Статья "Использование символики гласных звуков с детьми раннего возраста"
статья по логопедии
Из представленного материала можно узнать об использовании символики гласных звуков по методике Ткаченко в работе с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время возросло количество детей с речевой патологией. Зачастую в группы раннего возраста приходят неговорящие дети. И тут приходится говорить не о развитии речи, а о вызывании её. Чтобы ребёнок начал говорить, необходимо развивать речеслуховой (умение слышать звуки речи, понимать и различать их) и речедвигательный анализатор (отвечает за воспроизведение звуков).
В своей работе мы используем символику гласных звуков по методике Ткаченко. Эти символы можно использовать с детьми разных возрастов, в том числе и с детьми раннего возраста.
В нашем случае эти символы представлены в виде человечков-звуковичков с ротиками разной формы (А-большой круг, О-овал, У-маленький круг, И-улыбка). При выборе условных обозначений автор подбирал аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а так же проконтролировать в случае затруднения.
Для работы с детьми раннего возраста используем 4 гласных звука (А,О,У,И), так как у них наиболее выраженная артикуляция. Этих человечков можно использовать как часть непрерывной образовательной деятельности. Например: К нам пришёл человечек. Посмотрите, как у него широко открыт рот. Он поёт песенку АААА. Дети смотрят и повторяют. Далее можно обыграть, как он поёт громко - тихо. Таким образом будет развиваться сила голоса. Здесь же можно показать картинки (ААА - девочка качает куклу, УУУ- воет волк, дует ветер, ИИИ-говорит ослик, ООО-девочка удивилась).
В итоге, при работе с этими символами будет развиваться артикуляционный аппарат ребёнка (рот открывается и закрывается, губы принимают определённое положение), моторика (при показе движений как качают куклу, как дует ветер), так же будет расширяться пассивный глагольный словарь ребёнка, а глаголы являются основой речи.
Когда дети хорошо познакомились с этими символами, то можно брать одновременно 2 человечка (один спрятался, другой выходит). Какой человечек пришёл?
Когда дети прочно усвоили все символы с человечками, можно использовать кубик с символами (только ротики). Ребёнку кидается кубик, какой символ сверху, такой человечек и пришёл.
Ещё можно использовать кубик с картинками. Его можно соотносить с маленьким кубиком (на большом кубике ослик-на маленьком символ И), а можно показывать только картинку и воспроизводить звуки.
Когда дети начнут овладевать речью, на этом материале можно активизировать глаголы (воет, плачет, дует, кричит и т.д). Для детей постарше можно показывать беззвучную артикуляцию звуков, а они произносят звук или показывают соответствующий символ.
Таким образом, на этом материале можно значительно развить и улучшить речь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245535-1366384731.jpg)
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного
Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-336500-1384796700.jpg)
Игры со звуками с детьми раннего возраста
Вся жизнь дошколенка - игра. Играя, малыш познает мир, узнает свойства предметов и окружающих явлений. За первые годы жизни ребенок успевает накопить достаточный багаж знаний и представлений. Он может...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-25270-1601324110.jpg)
Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-640289-1679504660.jpg)
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-1056163-1536688600.jpg)
Методическая разработка совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию звуковой речи «звук Ы»
Методическая разработка совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию звуковой речи «звук Ы» Составила :ВоспитательСтарцева Е.В.Форма: иг...