Наполнение предметно развивающей среды для познавательного развития ребенка
материал (младшая группа) на тему

Маркова Наталья Ивановна

Наполнение предметно развивающей среды для познавательного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на семинаре  на тему «Наполнение   развивающей среды для познавательного развития ребенка»

                                                                                                  Маркова Наталья  Ивановна,

                                                                           воспитатель  МБДОУ   ДС №45 «Росинка»      

                                                                                        Дата проведения:  октябрь 2017 год

         

         Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

            Познавательный интерес — первый шаг к творчеству. Ребенок дошкольного возраста -  неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

            Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Центры для познавательного развития:

  • центр сенсорного развития;
  • центр математического развития;
  • центр экспериментирования;
  • центр природы;
  • центр шашек и шахмат.

       Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место.

В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.

В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Центр сенсорного развития

Размещение материалов в группе для детей раннего возраста.

        Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети знакомятся с цветом, формой, величиной. Ориентирование в величине предметов – раскладывают на две группы игрушки, ознакомление детей с  простейшими приёмами для определения тождества и различия однородных предметов по величине и понимание слов

«такой», «не такой», «большой», «маленький». Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

  • доска Сегена, представляющая собой деревянную доску с вырезанными окошечками различной формы и подходящие к ним вкладки;
  • сортеры;
  • рамки-вкладыши с цветными монолитными и
  • составными формами, разными по величине (4 цветов);
  • набор плоскостных геометрических форм;
  • набор для забивания: молоточек с  втулками                        
  • рамки с 2 - 3 видами застежек  (шнуровка, пуговицы и т. д.);
  • чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм;
  • красочное панно (коврик)  из тканей различной фактуры;        
  • игрушки-головоломки (из 2 – 3 элементов);      
  • игрушки – забавы;
  • набор шумовых баночек.

  Центр сенсорного развития (вторая младшая группа)

      Дети знакомятся с цветами спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, идёт освоение 2-4 слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

  • Пирамидки, окрашенные в основные цвета;
  • стержни для нанизывания с цветными кольцами,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  • объемные вкладыши, матрешки;
  • рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы;
  • набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы);
  • рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»);
  • чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов;
  • мозаика;
  • бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты и др.;
  • звучащие инструменты;
  • панно-игрушки из тканей различной фактуры.

Центр сенсорного развития (средняя группа)

   В средней группе дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).

Различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, овал,

прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздают фигуры  из частей.

Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый). Ребята сравнивают предметы, выделяют отличия и сходства по 2-3 признакам, происходит

освоение  группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху,

фактуре, поверхности), описывают предметы по 3-4 основным свойствам.

Отражение признаков предметов в продуктивных видах деятельности.

  • Народные игрушки – пирамидки, матрешки,  бочонки и т.д.
  • геометрическое лото, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера;
  • лото «Форма и цвет»;
  • игры – головоломки на составление фигур: «Танграм», «Подбери фигуру», «Кораблик», «Подбери по цвету» и т. д.;
  • шнуровки, застёжки, вкладыши, плетения, игры с прищепками;
  • напольная мозаика – пазл из 12- 24 частей.

Центр сенсорного развития (старшая группа)

       Различение  и  называние  всех  цветов  спектра  и  ахроматических  цветов (черный,  серый,  белый),  оттенков  цвета  (темно-красный,  светло-серый),  3-5 тонов  цвета  (малиновый,  лимонный,  салатный,  бирюзовый,  сиреневый...),

теплых и холодных оттенков. Различение  и  называние  геометрических  фигур  (круг,  квадрат,  овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов  воссоздания фигуры  из  частей,  деления  фигуры  на  части;  освоение  умения  выделять  (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Использование  сенсорных  эталонов  для  оценки  свойств  предметов (фуражка  темно-синяя,  значок  в  форме  ромба,  стакан  глубже  чашки,  книга тяжелее тетрадки). Освоение  умений  выделять  сходство  и  отличие  между  группами предметов. Проявление умения  сравнивать  предметы,  выделять 3-5  признаков сходства  и  отличия,  группировать  предметы  по  разным  основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки  по разным характеристикам:  высоте,  тембру,  громкости, длительности, звуки родного языка).

