Презентация "Первые шаги в сопровождении ребенка по переживанию утраты близкого человека"
презентация по теме

Парфенова Людмила Алексеевна

1.Задачи специалиста на основных этапах сопровождения

2. Коррекционная работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gore_i_utrata_na_sayt.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог – психолог 1кв. категории ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр д ля несовершеннолетних» Парфенова Л.А. Первые шаги в сопровождении ребенка по переживанию утраты близкого человека

Слайд 2

С обытия , связанные с утратами, уверенно занимают лидирующие позиции по степени стрессогенности . В психологии горе обычно понимается как переживание потери, утраты. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть ). Когда ты человек взрослый, ты уже имеешь хоть какой-то опыт проживания смерти, а вот как быть с детьми ? Детское горе характеризуется трудностями осмысления потери и сильным стрессом из-за несформированности адекватных психологических защит. Помощь горюющему человеку — задача весьма деликатная и требующая большого душевного такта. (С. Шефов)

Слайд 3

Если специалист сам боится темы смерти либо не пережил утрату близкого, то он не сможет выдержать сильных чувств столкнувшегося с горем ребенка. И своей неуместной эмоциональной реакцией во время сообщения о смерти близкого может оставить у ребенка ощущение, что случившееся с ним настолько ужасно, что пугает даже профессионала. Провоцируя у несовершеннолетнего страх и отчаяние. Работая с горем, специалист как никогда должен знать о личных ограничениях и непроработанных темах и быть готовым к встрече с сильными чувствами ребенка. Готовность специалиста

Слайд 4

Говоря о смерти, необходимо выражаться прямо, употребляя слово «умер». С детьми дошкольного возраста употребление фразы типа: «папа / мама навсегда заснул ( а ) » может быть неверно истолкованы и стать источником невротических страхов. С дошкольниками необходимо поддерживать не только эмоциональный контакт, а еще установить и тактильный контакт ( посадить его к себе на колени, обнять, приласкать ). С подростками тактильный контакт проявлять аккуратно, не перегружая объятиями. Внимательно относиться к состоянию и желаниям ребенка. Честно отвечать на вопросы (в том числе о причине смерти), учитывая возрастные особенности. Проявлять терпение к негативным сторонам поведения. Быть готовым к проявлению бурных аффективных реакций. Создать зону безопасности, чтобы несовершеннолетний не нанес вред своему здоровью. При сообщении о смерти близкого сиблингам - необходимо учитывать их межличностные отношения, а также возрастные, индивидуальные особенности. Как сообщить ребенку о смерти его близкого?

Слайд 5

чуткость, эмпатия и симпатия к ребенку являются необходимыми предпосылками эффективной работы предоставить ребенку возможность выговориться (вербализировать страхи, тревогу, стыд, душевную боль и гнев) д ать возможность ребенку выразить иногда постыдные чувства. Специалисту принять их существование без осуждения. Легализация и признание таких чувств другим человеком позволяют ребенку снять психоэмоциональное напряжение Задача специалиста на этом этапе

Слайд 6

Участие в похоронах — одна из важных предпосылок работы горя, оно помогает ребенку признать реальность утраты, осознать, что умерший не вернется. В то же время «последние проводы» будут выполнять свою позитивную функцию только в том случае, если ребенок внутренне готов к такой церемонии. Поэтому прежде всего необходимо провести предварительную беседу где вы даете информацию о самих процедурах отпевания и погребения, о том как могут вести себя присутствующие люди. Разъяснить, что отношение этих людей к умершему может быть разное, отсюда их слова и поведение могут тоже сильно отличаться . Ребенок должен заранее знать, что на похоронах люди могут плакать и даже кричать и это нормально. Один взрослый может сказать: «Будь сильным и не плачь», в то время как другой может сказать: «Плакать — это хорошо», или: «То, что мы плачем, означает, что мы любили твоего отца и будем очень скучать по нему». Важно содействовать разрешению возникшего противоречия в конструктивную сторону, предоставляя ребенку право вести себя естественным образом в согласии со своими собственными чувствами и желаниями. Брать ребенка на похороны или нет?

Слайд 7

Стоит удостовериться в том, что ребенок действительно хочет (согласен) участвовать в погребении. Если он не хочет идти на похороны, то ни в коем случае нельзя его заставлять или вызывать по этому поводу чувство вины. Лучше спросить ребенка, почему он не хочет, и дать возможность рассказать о своих чувствах. Если ребенок сильно настаивает на том, что он не хочет идти на похороны, то это является сигналом, что он очень встревожен и находится в замешательстве. Относительно участия детей в похоронах обычно не ставят каких-либо строгих возрастных ограничений. Считается , что уже с возраста двух с половиной лет дети способны понять идею прощания. При этом можно предложить ребенку попрощаться с умершим каким-нибудь особенным способом — например, поместить в гроб памятный подарок: рисунок, письмо или цветок.

