Презентация "Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Анисимова Юлия Михайловна

Развитие самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samosoznanie_i_samootsenka_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx82.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста. Выполнила: Анисимова Ю.М.

Слайд 2

Проблема самосознания – одна из самых сложных психологии. Наиболее эффективным путем ее исследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов – собственной практической деят-ти ребенка и его взаимоотношений с другими людьми. В дошкольном возрасте возникновение самосознания считается важнейшим достижением в развитии личности. Проблема самосознания достаточно актуальна в настоящее время. Самооценка не может появиться сама по себе, из ниоткуда. Она складывается из замечаний взрослых, семейного климата, отношений между родителями, их суждений о чертах характера и поступках ребенка. Взрослые влияют на формирование личности ребенка, на становление его самооценки и определение его личностного «Я». Введение

Слайд 3

Самосознание есть определенная форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отлучение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает . Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Впервые проблема самосознания была поставлена Л.С. Выготским . Так же самосознание рассматривали А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова . Чеснокова дает следующее определение самосознанию: «Самосознание – это сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов в единое целостное образование – в представление, а затем в понятие собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов; формирование совершенного, глубокого и адекватного образа Я» В.В. Столин выделяет три уровня самосознания: «… самовыделение и принятие себя в расчет ( в двигательных актах)»; Самосознание индивида, т.е. принятие точки зрения другого на себя, идентификация с родителями, с ролями, становление самоконтроля; самосознание личности, как выявление своей социальной ценности и смысла бытия, формирование представлений о своем прошлом, настоящем и будущем. В. В. Столин отмечает образ «Я» – продукт самосознания. И.С. Кон размышлял «образ Я» это совокупность представлений индивида о самом себе. В чем их размышления близки. М.И. Лисина выделяет 2 основных источника построения образа Я: Опыт индивидуальной деятельности чел-ка ; Опыт общения с другими людьми. Следовательно в психологии сложилась в отношении понимания идентичности своеобразная триада: сознание-самосознание- образ Я. Понятие «самосознания» и его структура

Слайд 4

Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему представляет его ближайшее окружение: мир взрослых и мир сверстников. В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Э тапы формирования образа «Я»: 1. Познание себя через совместные игры и занятия со сверстниками, выражающемуся в наличии и характере представлений о себе и других. 2. Формирование адекватного самовосприятия у ребенка через преодоление противоречий между положительной самопрезентацией и оценкой его сверстниками. 3. Выделение дошкольником своего «Я», на противопоставление себя другим с целью определения достойного места в разнообразных социальных отношениях. Развитие образа «Я» у дошкольников

Слайд 5

- В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. - В возрасте трех-семи лет общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Умение ребенка анализировать результаты собственной деят-ти прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. - В три-четыре года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата. - В пять лет ребенок уже адекватно реагирует на успех и неудачу. - В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностей. С возрастом самооценка становится более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Особенности самооценки дошкольного возраста. Роль взрослых в формировании самоуважения ребенка

Слайд 6

- У ребенка появляется «осознание своего Социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». - Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки. - В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания – осознание себя во времени. ( ребенок просит взрослых рассказать , как он был маленьким) - Важной составляющей самосознания является осознание своей принадлежности к мужскому и женскому полу, т.е. половой идентичности. - Итоговым измерением «Я» , формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе, и играет существенную роль в формировании личности ребенка. - В старшем дошкольном возрасте развиваются чувства гордости и стыда.

Слайд 7

- выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход; Организует деят-ть малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение; Представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения; Организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывая его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых (М.И. Лисина , Д.Б. Годовикова и др.) Оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращении к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

Слайд 8

Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. А благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, поддержку и доверительные отношения, а так же отношения, нге препятствующие развитию самостоятельности и обогащения индивидуального опыта. Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми.

Слайд 9

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку . Заключение

Слайд 10

Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности,— сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка с взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной сте...

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В период дошкольного детства у ребенка на основе самопознания и самоотношения формируется деятельность самооценивания, в результате которой скаладывается самооценка. Самооценка ребенка дошкольного воз...