Эссе воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края Щербатых Татьяны Геннадьевны Тема: «Проявление детского эгоцентризма ».
статья на тему

Щербатых Татьяна Геннадьевна

 Я согласна, с мнением ряда психологов в том что, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития.

Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах Ж.Пиаже. Небезынтересно, что в своей автобиографии сам Пиаже признавал  термин «эгоцентризм» неудачным, однако именно им он был  введен  в  научный лексикон в значении, отличном от   философско - этического.  В работах Пиаже описано множество  проявлений  детского  эгоцентризма.  Им, в частности, приводится в качестве примера такой диалог с малышом-дошкольником: Скажи, у тебя есть брат?

   Да, есть. Его зовут Пьер.

   А у Пьера есть брат?

   Нет, у него нет брата.

   Четырехлетний ребенок просто не в состоянии отступить со своей точки зрения и мысленно встать на позицию  брата.  Очевидный факт,  что  он  сам  приходится братом Пьеру, ускользает от его внимания.

 Чтобы достичь взаимопонимания с ребенком, очень важно знать, как он воспринимает окружающий мир и свое место в этом мире, какие понятия преобладают в его суждениях.

   Группа американских психологов попыталась выяснить это, прибегнув к довольно простому методу исследования. Записав на магнитофон продолжительные фрагменты детской речи, психологи подсчитали , какие слова в высказываниях детей встречаются чаще всего. Словом-рекордсменом в составленном списке оказалось местоимение «я».

Кажется естественным, что не только для ребенка, но и для человека любого возраста собственная личность выступает точкой отсчета его мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом разговорном языке возникло и такое понятие, как «ячество» — неумеренное выпячивание собственного Я.  Преувеличение значимости своих суждений при одновременном пренебрежении чужими мнениями и интересами.  Человек, которому это свойственно, окружающим неприятен, и рано или поздно он оказывается единственным (и одиноким!) ценителем собственного Я. Никто не желал бы такой судьбы своему ребенку. Потому так настораживает родителей обостренное, с их точки зрения, самомнение ребенка, неспособность считаться с другими.

В нашем языке прочно укоренилось иноязычное слово «эгоизм» (от латинского «эго» — Я), обозначающее преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Желая упрекнуть ребенка, учителя и родители иногда называют его эгоистом, что, однако, не со всем точно. В психологии существует еще один термин — эгоцентризм. В большинстве случаев именно им можно обозначить позицию маленького ребенка.

 Эгоизм и эгоцентризм - слова, такие похожие по звучанию и, казалось бы, по смыслу. Но это не совсем так. Различие состоит в следующем. Под эгоцентризмом понимают такую позицию человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная, явно неадекватна. Сталкиваясь с информацией, противно редчайшей его представлениям и прошлому опыту, эгоцентрик просто не может ее воспринять. Корни  этого явления, лежат в непонимании человеком того, что возможно существование других точек зрения  кроме его собственной, а также, в уверенности, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

Многие психологи считают, что в раннем возрасте эгоцентризм- закономерная  познавательная и личностная позиция ребенка.

В подтверждении этого хочу привести несколько   интересных примеров проявления детского эгоцентризма из своей практики.

·     Большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.

·      Карина  видит зебру черной в белую полоску, но никогда не согласится с тем, что она белая в черную полоску.

·     Роман  во время общения говорит лишь со своей точки зрения и не принимает во внимание точку зрения воспитателя и других детей.  Рома думает, что окружающие понимают его так же хорошо, как и он сам себя, поэтому его сообщение было абсолютно нам непонятным.

·     На прогулке дети играют на улице , Савелий  испуганно убегал от собственной тени. И только, использовав, некоторое количество попыток, мальчик  перестал бояться свою тень, но так и не смерился с тем, что это его тень,  и  он просто с ней играл.

·     Во время игры Софию  и  Маргариту  посадили плечом к плечу. У  Софии  спрашивают: «Какое плечо соседки тебя касается, если он сидит справа?» девочка  отвечает: «Правое плечо, ведь Маргарита сидит справа» -  она уверена что права. Переубедить Софию было невозможно.

 

     Мне как воспитателю для того чтобы достичь наилучшего взаимопонимания с ребенком необходимо было знать, как он воспринимает окружающий мир и свое место в этом мире. На первый взгляд может показаться вполне естественным, что для человека любого возраста его личность представляет наибольший интерес, причем именно она является ключевой точкой отчета для восприятия всего окружающего.

 

 

 

 

 

Список литературы.

- Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./под ред. проф. А.В.Петровсого.- М.: Просвещение. 2003

- Психология развития.-СПБ.:Питер,2010

- Обухова Л.Ф. Возростная психология. М. Педагогическое общество              России.-2009.

- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-М.,2009.

- Петровский А.В. Психология развивающейся личности.-М.   Педагогика,2007

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

 воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края

 Щербатых Татьяны Геннадьевны

Тема: «Проявление детского эгоцентризма ».

 

 Я согласна, с мнением ряда психологов в том что, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития.

Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах Ж.Пиаже. Небезынтересно, что в своей автобиографии сам Пиаже признавал  термин «эгоцентризм» неудачным, однако именно им он был  введен  в  научный лексикон в значении, отличном от   философско - этического.  В работах Пиаже описано множество  проявлений  детского  эгоцентризма.  Им, в частности, приводится в качестве примера такой диалог с малышом-дошкольником: Скажи, у тебя есть брат?

