Предметно-развивающая среда в ДОУ
учебно-методический материал на тему
Данная статья рассказывает о том, что же такое предметно-развивающая среда, что она обеспечивает, на каких принципах строится ППРС в группах ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда в ДОУ
В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Е.И. Рзаевой и других ученых. Термин «развивающая среда» довольно давно стал очень популярен. Однако, понятие «среда» не имеет однозначного определения в научном мире. Понятие «развивающая среда» может рассматриваться в широком и в узком смысле. В широком смысле развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин развивающая среда –это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда –это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [4:с.11]. К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А.В.Запорожец, С.А.Новоселова, Е.В.Зворыгина, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Н. В. Нищева и др.). Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметно-игровой среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых условиях –в русле личностно-ориентированной концепции. Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и игрового. Исходя из сказанного видно, что важной задачей современного дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества работы с детьми посредством правильной организации игровой среды, в которой ребенок сможет проявить собственную активность и полностью реализовать себя. Разработанная в группе предметно-развивающая среда обеспечивает высокое качество дошкольного образования через гарантированную охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, способствование высоконравственному развитию и воспитанию детей. Как рекомендовано ФГОС ДО образовательная работа с детьми осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, позволяющей удовлетворить потребности воспитанников.
Предметно-развивающая среда старшей группы должна быть на следующих принципах: .
Информативность, предусматривающая разнообразие тематики детской деятельности, а также используемых детьми материалов и оборудования в процессе деятельности. .
Вариативность, определяющаяся содержанием регионального воспитания, национально-культурными и художественными традициями региона. .
Полифункциональность, предусматривающая не только варианты разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды в зависимости от темы деятельности, но и преемственные линии между всеми составляющими образовательного процесса. .
Целесообразность, обеспечивающая предметно-развивающую среду группы необходимым и достаточным наполнением, которое дает детям возможности для самовыражения, способствует индивидуальному комфорту и эмоциональному благополучию каждого ребенка. .=
Трансформируемость, предполагающая возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от направлений деятельности и решаемых образовательных задач.
Предметно-развивающая среда старшей группы позволяет проводить образовательную работу с детьми в совместной деятельности взрослого и ребенка; закреплять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности детей. Образовательные задачи различных направления развития старших дошкольников решаются в рамках непосредственной образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Выстроенная на вышеперечисленных принципах предметно-развивающая среда группы позволяет организовать образовательный процесс с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Как известно, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Поэтому предметно-развивающая среда группы предусматривает разнообразие игровой деятельности, которая помогает педагогам выявлять и развивать способности детей в любых формах образовательного процесса; помогает детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, освоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда учитывает полоролевую специфику развития девочек и мальчиков. Полоролевая направленность учитывает принцип интеграции образовательных областей, материалы и оборудование, используемые для достижения целей одной образовательной области могут применяться и в ходе решения задач других образовательных областей. Подбор игр, игрушек, дидактического материала для организации детских видов деятельности осуществляется на основе общих закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе и с учетом специфики развития детей старшего дошкольного возраста. Все оборудование группы подобрано в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью является игра.
Центр продуктивной деятельности представлен оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и набором общего назначения: набор для рисования, лепки, аппликации, оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования, образно-символический материал, специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий.
Материалы и оборудование для двигательной активности включает оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, для катания, бросания, ловли, для ползания, лазания. Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки обладают полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Игрушки используются группой воспитанников, а также взрослого и ребенка, строятся коллективные постройки, совместные игры. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой, содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщая его к миру искусства и знакомству с народным художественным творчеством.
Расположение предметно-развивающей среды в группе старшего возраста.
Физкультурно-оздоровительное направление:
- центр физкультуры;
- центр здоровья;
- центр ПДД.
Познавательно-речевое направление:
-природный центр;
-центр исследовательской деятельности;
-библиотека;
- центр игр по развитию речи и познавательному развитию;
-патриотический центр о Родине.
Художественно-эстетическое направление:
-музыкальный центр;
-театральный центр;
-центр ИЗО.
Социально-личностное направление:
-гендерный центр для девочек;
-гендерный центр для мальчиков;
-больница;
-аптека;
-магазин;
-парикмахерская.
Вывод
В предметно-развивающей среде старшей группы должно найти отражение такое направление работы с детьми как экономическое воспитание, так как без финансовой грамотности полноценная жизнь современного человека невозможна. Под предметно-развивающей средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно. Непременное условие её построения - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействие между детьми и взрослыми. Отсюда мы делаем вывод, что предметно - развивающая среда должна выполнять две важнейшие функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....