Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Приобщение младших дошкольников к истокам русской истории и культуры»
проект (младшая группа) на тему
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение младших дошкольников к истокам русской истории и культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение младших дошкольников к истокам русской истории и культуры»
Информационно-познавательный проект для детей младшего
дошкольного возраста.
Автор проекта:
воспитатель ГБДОУ
детский сад N 52
Лисицына А.А.
2017
Проблема: Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Стоит задуматься, а достаточно ли мы сделали, для того, чтобы дети научились понимать свою родную культуру, свой народ. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.
Цель проекта: Способствовать развитию патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей.
Задачи проекта:
- Создать развивающую среду в группе.
- Знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской
народной культуры.
- Приобщить детей к традициям
народной культуры.
- Формировать на доступном уровне развитие художественного вкуса,
любви к Родине, к родному краю.
-Вовлечь в проект родителей воспитанников
Вид проекта: познавательно-информационный
Разработчик проекта: воспитатель младшей группы А.А.Лисицына
Участники проекта: Воспитатель -А.А.Лисицына, воспитатель –Пшеничная Л.А., музыкальный руководитель Иванова С.И., дети младшей группы, родители.
Актуальность проекта: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание развития его духовного и культурного облика по данной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материал не только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но и самостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.
Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников с предметами быта и старинного русского костюма);
вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции,семейные традиции, климатогеографические особенности;
полифункциональность (обеспечение всех составляющих не только воспитательно-образовательного процесса, но и совместной деятельности);
интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды (музеи,костюмы,наглядности, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка по данной теме;
трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы, в соответствии данной темы, проведения итогового мероприятия)
Сроки реализации: 26.09.2017-30.11.2017
Этапы проекта:
I этап-подготовительный с 26.09.17-02.11.17
II этап-основной с 03.11.17- 20.11.17
III этап итоговый с 21.11.17 -30.11.17
Продукт проекта:
-Мини-музей «Куклы в русских костюмах»
-Презентация на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
-Консультации для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!», "Знакомьте малышей с народным фольклором"
- Картотека дидактических игр по приобщению к народной культуре
-Картотека потешек, закличек, считалок и загадок
-Картотека русских народных игр
-Итоговое мероприятие «В гостях у Петрушки»
Системная паутинка проекта
Прогнозируемый результат:
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
- умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;
- научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.
- Детско-родительские отношения будут носить партнерский характер в совместной творческой деятельности.
Перспективный план по реализации проекта
I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 26.09.17-02.11.17 |
1. Информационный и рекламный блоки. 2. Проведение опроса - анкетирование. 3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм . 4. Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русского быта и игрушки,подготовка декораций,костюмов и головных уборов |
II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ – с 03.11.17- 20.11.17 | ||
Название мероприятия | Цель, задачи мероприятия | |
1.НОД «Как жили люди на Руси» 2.Конструирование «Построим домик в деревне» 3.Чтение «По щучьему веленью» — русская народная сказка. 4.Презентация «Русский народный костюм» Рассматривание кукл в народных костюмах и кокошника 5. НОД «Русские народные сказки» 6.ЧХЛ Русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Репка», «Теремок», « Три медведя» 7.Интерактивная игра на Mimio «Сказка за сказкой» 8.Театрализованное представление «Теремок» 10.Чтение и заучивание народных поговорок по картотеке 11. Чтение загадок по картотеке 12. Русские народные пальчиковые игры по картотеке 13.Дидактические игры «Собери целое», «Что это?» по картотеке | 1-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру. 2.- формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением; - развить конструктивные навыки детей, смекалку, умение ориентироваться в пространстве, воображение. учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; - закрепить знания о жанровых особенностях сказки; - формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения; - расширять словарный запас детей; - учить детей понимать заложенный сказкой смысл; - воспитывать в детях чувство прекрасного, красоту родного языка, гордость за народное творчество. -закрепить знания о народых костюмах, видеть отличительные особенности русских костюмов -Развивать умение слушать сказки, следить за развитием действий, сопереживать героям произведения, понять смысл сказки. -дать понять , что сказка неотъемлемая часть наших традиций Развивать образное представление, восприятие и воображение детей. -проверить знания детей о сказках; -закрепить полученные знания -активизировать речь -выявить творческие способности детей | |
14. НОД «Русская Матрешка» 15. Украсим матрёшке сарафан». Пластилинография. 16. Народные игры и хороводы «Колпачок» и пр По картотеке 17.Слушание русских народных песен «Мишка косалапый», «Ах вы, сени, мои сени» 18. Дети И народная игрушка. Как играть в народные игрушки? 18.Подготовка к итоговому мероприятию 19 Работа с родителями 1. Консультации для родителей: «Сказки читаем — речь развиваем!» «Знакомьте малышей с народным фольклором» 2. Картотека: «Русские народные игры для малышей» 3. Анкетирование родителей 4. Помощь родителей в создании мини-музея «Куклы в народных костюмах» 5.Подготовка родителей к мероприятию и созданию ими русских народных костюмов | -Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан). -Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки. Развивать связную речь. -Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству и бережное отношение к игрушкам. Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии. - Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. - Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином. - Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. - Воспитывать интерес к народной игрушке - Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям. -приобщать к народным традициям -соблюдать и запоминать слова и правила - Формировать и развивать эмоциональную сферу ребенка посредством интеграции через другие виды детской деятельности |
III этап – ИТОГОВЫЙ – с 21.11.17-30.11.17 |
Итоговая беседа (анализ проделанной работы) Анализ результативности. Оформление стенгазеты. |
Анализ:
- - В группе была создана предметно-развивающая среда по теме
- - Дети познакомились с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской
народной культуры.
- - Дети преобщились к традициям народной культуры.
- -Родители воспитанников с удовольствием принимали участие в проекте
- Дети получили ответы на интересующие их вопросы.
- В процессе проекта были задействованы все образовательные области.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Список литературы:
Используемая литература
1.О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2.О.Л. Князева «Как жили люди на Руси».
3.С.В. Бурдин «Народы мира».
4.В. Мазаев «Ковчежок»
5.В.И. Даль «Пословицы русского народа».
6.Журнал «Дошкольное образование» № 3, 2004 год.
7. Журнал «Дошкольник» № 6, 2005 год.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-297324-1384171511.jpg)
Информационно-практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста "Основы безопасности дошкольников"
Методическая разработка направленная на формирование у детей умения применять в повседневной жизни правила безопасного поведения в быту и окружающем мире, развитие связной речи детей;, воспитани...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/29/picture-374306-1388267121.jpg)
Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Приобщение детей старшего дошкольного возрасталогопедического детского сада К истокам русской народной культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/17/picture-543464-1731834583.jpg)
Виртуальная экскурсия: «Приобщение дошкольников к истокам русской истории и культуры через предметно-образовательную среду».
Предметно-пространственная среда...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-388268-1481539816.jpg)
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743139-1453730872.jpg)
Презентация "Дети и война" для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста
Дети и война... Понятия не совместимые. Дети на сегодняшний день не понимают, на сколько страшной была война, как давался им каждый день. Надо ли детям знать о той войне? Надо. Это , прежде всего, вос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985114-1513067359.jpg)
Педагогический проект "Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к истокам, традициям русской национальной, сибирской культуры через знакомство с играми, хороводами, народн...