Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей с ТНР»
материал по теме
Мастер-класс для педагогов
«Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.pptx | 2.32 МБ |
rech.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить.
Дидактические игры на слуховое внимание
«Ушки - слушки» Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
«Кто стоит у светофора?» Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта. Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы. Воспитатель включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
«Шутки-минутки» Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора Воспитатель читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её. Хвост с узорами, Сапоги со шторами. Кот плывёт по океану, Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка, полети на небо, Принеси нам хлеба
Дидактические игры для развития фонематического слуха
«Хлопни – топни» Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка.
«Сигнальщик». Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па , фа-ва-фа-фа и т.д.
«Поймай звук» В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
Дидактическое пособие «Паровозик из Ромашково »
Игра «Веселые пассажиры»
Игра «Рассади пассажиров по вагонам»
Игра «Зайчики»
Игра «Найди братцев»
Игра «Составь рассказ по картинкам»
Игра «Найди фигуру»
Игра «Дружная семейка»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей с ТНР»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша сегодняшняя встреча посвящена дидактическим играм, направленным на развитие фонематического слуха у детей с ТНР в старшей логопедической группе. Основная цель моего опыта работы: «Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста». Но успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы невозможно без взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Необходимо работать в команде.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемам. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Сегодня на мастер-классе я хочу представить дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Сейчас мы рассмотрим только некоторые из игр, но существует их очень много и направлены они на развитие разных навыков у детей.
Дидактические игры на слуховое внимание.
«Ушки - слушки»
«Кто стоит у светофора?»
«Шутки-минутки»
Дидактические игры для развития фонематического слуха
«Хлопни – топни»
«Сигнальщик».
«Поймай звук»
У всех детей с ТНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха. Очень важно научить ребенка различать и анализировать звуки. Для развития фонематического слуха мною совместно с логопедом разработано дидактическое пособие. Цель данного пособия повысить эффективность логопедического воздействия при помощи наглядных средств и сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей.
Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач педагога на конкретном занятии.
В конвертах желтого цвета находятся различные пособия для отработки – автоматизации, дифференциации поставленных звуков, артикуляционные упражнения, характеристика изучаемых звуков, различные дидактические игры направленные на повышение интереса детей.
Картонный материал для этих игр крепится на вагончики. Так же благодаря изображенным на конвертах цифрах от 1 до 18 и различных геометрических фигур достигаются цели в изучении математических представлений, плоских и объемных фигур, основных цветов и их оттенков.
В конвертах красного цвета находятся схемы, буквы и картинки, которые крепятся на крыши вагончиков.
Сейчас мы с вами поиграем в некоторые из игр данного пособия.
Игры 5, 6, 7, 12, 14, 15, 16.
Таким образом, это эффективное пособие для обучения детей старшего возраста и детей подготовительной к школе группы, поскольку речевой материал преподносится в игровой ненавязчивой форме и можно придумать много вариантов игр, в зависимости от поставленных педагогом задач.
После использования данного пособия вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя и свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры на развитие фонематического слуха для детей 4-7 лет
игры составлены в помощь педагогам...
"Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Составь и прочитай слово"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"Составь и прочитай слово"" Разработала воспитатель высшей квалифика...
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Клоуны - жонглёры"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Клоуны - жонглёры"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ...
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "ПомогиДеду Морозу и Снегурочке нарядить ёлочку""
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"Помоги Деду Морозу и Снегурочке нарядить ёлочку" Разработала воспитатель высше...
Консультация для педагогов: "Использование стихов,чистоговорок, скороговорок в развитии фонематического слуха у детей"
Консультация для педагогов: " Использование стихов, чистоговорок, скороговорок в развитии фонематичекого слуха у детей"...