  • Игры, которые содержат элемент ожидания или неожиданности: «Что изменилось?», «Который по счету», «Чудесный мешочек»;
  • игры на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди лишнюю», «Найди недостающую», «Сколько фигур здесь спрятано?»;
  • игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур: «Танграм», «Чудо-крестики»,  «Колумбово яйцо»,  «Прозрачный квадрат» и др.;
  • игры «Разложи все оттенки», «Подбери чашки к блюдцам», «Подбери узор», «Палочки Кюйзенера» — дети обогащают свои представления о цветах, об оттенках, о цветовых сочетаниях.
  • счёты с цветными бусами.

Центр сенсорного развития (подготовительная группа)

     Дети различают и называют все цвета спектра и ахроматических цветов; 5-7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка. Различают и называют геометрические фигуры (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделяют структуры плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т.п. Понимание взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами. Сравнение  детьми нескольких предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности.

  • Игры о геометрических фигурах, о величине: «Геоконт», «Сложи квадрат», «Колумбово яйцо», «Цвет и форма», «Прозрачный квадрат», «Составь картинку», «Эстафета» и др.;
  • игра «Пифагор» используется в работе с детьми 6–7лет с целью развития пространственного представления, воображения, смекалки;
  • блоки Дьенеша;
  • «Палочки Кюйзенера»;
  • для формирования умения выстраивать сериационный ряд используются пирамиды, игры с прищепками и пуговицами, плетение из резинок;

Центр математического развития

 Центр математического развития (вторая младшая группа).

     Освоение умения пользоваться предэталонами («Как кирпичик», «как

крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник,

треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого - либо «образа», изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по

свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов

(3-5 предметов). Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.

  • Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
  •  набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы);
  • игры на количество и счёт: «Весёлое путешествие», «Найди свой домик», «Ступеньки», и др.;
  •  игры на развитие представлений о длине (длинный, короткий): «Ленточки для котят», «Найди домик», «Длинное – короткое;
  • игры с геометрическими фигурами: «Подбери фигуры», «Соберём бусы» и др.;
  • набор цветных палочек (Палочки Кюизенера);
  • мозаика;
  • пирамидки;
  • блоки Дьенеша.

Центр математического развития (средняя группа)

     Использование  эталонов  с  целью  определения  свойств  предметов

(форма, длина, ширина, высота, толщина). Сравнение  объектов  по  пространственному  расположению  (слева  - справа), впереди (сзади от...), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий). Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом)  по  картинкам  и  простым  моделям.  Освоение  умений  пользоваться схематическим  изображением  действий,  свойств,  придумывать  новые  знаки - символы; понимание замещения конкретных признаков моделями. Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей. Понимание  и  использование  числа  как  показателя  количества,  итога счета,  освоение  способов  восприятия  различных  совокупностей  (звуков, событий,  предметов),  сравнения  их  по  количеству,  деления  на  подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.  

  • Развивающие игры: «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша», «Квадрат Воскобовича;
  • цветные счётные палочки Кьюзенера;
  • логико-математические игры: «Счетовозик», «Цифра-домино», и др.;
  • дидактические игры: «Составь фигуру», «Сложи узор», «Разрезные картинки»;
  • игрушки-головоломки (из 4-5 элементов);
  • набор кубиков с цифрами;
  • набор карточек с изображением количества (от 1 до5) и цифр;
  • геометрические фигуры;
  • дидактические пособия «Что сначала, что потом».

Центр математического развития (старшая группа)

     Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как ...; столько же, сколько ...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью. Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка. Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших. Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости.

  • дидактические пособия для счёта предметов;
  • игры «Танграм», «Головоломки Пифагора», «Кирпичики»;
  • трафареты, линейки, счетные палочки;
  • игры  «Колумбово яйцо», «Забавные мячи»;
  • блоки Дьенеша и палочки Кюизенера и пособия к ним;
  • дидактические игры: «Составь фигуру», «Сложи узор», «Нарисуй картинку палочками», «Разрезные картинки»;
  • модели числовых и временных отношений (числовая лесенка, дни недели);
  • цифры;
  • мерки разного размера.

Центр математического развития (подготовительная группа)

       Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с

количественной, пространственно - временной точек зрения,

замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения как общепринятые, так и предложенные детьми.

Проявление особого интереса к цифрам, как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности.

Освоение состава чисел в пределах первого десятка. Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т.ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач.

Проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых

изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.

       Игры для деления целого предмета на части и

        составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

  • игры с цифрами, монетами;
  • развивающие игры: «Квадрат Воскобовича», «палочки Кюизенера»;
  • игры для развития логики: игры с блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвёртый лишний»;
  • модели числовых и временных отношений (числовая лесенка, дни недели);
  • игры  «Колумбово яйцо», «Танграм» и др.;
  • модели пространственных отношений.

        Центр экспериментирования (ранний возраст) -  это центр песок-вода.   Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. В центре «Песок-вода» круглогодично находятся камни, вода, песок. Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщенны разными эмоциями: радостью, волнением, удивлением, восторгом. А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с речью: кто-то плохо произносит звуки, кто-то мало говорит, кто-то вообще не говорит. Ребята изучают свойства песка, воды, камней, играют с предметами, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, закапывают в него различные предметы и откапывают их др., проводят эксперименты.

Оборудование для игр с песком:

  • совки;
  • разнообразные формочки;
  • игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца  и другие геометрические формы разных цветов, размеров);
  • палочки, грабельки.

Оборудование для игр с водой:

  • набор резиновых и пластиковых игрушек;
  • сачок, черпачок;
  • разноцветные пластиковые шарики;
  • набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или  тонет);
  • набор камешков, ракушек.

  • Игры с песком и снегом: «Лепим колобки», «Делаем фигурки»;
  • игры с водой и мыльной пеной: «Мыльные пузыри», «Веселые кораблики»;
  • игры с тенью:  дети по своему желанию экспериментируют с

тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов;

  • игры с крупами «Ищем секрет»;
  • шумовые бутылочки с различными наполнителями.

Центр экспериментирования (вторая младшая группа)

Много возможностей развития детей заложено в игре-экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды, обязательно в этом месте постелить пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Рядом в коробке, контейнере или на полках находятся необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы).

Игры-экспериментирования с песком и снегом 

  • «Лепим колобки», «Делаем фигурки» (дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок),
  • «Делаем  дорожки  и  узоры  из песка»;
  • «Цветной снег»;
  • «Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу),

Игры с водой и мыльной пеной

  • «Веселые путешественники»,
  • «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в ручеек разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики,  наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плаванье мелкие игрушки);
  • «Нырки»;
  • «Ловкие пальчики»  (дети  мочат  в  воде  поролоновые  губки  разного  цвета  и формы  и отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой).
  • «Бульбочки»;

Игры с бумагой

  • «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и

бросаются ими);

  • «Блестящие комочки»;

     Игры с тенью

   Дети по своему желанию экспериментируют с тенями, с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.

Центр экспериментирования (средняя группа)

    Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной

организуются в специальном месте для детского экспериментирования.

Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата

 экспериментов, внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания.

Игры с водой, снегом, льдом

  • «Волшебная   вода»   (смешивание  подкрашенной  воды  и  получение  разнообразных  «волшебных»  цветов  и оттенков);
  • «Цветные капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки;
  • «Льдинки» (замораживание окрашенной воды в разных формочках);
  • «Ледяные узоры» (замораживание в воде  узоров  из  камешков,  бусинок,  листьев  и  рассматривание  их);
  • «Освобождение   из   плена»   (размораживание      маленьких   игрушек,
  • замороженных во льду «ледяной колдуньей»);
  • «Тонет не тонет»;
  • «Снежные фигуры».

Игры с мыльной водой и пеной

  • «Мыльные пузыри»;
  • «У  кого  пена  выше  и  пышней»  (выдувание воздуха  через  трубочку   в  мыльную  воду);
  • «Подушка из пены».

    Игры с зеркалом

  • «Поймай солнышко»;
  • «Солнечные зайчики».

Игры со светом

  • «Театр теней»;
  • «У  кого  тень  интересней»;
  • «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью);
  • «Прятки и поиски».

   Игры со стеклами

  • «Мир меняет цвет»;
  • Таинственные картинки»;
  • «Все   увидим,   все   узнаем» (рассматривание   предметов,   мелких   картинок, знаков, узоров   через увеличительное стекло);

   Игры со звуками

  • «Погремушки»;
  • «Звонкие бутылочки»;
  • «Угадай, что шуршит, что гремит».

Центр экспериментирования (старшая и подготовительная группы)

     Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания.

В среде группы активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать все можно графически, а не только словами.

         При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами.

Игры с водой, льдом, снегом

  • «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей  с  помощью  различных  фильтров - бумаги,  марли,  сетки);
  • «Игра цвета»;
  • «Вырастим  кристаллы»  (делать  насыщенный солевой  раствор  и  путем  испарения  воды  получать  кристаллы  соли);
  • «Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках,
  • опущенных в раствор);
  • «Царство цветных льдинок»;
  • Соревнование мыльных пузырей»;
  • «Наливаем - выливаем»;
  • «Испытание кораблей».

