Проект в первой младшей группе "Кинетический песок в детском саду"
проект (младшая группа) на тему
«Кинетический песок в детском саду»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineticheskiy_pesok_v_detskom_sadu.docx | 70.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кинетический песок в детском саду»
Тип проекта: cреднесрочный, творческий, практический, игровой.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: среднесрочный (сентябрь-январь).
Актуальность проекта:
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Цель: Оказание помощи и поддержки детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- способствовать адаптации малышей к новым условиям, установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;
- способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
- способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
- обеспечивать (создать) комфортные условия пребывания в ДОУ, что сократит период адаптации к условиям ДОУ;
- способствовать функциональному вовлечению родителей в общую работу по привыкания ребенка к условиям ДОУ.
Ожидаемый результат:
1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. Развивается «тактильная чувствительность», как основа развития «ручного интеллекта».
3. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление), а также речь и моторика.
4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Создается комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации, период адаптации проходит легче.
6. Устанавливаются доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.
Реализацию проекта осуществила в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Перспективное планирование проекта.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Просветительская работа с родителями в форме консультаций, оформление
информационного уголка для родителей и педагогов.
II этап – основной (практический).
- Реализация проекта в соответствии с планом.
III этап – заключительный.
Анализ проведённой работы:
- Анкетирование родителей по результатам адаптации (реализации проекта).
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
Презентация проекта:
- Организация фотовыставки по проекту «Из жизни детей в детском саду»;
- Совместная деятельность с родителями и детьми «А у нас сегодня гости».
Предварительная работа.
- Подбор и изучение методической литературы по данной теме (проблеме).
- Приобретение кинетического песка, подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Составление картотеки игр с кинетическим песком.
- Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки, песен для прослушивания детьми.
- Подготовка места для игр с кинетическим песком.
Взаимодействие с родителями:
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Родительское собрание: «Здравствуй, детский сад! Мы вместе» Памятка для родителей "Первые дни пребывания в детском саду". Консультация: «Необычные материалы для развития детей: Кинетический песок». |
Октябрь | Папка-передвижка: «Кинетический песок своими руками. Способ приготовления». Консультация: «Польза кинетического песка в период адаптации ребенка» |
Ноябрь | Мастер – класс для родителей «Играя с песком, развиваемся и познаём». |
Декабрь | Творческая мастерская «Рисование песком» Папка-передвижка «Игры с кинетическим песком для детей раннего возраста» |
Январь | Совместная деятельность с родителями и детьми «А у нас сегодня гости» |
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Образовательные области | Формы и методы работы |
Образовательная область «Познавательное развитие» | ФЭМП: «Один и много», «Большой – маленький» (формочки, ведерки, трафареты, печатки, кинетический песок) Ознакомление с предметным окружением: «Найди такой же», д/и, направленные на появление обобщающих понятий «Игрушки», «Посуда», «Одежда» Ознакомление с миром природы: д/и «Дождик», «Веселая ферма», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи». |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Д/и «Ручеек», «Подарок на всех», «Секретики», «Мое настроение», «Кукла Катя в детском саду», «Кукла Катя ест кашу», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Уложим куклу Катю спать» |
Образовательная область «Речевое развитие» | Чтение потешек «Кто у нас хороший», «Жили-были сто ребят», «Ай, лады-лады-лады…», «Водичка, водичка…» «Я пеку, пеку, пеку…», «Сорока-белобока». д/и «Кто как кричит?», «Катины помощники», «Разноцветный сундучок», «Как зовут зверя?». |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование песком, на песке, трафареты, штампики, печатки. Конструирование: «Заборчик», «Башенка», «Домик». Строительные игры с использованием песка в групповом помещении и на улице. Слушание музыки: «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Вы- сотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса); «Пляска с куклами» сл. A. Ануфриевой; колыбельные. |
Образовательная область «Физическое развитие» | Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Через ручеек», «Поезд». |
Планирование работы по теме
Месяц | Тема занятия, оборудование | Ход занятия | Совместная деятельность |
Сентябрь
| “В гостях у Песочной Феи. Знакомство” | Взрослый знакомит детей со своей игрушкой – Песочной Феей, которая любит детей, игрушки. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир. От имени Феи педагог рассказывает о правилах поведения в песочнице. | Мини-истории «Песочные человечки» Структура:
|
«Знакомство с песком» | Педагог просит по-разному “поздороваться с песком”, то есть различными способами дотронуться до песка. |
| |
Октябрь | «Песочные прятки» (контейнер, песок, киндер-игрушки, лопатки, палочки, кисточки) | Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. | Чтение А. Барто «Игрушки» Игровое упражнение: «Помоги найти игрушку». Д/и «Волшебный мешочек» |
«Песочный праздник» (контейнер, песок, большая кукла, формочки, подносы) | У куклы Кати день рождения. Выпекаем из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, торты). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Затем ребенок “угощает” пирожками взрослых, кукол. | Игровые упражнения: «Напоим куклу Катю чаем», «У Мишки день рождения». | |
Ноябрь
Декабрь | «Песочный круг» (различные предметы: камешки, пуговицы, и др.; контейнер, песок) | Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. | Рисование на песке пальчиком. Д/и «Волшебный мешочек» |
«Я пеку, пеку, пеку» (контейнер, песок, формочки, лопатка, стека-нож, тарелочки) | Выпекаем из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, торты). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно “выпекать” и руками, перекладывая песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок “угощает” пирожками взрослых, кукол. | Чтение потешки «Я пеку, пеку, пеку…» Д/и «Чаепитие» Игровое упражнение: «Напоим куклу Катю чаем», «У Мишки день рождения». | |
«Секретики» (глубокий контейнер, песок, палочки, кисточки, перышки) | Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую кисточку, палочку. | Игровое упражнение: «Помоги найти игрушку». Д/и «Волшебный мешочек» | |
«Песочные строители» (контейнер, песок, киндер-игрушки, формочки) | Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома круглой формы, медведь - только прямоугольной, а волк хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. | Чтение А. Барто «Строители» Игровое упражнение: «Помоги построить домики». Д/и: «Кто где живет?» | |
Январь | «Необыкновенные следы» (контейнер, песок, формочки, палочки) | «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслаблен-ными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. «Крокозябла» - ребенок оставляет на песке самые разнообразные следы. | Игровая ситуация: «В гости к нам пришли зверята». Просмотр мультфильма: «Маша и медведь» Прослушивание аудио-записи: «Песенка про следы». Рисование: «В мире по следам любого узнавать умею я … » - коллективная работа (печатание штампами). |
| «Песочный детский сад» | Поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи. Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек- «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка. | Игровая ситуация: «Кукла Катя ест кашу» «Кукла Катя собирается на прогулку» «Уложим куклу Катю спать» |
Итог:
Организуя работу с кинетическим песком, обратила внимание на то, что песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Таким образом, выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице, мы стабилизируем их эмоциональное состояние.
Определение перспективы:
Продолжить работу в данном направлении. Мотивировать детей по окончании работы над проектом на дальнейшую познавательную деятельность с кинетическим песком.
Приложения
Картотека игр с кинетическим песком:
«Норки для мышки»
Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Ход: Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Ход: Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.
«Заборчики»
Целью данной игры является знакомство детей со свойствами песка и развитие координации движений.
Ход: Воспитатель просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек (За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку.
«Игра на пианино»
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе.
Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит»). Затем произвольно лепит изделия.
«Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
«Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).
«Загадка»
Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее
найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?
«Секретики»
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.
«Сапер»
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
«Готовим печенья и кексы»
Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.
Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.
«Тренируем навыки владения ножом»
Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки. Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутерброды. Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.
«Кто выше»
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны как только давление сверху достигает определенного предельного веса строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры. Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков. Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов.
«Угадайка»
На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.
«Лепим из кинетического песка»
Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками! Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.
Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку трафареты.
План-конспект занятия с кинетическим песком
в группе раннего возраста
“В гостях у Песочной Феи. Знакомство ”
Задачи:
знакомство детей с песочницей, правилами игры с песком; развитие тактильной чувствительности, сенсорных представлений; развивать речь, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои ощущения; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование:
пластиковые короба, кинетический песок, Песочная Фея (маленькая куколка), колокольчик, таз с водой и полотенца для мытья рук.
Ход занятия:
Взрослый знакомит детей со своей игрушкой – Песочной Феей: “Песочная Фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир”.
От имени Феи педагог рассказывает о правилах поведения в песочнице: “Песочная Фея просит тебя, малыш, беречь песчинки – не выбрасывать их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики”.
Педагог от имени Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной, перетирает песок между пальцами, ладонями (старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения).
От имени Феи педагог говорит: “В моей стране может идти необычный песочный дождик. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит”. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика, мытьем рук.
План-конспект занятия с кинетическим песком
в группе раннего возраста
“Знакомство с песком”
Задачи:
знакомство детей с песочницей, правилами игры с песком; развивать речь, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои ощущения; развивать мелкую моторику; снижение психофизического напряжения; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование:
пластиковые короба, кинетический песок, колокольчик, таз с водой и полотенца для мытья рук.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с песком, но не с простым, а с волшебным.
Упражнение «Волшебство»
Воспитатель: Потрогайте песок. Положите на него ладошки, погладьте песочек. Посмотрите, какой он мягкий, нежный. Скажите, какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песочек» (Дети здороваются.) Песочку грустно и одиноко. Давайте попробуем его развеселить! Как можно его развеселить?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю так: пощекочите песок пальчиками – сначала одной рукой, затем другой рукой. А теперь обеими ручками. (Дети выполняют.) Ребята, скажите, что мы будем с нашим песочком?
Ответы детей.
Воспитатель: Как мы будем щекотать песочек?
Дети проговаривают и показывают.
Воспитатель: Я думаю, ему стало веселее. А вы как думаете, развеселили мы песочек или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно делать с песком? А чего нельзя делать, когда играем с песком?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь давайте поиграем!
Игра «Тучки и дождик»
Воспитатель: Набираем песок в кулачки и постепенно высыпаем. (Повторить 2-5 раз.) Берем песок тремя пальчиками и высыпаем (Повторить 2-5 раз.) Касаемся поверхности песка кончиками пальцев, оставляем следы, как после дождя.
Сколько на песке следов оставили детские пальчики! Что же это за следы? (Ответы детей.)
Наши пальчики устали, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Дети сжимают пальцы в кулачки
Раз, два, три, четыре, пять – | По одному загибают пальцы. |
Вышли пальчики гулять. | Показывают ладошки. |
Раз, два, три, четыре, пять – | По одному загибают пальцы. |
В домик спрятались опять. | Показывают ладошки. |
Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика, мытьем рук.
Консультация для родителей
«Необычные материалы для развития детей:
Кинетический песок»
Песок – один из самых доступных развивающих материалов для ребенка, с которым с удовольствием играют все без исключения дети. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики и творческого мышления. Есть у песка и минусы: дворовые песочницы не всегда отличаются чистотой и безопасностью, часто песок пачкается, бывает слишком сухим или влажным для лепки.
Все эти недостатки отсутствуют у кинетического песка – современного и безопасного материала для игр и развития. Он обладает удивительными свойствами, отлично удерживает любую форму, но при этом рассыпается от малейшего прикосновения. На ощупь кинетический песок ближе всего к слегка влажному морскому, однако, жидкость в нем не содержится. При играх с этим материалом одежда и руки ребенка остаются абсолютно чистыми, а на поверхностях от него не остается жирных следов.
Кинетический песок на 98 % состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций, так как не содержит глютен и казеин. 100% безопасен и не токсичен. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети останутся довольны интересной игрой, а родители не будут переживать за испачканную мебель, комнату и руки ребенка. Этот песок развивает мелкую моторику и творческие навыки у детей.
Чем еще хорош и практичен кинетический песок?
Без проблем собирается. Даже если ребенок играет им в квартире, вам не придется ходить за ним с пылесосом и веником – весь песок оказывается в руках одним легким движением.
Не требует много места. Обычную песочницу не поставишь в квартире, т.к. это объемная и не слишком гигиеничная конструкция. Кинетический песок займет минимум свободного места и легко поместится где-нибудь на полке или под кроватью. Это касается даже самых объемных наборов.
Оптимальная влажность. Благодаря особому составу кинетический песок не нужно смачивать водой или специальными средствами, чтобы он лепился. При этом такая влажность сохраняется постоянно, песок, в отличие от обычного, не высыхает и в любой момент готов к использованию.
Чистота и экологичность. В кинетическом песке отсутствуют микробы, бактерии грязь и мусор. При желании пользоваться им может только ваш ребенок, что исключает возможность заражения.
Этот материал не испачкает обои или мебель и подходит для игр на любых поверхностях, будь то кухонный стол или ваш любимый диван. Песок не оставляет пятен или отпечатков, а запах от него практически отсутствует.
Конечно, главное преимущество этого необычного современного материала заключается в том, что дети от него в восторге и готовы возиться с песком часами.
Кроме преимуществ, кинетический песок также имеет несколько недостатков:
- Наличие неприятного запаха сразу после открытия упаковки с кинетическим песком. Запах полностью выветривается через несколько часов.
- Отсутствует сыпучесть песка. Его нельзя пересевать через мельницу.
- Высокая цена является главным недостатком по сравнению с обычным песком. Однако большое количество преимуществ делает его популярным и востребованным в наше время для обеспечения эффективного роста и развития каждого ребенка.
Санитарно-гигиенические характеристики
- Кинетическим песком практически невозможно засорить глаза.
- Песок не поддерживает развитие микроорганизмов и не имеет запаха, не токсичен, не вызывает аллергии.
- Продукт не боится воды, в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства.
- В случае неосторожного заглатывания силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорта.
- Не требует специальных условий хранения.
Инструкция по применению
Чтобы песок не потерял своих качеств, не пересыхал и не загрязнялся, при его хранении и использовании нужно соблюдать ряд правил:
- Оптимальные условия для применения – комнатная температура и влажность воздуха не выше 60%. При случайном намокании его сушат без специального подогрева.
