Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста.
презентация на тему

Казянина Алена Александровна

 Самосознание - это осознание и отношение к себе как физическому, духовному и общественному существу. Человек не рождается с готовым самосознанием самосознание является продуктом развития человека развивается в процессе собственной активной деятельности ребёнка, на основе взаимодействий с окружающими

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon самосознание и самооценка.446.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Самосознание - это осознание и отношение к себе как физическому, духовному и общественному существу. Человек не рождается с готовым самосознанием самосознание является продуктом развития человека развивается в процессе собственной активной деятельности ребёнка, на основе взаимодействий с окружающими .

Слайд 3

Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребёнка. Первые признаки возникновения : начинает выделять себя, своё тело из окружающего пространства ( к концу 1 года жизни ) Дальнейшее развитие - осознание своих желаний, мотивов своих действий Следующая ступень - отделение себя от своих действий. Развитие самосознания Ребёнок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было закреплено ( на 3 году жизни ) Возникает в результате выполнения ребёнком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы ( кормление куклы не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой, могут использовать палочку )

Слайд 4

Действуя с предметами, ребёнок сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, чаще действует без помощи взрослого ( самостоятельное действие, часто отличное от желания взрослого ) Я « играюсь », я « одеваюсь », я « ем » и всё чаще я « сам »

Слайд 5

Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребёнка как личности имеет самооценка. Решающее значение в развитии самооценки на первых этапах становления личности имеет общение ребёнка со взрослыми.

Слайд 6

Самооценка как один из компонентов Я-концепции. Компоненты Я-концепции Образ-Я Самооценка Поведенческий Я - концепция это описание черт своей личности и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний, она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Образ-Я это представление о себе и отношение к себе: довольства и недовольства. П оведенческ ий компонент- это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов.

Слайд 7

Виды самооценки : актуальная прогностическая заниженная завышенная неадекватная адекватная ретроспективная самооценка Актуальная (оценка себя в настоящем). Ретроспективная (оценка себя в прошлом). Прогностическая (оценка себя в будущем). Адекватная (достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств). Неадекватная (представление личности о себе далеко от реального). Заниженная - ведет к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Завышенная - у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих.

Слайд 8

Механизмы формирования самооценки. Идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Индивидуализация - это стремление индивида выделиться из числа других, сформировать свою собственную внутреннюю позицию относительно других людей и себя , осознать свою собственную целостность .. Рефлексия -это самоанализ и самонаблюдение за собственным поведением в деятельности и общении , по средством которых человек стремится получить наиболее полные знания о себе, что позвол ит ему контролировать себя, осуществлять самооценку, имеющую огромное значение для самовоспитания и саморегулирования. рефлексия идентификация индивидуализация

Слайд 9

Факторы, влияющие на развитие самооценки. Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым. Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения. С опоставление образа реального «Я» (то каким человек является на данный момент) с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства. На самооценку личности также влияют ее индивидуальные особенности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность.

Слайд 10

Факторы, влияющие на формирование низкой или высокой самооценки у ребенка. Условия формирования низкой самооценки : Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение , требуя от ребенка послушания, воспитывая у него умени е подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Е сли родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение . К онфликтные отношения между родителями. Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке. Условия формирования высокой самооценки : В ысокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью , где царит атмосфера взаимного доверия. Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные. Предъявление к ребенку я сн ой и разумн ой систем ы требований . Проявление заинтересованност и родителей в результатах учебы ребенка, з нание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе

Слайд 11

Особенности развития самооценки в младенческом возрасте. (1-2м.-1г.) Общение со взрослыми, в особенности с матерью - необходимое условие развития самооценки в этот период. Взрослые - главный источником информации для ребенка ( как о себе, т ак и о других). Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Взрослый, выделяя ребенка из окружающего мира как нечто ценное, важное, значимое для себя, формируют у малыша ощущение своей важности, положительное отношение к другим людям и положительное самоощущение, что в дальнейшем поможет сформировать и положительную самооценку. Оценивая поступки ребенка, взрослые вырабатывают у него определенное эмоциональное отношение к себе, чувство собственной ценности. От эмоционального климата первых месяцев и даже дней жизни ребенка во многом зависит будущий характер самооценки взрослого.

Слайд 12

Особенности развития самооценки в период раннего детства (1-3г.) Ведущим фактором развития самосознания и самооценки в этот период продолжает оставаться взаимоотношение ребенка со взрослым. Поскольку еще не складывается собственная, устойчивая самооценка, ребенок стихийно принимает отношение к себе взрослого, и, таким образом, истоком первоначальной самооценки его личности является «на веру» принятое отношение взрослого. Познание себя, своего «Я» происходит через телесные чувствования, визуальный образ своего отражения в зеркале. Первоначальная самооценка ребенка , сформированная в этот период, влияет на процесс дальнейшего ее становления в более поздние этапы развития его личности.

Слайд 13

Особенности развития самооценки в дошкольном возрасте (3-7л.) Самооценка становится достаточно устойчивой, более или менее объективно отражающей реальное состояние развития ребенка. Содержание самооценки ребенка составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотносит свои поступки с требованиями взрослых. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Ч ем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Дошкольнику оценить себя гораздо труднее, чем сверстника.. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. К 7 годам самооценка у ребенка из общей становится дифференцированной.

Слайд 14

На основе особенностей развития самооценки сделаны выводы : На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства. Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка. В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей. В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят. В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной сте...

Презентация "Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста"

Развитие самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста....