Консультация для родителей (законных представителей) На тему «Как объяснить ребенку смерть близкого человека»?
консультация

Ямщикова Алена Андреевна

Смерть близкого человека – это тяжелое испытание, достойно пережить которое способен не каждый. Особенно остро она ощущается ребенком, ведь ему предстоит не только ознакомиться с понятием смерти, но и пережить утрату, научиться жить без близкого человека. Но как сказать ребенку о смерти отца, чтобы не нанести серьезную психологическую травму? Давайте разберемся в этом вопросе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smert_blizkogo_cheloveka_konsultatsiya.docx328 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (законных представителей)

На тему «Как объяснить ребенку смерть близкого человека»?

Смерть близкого человека – это тяжелое испытание, достойно пережить которое способен не каждый. Особенно остро она ощущается ребенком, ведь ему предстоит не только ознакомиться с понятием смерти, но и пережить утрату, научиться жить без близкого человека. Но как сказать ребенку о смерти отца, чтобы не нанести серьезную психологическую травму? Давайте разберемся в этом вопросе!

Как правильно преподнести печальную новость?

О случившейся трагедии крайне важно сказать так, чтобы не навредить неустойчивой детской психике. Одно неправильно сказанное слово или действие способно вызвать затяжную депрессию, спровоцировать стойкое чувство вины в случившемся. Вывести малыша из таких состояний будет крайне тяжело и в большинстве случаев невозможно без помощи психотерапевта.

Однозначно ответить на вопрос о том, как сообщить ребенку о смерти близкого человека невозможно. Но можно брать во внимание советы опытных психологов:

  • Рассказать о случившемся должен самый близкий человек, важно, чтобы между собеседниками был тесный психоэмоциональный контакт.
  • Для объяснения понятия смерти лучше использовать ту версию, которой придерживается вся семья. Например, если все исповедуют православие, то можно сказать, что теперь умерший находится в раю рядом с Богом. Не стоит слишком углубляться в тему, ведь этот момент не самый подходящий!
  • Во время беседы взрослый должен быть в трезвом и спокойном состоянии, важно уметь держать эмоции в руках. Если же человек то и дело срывается в истерики и не может удержать  душеразрываюший  плачь, то беседу лучше отложить или же доверить другому родственнику. Для успокоения перед разговором рекомендуется выпить легкое седативное средство, но алкоголь должен быть полностью исключен.
  • Провести беседу нужно как можно скорее, так как это исключит лишние переживания. Ни для кого не секрет, что дети быстро перенимают настроение родителей, и возникшая траурная обстановка не останется без его внимания. Чем раньше близкие расскажут о трагедии детям, тем меньше риск того, что они узнают о ней из третьих уст или же с улицы.
  • Важно подобрать правильное время, так как беседе не должны мешать посторонние люди или же домашние дела. Важно беседовать столько времени, сколько это нужно будет.
  • Во время разговора следует постоянно поддерживать физический контакт – держаться за руки, обнимать, прикасаться к плечу или коленке.
  • Не нужно подбирать долгих предисловий, а саму новость освещать непонятными для малыша тезисами. Лучше использовать простую ежедневную речь и понятия доступные для незрелого разума.
  • После речи нужно выждать паузу, во время которой малыш будет самостоятельно осмысливать все сказанное. Не нужно его торопить или переспрашивать понял ли он суть печальной новости. Нужно понимать, что реакция может быть как незамедлительной, так и отложенной.

Возможная реакция ребенка:

После столкновения с серьезным психологическим потрясением дети регрессируют до предшествующей стадии развития. Как правило, стойкие навыки никуда не исчезают, а формирующиеся или незакрепленные могут полностью пропасть. Например, дошкольники могут снова начать писать в постель, сосать палец, отказываться от привычной пищи и дел. Задача каждого родителя заключается в том, чтобы как можно быстрее вернуть дитя в нормальное состояние, ускорить вывод из кризиса.

Родные должны помнить, что в соответствии с типом психики и характером дитя, реакция может быть:

  • Отсроченной, когда бурные эмоции наступают не сразу же после новости, а спустя некоторый промежуток времени.
  • Скрытой – у малыша отсутствует ярко выраженная эмоциональная реакция, но при этом внутри себя он переживает ураган чувств и переживаний.
  • Спонтанной, проявляющейся в разных ситуациях и носящей различный эмоциональный характер.
  • Неравномерной, в ходе которой наблюдаются периоды спада переживаний и бурных эмоций, и периоды резкого обострения с капризами, плачем и истериками.
  • Истерика – это одна из нормальных реакций на печальные новости, особенно, если у малыша была сильная связь с умершим. В этом случае не нужно паниковать и тем более ругать, ведь это только усугубит ситуацию. Лучше взять на руки, слегка прижать покачать, говорить добрые и успокаивающие фразы. Если случился сильный приступ с падениями на пол и стуками об стенки, то купировать его поможет обтирание полотенцем, намоченным в максимально холодной воде.

Как лучше себя вести после траурной вести?

Важно знать не только как сказать ребенку о смерти близкого, но и как вести себя после трудного разговора. Итак, если ребенок:

Предложил вместе поиграть или заняться любым другим делом вместе, то отказываться нельзя. Нужно отложить все имеющиеся дела и провести это время с дитем, ведь в ходе игры у него могут появляться вопросы о смерти и дальнейшей судьбе умершего, и на них важно ответить.

Уйдет в другую комнату, желая побыть одному, то не нужно противиться этому, ведь ему нужно все обдумать, пережить. Но при этом через полчаса рекомендуется проверить как он себя чувствует и чем занимается.

Занялся каким-либо делом самостоятельно, например, начал убирать комнату — лучше присоединиться к нему.

Сидит неподвижно несколько минут или же забился в угол, под одеяло, под стол, спрятался в игрушки — лучшим решением будет просто молча присесть рядом. Если дите захочет поговорить он обязательно это сделает! А если нет, то ему все равно важно осознавать, что рядом находится близкий человек.

Начал слишком бурно проявлять свои эмоции – не нужно этому противиться, лучше присоединиться к этому, а потом обняв, поговорить обо всем случившимся.

Важно помнить, что период острого горя в среднем длится от 6 до 8 недель и в это время он может вести себя странно, неадекватно или же время от времени делать непонятные вещи. Не стоит это предотвращать или постоянно расспрашивать о состоянии – дайте ребенку пережить случившееся!

Как распознать тревожные признаки?

Близкие должны быть готовы к тому, что в первое время малыш может вест и себя не так как обычно: сильно капризничать, будет безразличным даже к любимым делам, разучится делать привычные вещи, будет писаться в штаны или постель. Однако, если ненормальное поведение сохраняется более 1-1-,5 месяца, то стоит обратиться за помощью к психотерапевту.

К основным тревожным признакам относится:

Малыш чрезмерно послушный и ласковый на протяжении более 1,5 месяца после печальной новости. Это может свидетельствовать о развивающемся чувстве вины и ответственности за случившееся или появлении боязни утраты других близких людей.

Идеализация умершего или же, наоборот, окружающих людей.

Чрезмерно агрессивное поведение даже спустя 8 недель после разговора.

Появление таких устойчивых негативных привычек, как сосание пальца, раскачивание из стороны в сторону, постоянное теребление волос, ходьба на пальчиках.

При обнаружении любого из вышеперечисленных признаков следует как можно быстрее записаться к специалисту. Чем больше времени бездействовать, тем сложнее будет вывести малыша из депрессии!

Важно знать!

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не имеют о смерти четкого представления. Поэтому взрослым важно подойти к освещению этого вопроса как можно серьезней. Не стоит избегать разговоров о смерти, а также расспросов малышей. Открытый диалог позволит предотвратить развитие многих негативных последствий.

Если родственник умер из-за болезни, то важно объяснить, что не все заболевания приводят к смерти. В противоположном случае ребенок может бояться заболеть, что вызовет массу неприятных последствий, например, он будет скрывать плохое самочувствие и тем самым запустит болезнь.

Если причиной кончины был несчастный случай, то нужно объяснить его причины, донести, что в таких ситуациях не бывает виновных. Это необходимо для купирования страха потери родных.

Всегда открыто отвечайте на вопросы, даже если они будут казаться глупыми. На не отвеченные вопросы малыш будет додумывать ответы, а фантазия у него может нарисовать картины хуже, чем они есть в реальности.

Важно постоянно блокировать возникающее чувство вины, так как оно будет мешать малютке нормально развиваться дальше. Но при этом ни в коем случае нельзя задаривать детей подарками, постоянно покупать вкусности и кардинально менять график. Такие действия только усугубят ситуацию, сделают акцент на важности случившегося.

Как дети в силу возраста воспринимают смерть?

Дети в возрасте до 3-х лет: смерть, как что-то несуществующее: для детей в возрасте до трех лет смерть непостижима, что равносильно ее отсутствию. Окончательность еще не воспринимается. Дети, конечно, понимают, что происходят изменения, связанные со смертью. Они реагируют на это поведенческими изменениями в плане сна или привычек в еде. Кроме того, могут появиться страх, гнев и разочарование.  Другие типичные модели поведения – ожидание и поиск, так как малыши в этом возрасте не могут понять, что человека не существует. Для них едино – на работе он или умер.

Дети от 3 до 6 лет: смерть как временное состояние: в этом возрасте у ребенка развиваются первые смутные представления о смерти. Тем не менее, смерть представляется ему временным состоянием. Она ассоциируется с темнотой и неподвижностью. Ключевой момент заключается в следующем: смерть всегда касается других. В отношении себя это представить невозможно, хотя в этом возрасте дети достаточно объективны, и их интересует этот вопрос.
 С другой стороны, от реально испытываемой потери возникают растерянность и смятение.

Дети от 6 до 9 лет: смерть как наказание : школьники начинают понимать окончательность смерти, хотя и не полностью. Смерть часто персонифицируется и воспринимается как наказание. Кроме того, впервые появляются мысли о собственной смертности. Поведение этой возрастной группы характеризует реакция, состоящая из страха потери и разлуки и сочетания реальности и фантазии. Шести-девятилетние дети проявляют к теме смерти большой интерес.

Дети от 10 до 14 лет: концепция реальности смерти: в период полового созревания дети понимают, что смерть – нечто окончательное и завершающее. Отсюда и возникают вопросы: «Какой смысл в собственной жизни?» и «Есть ли жизнь после смерти?». Нередки случаи, когда у подростков этого возраста развиваются связанные с потерей так называемые соматоформные расстройства - боли, желудочно-кишечные жалобы или псевдоневрологические симптомы, то есть дети реагируют физически на психологический стресс.


Смерть не должна быть табу

Паллиативные врачи всегда стараются информировать родителей в присутствии неизлечимо больного ребенка. Для детей хуже, когда происходит что-то, чего они не понимают, и о чем им не говорят.
Врачи советуют взрослым говорить с детьми о темах смерти и умирания, не делать их запретными. Потому что для ребенка любого возраста смерть часто менее угрожающая, чем для взрослых. Даже самому маленькому можно придумать сказку об умершем, который попал на небо и оттуда наблюдает за всем происходящем. Рано или поздно ребенок сталкивается с этой темой. И будет лучше, если его деликатно познакомить с ней.

Как сказать ребёнку о смерти отца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) «Для чего ребенку нужна сказка? И как ее читать?»

Консультация для родителей (законных представителей) о важности правильно приподнести сказки детям....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Основные аспекты психологической готовности к школе, мотивационная готовность, причины снижения мотивации к учению, рекомендации, памятка....

Консультация для родителей (законных представителей) на тему «Закаливание – шаг к здоровью»

Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу.Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные...

Консультация для родителей(законных представителей) на тему:"Как игра способствует развитию общения?"

Консультация для родителей(законных представителей) на тему:"Как игра способствует развитию общения?"...

Консультация для родителей (законных представителей) на тему: "Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

Консультация для родителей (законных представителей) на тему: "Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»...

Консультация для родителей (законных представителей) "Как учить стихи с ребенком 3-4 лет"

Как же приятно, когда ваш ребенок с радостью учит стишки, а потом демонстрирует стихи перед своей семьей. Но, к сожалению, такое не всегда бывает, и не все дети охотно учатдетские стишки. Так что же д...

Консультация для родителей (законных представителей). "Влияние музыки на психику ребенка"

Консультация для родителей (законных представителей). "Влияние музыки на психику ребенка"...