- В помещениях с низкой влажностью кинетический песок теряет эластичность (высохнуть он не может, т.к. не содержит воды). Чтобы восстановить его подвижность, его слегка сбрызгивают водой и мнут в руках. После этого он снова станет рыхлым и текучим.
- Кинетический песок легко впитывает запахи, поэтому перед игрой необходимо тщательно помыть руки.
- Кинетический песок не боится ультрафиолета, от пыли, влаги, домашних животных его следует защитить с помощью обычной крышки. Хранить материал можно в песочнице или контейнере.
Папка-передвижка для родителей
«Кинетический песок своими руками. Способ приготовления».
Для создания массы для игры с ребенком важно использовать только натуральные компоненты. В приведенных рецептах предложены те ингредиенты, которые есть на кухне каждой хозяйки. С помощью пищевых красителей вещество можно сделать даже цветным. Если создавать кинетический песок своими руками, состав будет следующим:
- крахмал картофельный или кукурузная мука - его понадобится вдвое меньше песка, то есть 2 стакана. При необходимости крахмал может быть заменен кукурузной мукой;
- вода - 1 стакан;
- кварцевый песок – мелкий и чистый. Вы можете приобрести его в зоомагазине (продается для кроликов, птиц и шиншилл) или в строительном магазине. Перед приготовлением самодельного кинетика многие мамы советуют прокалить его в духовке (4 стакана).
В емкость высыпаем чистый песок, я использовала. Добавляем крахмал. Прежде чем добавить крахмал к песку - предложите ребенку его потрогать, чтобы он получил новые ощущения.
При помощи ложки или руками перемешиваем песок и крахмал. Можно доверить эту миссию ребенку, он оценит это. К песочно-крахмальной смеси добавляем воду и снова все перемешиваем. Все, кинетический песок готов можно приступать к игре.
Чем полезен кинетический песок для детей:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.
Консультация: «Польза кинетического песка в период адаптации ребенка»
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Для этого мы используем «игры с песком».
Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее. Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем в него руки, появляется нечто похожее на рябь на воде. Можно сказать, что ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Данный метод очень прост, но дает потрясающий эффект.
Чем полезна песочница?
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берёт в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движение песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимает стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
Кинетический песок – это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые формы. К нему приятно прикасаться.
В песочнице быстрее устанавливаются отношения между воспитателем и ребёнком, между детьми. Игры с песком использовались М. Монтессори, К. Юнгом и другими. Они считали, что игры с песком снимают детскую раздражительность, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей.
В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения, как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.
Вначале взрослый показывает способы действия, а затем ребёнок повторяет их.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе, а ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из–за отсутствия активной речи. Игры с кинетическим песком могут оказаться полезными для установления взаимопонимания со взрослыми, сверстниками и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.
В период адаптации ребенка к детском саду игра c песком способствует:
- Быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком;
- Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя;
- Ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе;
- Ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие ситуации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения.
Кроме того использование кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) способствует развитию активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора, мышления, памяти, внимания, воображения. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.
С чего, когда и как начать работу с песком?
Для того чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, игры с песком целесообразно проводить сразу после прихода детей в детский сад. Так как, именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. На занятия рекомендуется брать не всех детей, а только тех, которые тяжело адаптируются к детскому саду (тяжело расстаются по утрам с близкими, ребенка тяжело успокоить, сложно переключить и др.).
Условия организации работы с детьми в песочнице
- Согласие и желание ребенка
- Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий в песочнице
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, работу начинается с начала.
Работу с песком завершают, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.
Литература:
1) Андреенко Т.А.: Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. ,- Детство-Пресс,2017
2) Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой. СПб Литера, 2006.
3) Скавитина А. - Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. –Москва, 2001
4) Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
5) Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
6) Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
7) Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической психологии образования - N1/2006
8) Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. ФГОС - Волгоград, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в первой младшей группе "Адаптация к детскому саду"
Родительское собрание в первой младей группе "Адаптация к детскому саду"...
Конспект родительского собрания в первой младшей группе "Адаптация к детскому саду"
Родительское собрание "Адаптация к детскому садук"...
Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...
Проект в средней группе «Кинетический песок в детском саду»
Проект краткосрочный, творческий, практический, игровой. Цель проекта: Оказание помощи и поддержки детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.Задачи:-способствовать адап...
Презентация в первой младшей группе "Профессии в детском саду".
Малышам о профессиях....
Итоговое занятие по сенсорному воспитанию в первой младшей группе "Мишка в детском саду"
Итоговое занятие по сенсорному воспитанию в первой младшей группе ...
Конспект родительского собрания первая младшая группа " Адаптация в детском саду"
Цель:Знакомство с родителями, знакомство родителей с воспитателями, установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной атмосферы.Задачи:1. Дать представление родителям о возрастны...