Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию
учебно-методический материал на тему
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_razvivayushchey_predmetno_1.docx | 19.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребёнка дошкольного возраста происходит в деятельности ребёнка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности является создание предметно развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая даёт возможность ребёнку реализоваться в различных видах деятельности. Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».
Музыкальный зал в МБДОУ д/с «Дюймовочка» - это большое, светлое, специально оборудованное помещение.
В музыкальном зале проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения, спортивные мероприятия для детей, сотрудников и родителей воспитанников.
Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона музыкального зала подразумевает продуктивную деятельность в контексте интеграции с другими образовательными областями. В рабочей зоне ребёнку предоставляется возможность выразить свои эмоции, например, с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и прочих материалов для изобразительной деятельности. Такая зона нужна не на каждом музыкальном занятии, чаще она востребована на комплексных тематических и интегрированных занятиях. Поэтому предусмотрена возможность её быстрой организации.
Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества.
Технические средства обучения смонтированы вне доступа детей.
Спокойная зона музыкального зала самая важная и значимая для музыкального воспитания. В этой зоне осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности – восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, интерактивной доски для наглядного материала, музыкального центра, ноутбука. В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно развивающей среды «глаза в глаза», дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе, для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Организация предметно-развивающей среды осуществляется: по видам музыкальной деятельности и с учётом интеграции образовательных областей. Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда.
Образовательные области.
• Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в области музыки; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
• Познавательное развитие предполагает развитие расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
• Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) .
• Физическое развитие включает в себя развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.
В каждом виде музыкальной деятельности используется оборудование, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.
«Познавательное развитие», «Физическое развитие»
1. Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Инструмент (фортепиано). Репродукции картин или – иллюстрации. Набор детских музыкальных и шумовых инструментов- (шумовые инструменты из бросового материала, изготовленные совместно с родителями).
Мультимедийное оборудование, (презентации) .
Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений, активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, колокольчиками, погремушками, платочками, султанчиками.
«Познавательное развитие», «Речевое», «Социально-коммуникативное»
2. Развитие певческих способностей.
Происходит в спокойной зоне, сидя на стуле или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения.
Дидактический материал в виде карточек со значками.
Лёгкие предметы (листочки из фольги, снежок из ваты, которые можно сдуть с ладошек).
Предметы плоскостного или пальчикового театра для драматизации по тексту песни.
Набор детских музыкальных или шумовых инструментов.
Мультимедийное оборудование (презентация песни).
«Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие»
3. Музыкальное движение. Происходит в активной зоне.
Игрушки для танца. Атрибуты для создания сказочного игрового образа
Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи и тд.)
4. Элементарное музицирование.
Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стуле, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение.
Набор музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные. Игра в оркестре.
Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты»- интеграция в область;
Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области.
«Социально-коммуникативное развитие». «Познавательное развитие».
5. Детское творчество.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нём необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности.
Атрибуты для создания сказочного игрового образа;
Музыкальные инструменты;
Набор «Куклы-перчатки» для показа, кукольного спектакля, детская ширма, домик;
Костюмы и атрибуты различных персонажей.
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Особенность творческих проявлений детей дошкольного возраста состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребёнка. Педагогическое мастерство музыкального руководителя проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребёнка не на копирование взрослого, а на выражение собственной индивидуальности. Наличие в ДОУ специально оборудованного музыкального зала даёт практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей.
Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам, делятся на певцов, музыкантов и зрителей. В каждой возрастной группе есть магнитофон, иллюстрации к музыкальным произведениям, диски с музыкой и сказками, инструменты по программе «Элементарное музицирование» (авт. К. Орф)
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала, всех возрастных групп детского сада обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для воспитателей: «Организация музыкальной предметно- развивающей среды детского сада в контексте ФГОС ДО»
Рекомендации для воспитателей по оформлению музыкальных уголков в группах....
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....