Проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет.
статья на тему
В статье затронуты проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_razvitiya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые голы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей – их хорошее уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребенка в возрасти от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребенка. Обучение погружает ребенка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:
- сенсорное развитие;
- развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи),
- формирования элементарных математических представлений,
- формирование развития речи,
- развитие мелкой моторики,
- физическое развитие,
- музыкальное развитие,
- творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).
У детей с раннего возраста занимающихся в ДОУ по образовательной программе. Формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Дети, получающие задание от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведет к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности – формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учебы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.
В наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях обучения. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей. Вместе с тем значительное сокращение ясельных групп в дошкольных учреждениях в 90-е годы ХХ века сказалось на практике работы с детьми раннего возраста. Например, значительно уменьшилось количество научной и методической литературы, раскрывающей специфику организации педагогического процесса с детьми до 3-х лет; не обогащалась материальная база дошкольных учреждений пособиями и необходимым оборудованием для работы в ясельных группах. Подавляющая часть развивающих программ, разработанных в последние годы. Рассчитаны на работу с детьми 4 лет и старше. Поэтому сегодня следует говорить не о развитии системы раннего образования, а о его возрождении, необходимости создания новых программ, методических пособий, подготовки квалифицированных кадров, способных за короткое время решить проблему научной организации процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.
Литература
- Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребенка. – М., 1993 г.
- Воспитание детей раннего возраста. – М.: «Просвещение, 1996 г.
- Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. Методические рекомендации для левшей дошкольников.
Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не луч...
Публикации по проблемам развития, воспитания, образования
Публикации по проблемам развития, воспитания, образования...
4.5. Публикации по проблемам развития, воспитания, образования Форма 16
Представлены сертификаты опубликованных в разное время на сайте "Знанио." материалов по проблемам развития, воспитания, образования детей дошкольного возраста....
Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ имеет большое значение работа с родителями вопитанников....
«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимо...
Проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в различных сферах деятельности
Проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в различных сферах деятельности...
Венгер Л. А. " Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет"
Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6 лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на...