ритме: «Ля-ля, ля-я-я; ля-ля, ля-я-я». Ритмический рисунок: II I II I / II I II I.
8. Кукушки на опушке:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).
Описание упражнения:
Дети стоят полукругом лицом к педагогу. Педагог дает ритмическое задание каждому ребенку индивидуально, и ребенок его повторяет по памяти. Варианты заданий:
1.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенный крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать: «Ку-ку», на вторую пару восьмых – повторить те же движения и звукоподражания, но с поворотом корпуса влево. 2.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать «Ку-ку». На четверть сделать глубокий наклон вперед и длительно произнести: «Ку-у-у». На вторую пару восьмых – слегка наклониться, повернув корпус влево и произнести: «ку-ку». Ритмический рисунок: II I II. Аналогично детям даются задания и с другими ритмическими рисунками : I I II; II II II; I II I; I I I.
9.Игра с обручем:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова).
Описание упражнения: Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи. На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произносят : «Вле-во», затем наклон вправо и говорят: «Впра-во». Затем перешагивают через обруч, одновременно пропевая: «Че-рез об-руч». Ритмический рисунок: II II/ II II.
10.Приветствие:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова ).
Описание упражнения:
Дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу, стоящему слева : «Здравствуй», затем поворачивают голову вправо и говорят соседу, стоящему справа: «Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы вперед медленно проговаривают: «Здрав-ствуй-те!». Ритмический рисунок: II II III.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)
Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...
Игры и упражнения для развития музыкального темпа
Темп - скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.Развитие чу...
"Картотека музыкальных игр и упражнений на развитие чувства ритма"
Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста....
Рекомендации для родителей для дистанционной работы с ребенком - Дидактические игры и упражнения на развитие чувства ритма и цвета, композиционных способностей
Дидактические игры, разработанные автором, способствуют развитию творческих способностей у детей посредством использования игрового набора «Дары Фребеля». Игры могут использоваться для сам...
Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей
Предоставлены различные упражнения....
Использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма у старших дошкольников
Мастер класс музыкального руководителя...
Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему: "Использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма у старших дошкольников".
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...