   Да, есть. Его зовут Пьер.

   А у Пьера есть брат?

   Нет, у него нет брата.

   Четырехлетний ребенок просто не в состоянии отступить со своей точки зрения и мысленно встать на позицию  брата.  Очевидный факт,  что  он  сам  приходится братом Пьеру, ускользает от его внимания.

 Чтобы достичь взаимопонимания с ребенком, очень важно знать, как он воспринимает окружающий мир и свое место в этом мире, какие понятия преобладают в его суждениях.

   Группа американских психологов попыталась выяснить это, прибегнув к довольно простому методу исследования. Записав на магнитофон продолжительные фрагменты детской речи, психологи подсчитали , какие слова в высказываниях детей встречаются чаще всего. Словом-рекордсменом в составленном списке оказалось местоимение «я».

Кажется естественным, что не только для ребенка, но и для человека любого возраста собственная личность выступает точкой отсчета его мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом разговорном языке возникло и такое понятие, как «ячество» — неумеренное выпячивание собственного Я.  Преувеличение значимости своих суждений при одновременном пренебрежении чужими мнениями и интересами.  Человек, которому это свойственно, окружающим неприятен, и рано или поздно он оказывается единственным (и одиноким!) ценителем собственного Я. Никто не желал бы такой судьбы своему ребенку. Потому так настораживает родителей обостренное, с их точки зрения, самомнение ребенка, неспособность считаться с другими.

В нашем языке прочно укоренилось иноязычное слово «эгоизм» (от латинского «эго» — Я), обозначающее преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Желая упрекнуть ребенка, учителя и родители иногда называют его эгоистом, что, однако, не со всем точно. В психологии существует еще один термин — эгоцентризм. В большинстве случаев именно им можно обозначить позицию маленького ребенка.

 Эгоизм и эгоцентризм - слова, такие похожие по звучанию и, казалось бы, по смыслу. Но это не совсем так. Различие состоит в следующем. Под эгоцентризмом понимают такую позицию человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная, явно неадекватна. Сталкиваясь с информацией, противно редчайшей его представлениям и прошлому опыту, эгоцентрик просто не может ее воспринять. Корни  этого явления, лежат в непонимании человеком того, что возможно существование других точек зрения  кроме его собственной, а также, в уверенности, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

Многие психологи считают, что в раннем возрасте эгоцентризм- закономерная  познавательная и личностная позиция ребенка.

В подтверждении этого хочу привести несколько   интересных примеров проявления детского эгоцентризма из своей практики.

  • Большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.
  •  Карина  видит зебру черной в белую полоску, но никогда не согласится с тем, что она белая в черную полоску.
  • Роман  во время общения говорит лишь со своей точки зрения и не принимает во внимание точку зрения воспитателя и других детей.  Рома думает, что окружающие понимают его так же хорошо, как и он сам себя, поэтому его сообщение было абсолютно нам непонятным.
  • На прогулке дети играют на улице , Савелий  испуганно убегал от собственной тени. И только, использовав, некоторое количество попыток, мальчик  перестал бояться свою тень, но так и не смерился с тем, что это его тень,  и  он просто с ней играл.
  • Во время игры Софию  и  Маргариту  посадили плечом к плечу. У  Софии  спрашивают: «Какое плечо соседки тебя касается, если он сидит справа?» девочка  отвечает: «Правое плечо, ведь Маргарита сидит справа» -  она уверена что права. Переубедить Софию было невозможно.

     Мне как воспитателю для того чтобы достичь наилучшего взаимопонимания с ребенком необходимо было знать, как он воспринимает окружающий мир и свое место в этом мире. На первый взгляд может показаться вполне естественным, что для человека любого возраста его личность представляет наибольший интерес, причем именно она является ключевой точкой отчета для восприятия всего окружающего.

Список литературы.

- Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./под ред. проф. А.В.Петровсого.- М.: Просвещение. 2003

- Психология развития.-СПБ.:Питер,2010

- Обухова Л.Ф. Возростная психология. М. Педагогическое общество              России.-2009.

- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-М.,2009.

- Петровский А.В. Психология развивающейся личности.-М.   Педагогика,2007

.

.

.

         2017 г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Эссе воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края Щербатых Татьяны Геннадьевны Тема: «Роль воспитателя в становлении общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками ».

Для полноценного общения детей, для становления гу­манных отношений между ними недостаточно простого наличия других  детей и игрушек . Сам по себе опыт посе­щения детского сада или яслей ...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...

Проявление детского эгоцентризма в детском саду

Дорогие коллеги, в данный момент, работая в саду, я часто встречаюсь с эгоцентризмом. Эта тема очень интересна и важна одновременно.Я согласна, с мнением ряда психологов в том что, эгоцентризм пр...

План взаимодействия МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка» с центральной детской библиотекой «Читай-город» на 2023 - 2024 учебный год

Цель: воспитание и развитие творческих качеств личности в каждом ребёнке на основе приобщения детей к художественной литературе.      Задачи:• Продолжать знакомить детей с понятием...