Слайд 8

и нформирование о похоронах с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, что поможет подготовить ребенка, уберечь его от возможных психотравмирующих неожиданностей, а также способствовать снижению имеющейся тревоги, связанной с похоронами разъяснение, что ребенок не обязан соответствовать ожиданиям окружающих е сли ребенок отказывается от участия в погребении необходимо создать условия для отреагирования тревоги, страхов, нивелирование чувства вины, затем предложить посетить кладбище после захоронения о бязательная обратная связь после завершения церемонии похорон с целью выстраивания дальнейшей работы Задача специалиста на данном этапе

Слайд 9

Если взрослые избегают говорить с ребенком об умершем, то детское горе может быть не вполне прожитым, его «работа» остается незавершенной . Умерший близкий человек навсегда уходит из жизни ребенка, но это не значит, что он должен уйти из его памяти. Напротив, будучи значимым при жизни, он после смерти должен занять определенное место в душе ребенка, не отвлекая его, однако, от реальности. Соответственно, взрослым не следует оставлять без внимания адресованные им вопросы и высказывания об умершем. Можно и со своей стороны вопросами пробуждать в ребенке воспоминания о близком: «Ты помнишь, как вы с ним ходили в кино?» Желательно время от времени вслух вспоминать о покойном , например, о том, что ему нравилось («Это было его любимое блюдо»), об интересных моментах его жизни (особенно из детства ). Один из вариантов бессознательной переработки утраты и вызванных ею реакций — это проживание их во сне. Поэтому необходимо обсуждать детские сновидения . Вспоминать с ребенком умершего или нет?

Слайд 10

«А я никому не нужен, лучше бы я умер…» (из речи воспитанника 5,5 лет) Детское горе достаточно часто бывает неочевидным, протекает скрыто, а ребенок оказывается не в состоянии внятно сообщить взрослым, что он тоже очень страдает, только по-своему. Тогда способы косвенного выражения и проработки горя становятся наиболее эффективными, а иногда — единственно приемлемыми вариантами психологической помощи горюющему ребенку. Работа проводится на эмоциональном и когнитивном уровне. Психокорекционная работа с временной утратой

Слайд 11

О братить внимание на собственные ощущения и чувства (отказ опекуна)

Слайд 12

В ывести на уровень сознания подавляемые мысли, чувства

Слайд 13

С оздание защищенного пространства, ближайшее определение жизненных перспектив (ресурс)

Слайд 14

Переживание ребенком утраты не всегда происходит в явной и понятной для окружающих форме. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как: - отсроченность - скрытость - неожиданность - неравномерность Чтобы по-настоящему пережить утрату и вернуться к жизни должны пройти определенные внутренние процессы, должна быть проделана важная внутренняя работа - «работа горя». И задача специалиста помочь ребенку принять необратимость случившегося. Донести мысль о том, что порой происходят несправедливые и горькие для нас события, над которыми мы не властны. Но мир продолжает оставаться для нас достаточно безопасным местом, и в нем всегда можно найти точки опоры. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горе. Переживание утраты

В статье описаны причины и проявления эмоции горя и даны рекомендации по его преодолению. Адресована родителям и педагогам...

Консультация для родителей (законных представителей) На тему «Как объяснить ребенку смерть близкого человека»?

Смерть близкого человека – это тяжелое испытание, достойно пережить которое способен не каждый. Особенно остро она ощущается ребенком, ведь ему предстоит не только ознакомиться с понятием смерти...

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека

Статья дает рекомендации как сообщить ребенку о смерти близкого человека....

Этапы подготовки программы сопровождения ребенка и близкого взрослого в ИПРП

Этапы подготовки программы сопровождения ребенка и близкого взрослого в ИПРП...

Возрастные особенности детей, перенесших утрату близкого человека

В настоящее время психологи образовательных организаций сталкиваются с последствиями переживания детьми различных травмирующих ситуаций. Острое горе - это определённый синдром с психологической и или ...

Консультация для родителей "Как говорить с ребенком о потере близкого человека: важные шаги и советы"

Советы и рекомендация, которые помогут Вам поговорить с ребенком на столь тяжелые, но такие важные разговоры, касательно потери близкого человека...

Консультация "Как сказать ребенку о смерти близкого человека?"

Смерть — одна из самых сложных тем, на которую родителям предстоит заговорить с ребенком. Что делать, когда умер кто-то из членов семьи? Кому и как лучше сообщить ребенку об этом? Брать ли его с...