Игры со светом

  • «Пускаем солнечные зайчики»;
  • «Солнечные  зайчики догоняют друг друга»;
  • «Подаем сигналы фонариками»;
  • «Теневой театр»;
  • «Рисование свечой».

Игры с магнитами, стеклом, резиной

  • «Испытание магнита»;
  • «Таинственные фигурки»;
  • «Попрыгунчики»;
  • «Мир в цветном стекле» (рассматривать окружающее через
  • стекла разного цвета).

Игры с бумагой

  • «Вертушки»;
  • «Гармошка»;
  • «Отпечатки»;
  • «Таинственные письмена»;
  • «Цветные брызги»;
  • «Борьба с наводнением»

Оборудование центра экспериментирования

  • приборы-помощники: увеличительное стекла, песочные часы, компас, магниты, лупы;
  • природный материал: камни, ракушки, песок, шишки, птичьи перья,
  • спил и листья деревьев, мох, семена и др.;
  • утилизированный  материал:  проволока,  кусочки  кожи,  меха,  ткани,
  • пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
  •  технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  •  красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские  материалы:  пипетки  с  закругленными  концами,  колбы,
  • деревянные палочки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука,соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и др.

Дополнительное оборудование

  • детские халаты, фартуки, полотенца, контейнеры;
  • карточки-схемы проведения экспериментов;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом.

Центр природы

Центр природы (ранний возраст)

         Центр природы –знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей,

учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время в группе имеется стол песка и воды. В центре имеется комплекс для игр с водой и песком, где подобран игровой материал для этих игр: собачки, воронки, ведёрки, ситечки, рыбки большие и маленькие, удочки. Все эти игрушки хранятся здесь же, рядом и имеют своё место. В центре воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки, совочки, грабельки, фигурки из полиэтилена для аппликации с водой.

  • комнатные растения 3-4 видов: герань, бегония,бальзамин, фуксия;
  • коллекция камней, ракушек, природного материала;

  • садик для Дюймовочки (макет с комнатными цветами для игры с маленькими куклами);
  •  материалы для развития трудовых навыков (лейки для полива растений);
  • иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, цветов;
  • иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, птиц, насекомых;
  •  растения, характерные для времён года (ветки вербы – весной, букет жёлтых листьев    осенью и т. д.);
  • серия тематических картин «Животные и их детёныши», «Обитатели леса».

Центр природы (вторая младшая группа)

      Ребенок открывает мир природы. Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения - лист, цветок.

Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища,

влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе

(осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.).

  • Комнатные растения: фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, традесканция, драцена, гортензия;
  • искусственные растения – «двойники» реальных растений;
  • сезонные растительные обьекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов);
  • яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты;
  • садик для Дюймовочки (макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами);
  • семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель);
  • предметы ухода за растениями: лейки, пульверизатор и т. д.;
  • дидактическая игра «Найди пару» (подобрать похожие по звучанию коробочки, «Найди одинаковые»;
  • простейший календарь природы;
  • коллекционные материалы (разнообразные причудливые семена, камешки, коллекции осенних листьев и др.

Центр природы (средняя группа)

      Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). Сравнение хорошо знакомых бъектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства. Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека, Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут)

Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания.

Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и

т.д.), установленные связи, усвоенные обобщения, красоту

 природы.

  • Комнатные растения: к 3-4 видам, имеющимся в центре младшей группы, добавляют 2-3 новых вида. Предпочтение отдаётся обильно цветущим видам и видам с ярко окрашенными листьями;
  • искусственные растения – для сравнения и  выделения признаков живого;
  • сезонные растительные обьекты: зимний огород (посадки лука,
  • чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы);
  • овощи и их части для проведения опытов;
  • сезонные декоративные растения в композициях-букетах.

Центр природы (старшая группа)

Увеличение объема представлений о многообразии мира растений,

животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их). Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком.

 Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания. Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.

Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т.д.). Понимание разнообразных ценностей природ (эстетическая,

познавательная, практическая ценности, природа как сред

а жизни человека). Осознание правил поведения в природе.

  • Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 2-3 новых вида, разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков), с разнообразными листьями, с выраженным периодом покоя;
  • искусственные растения – для сравнения;
  • сезонные растительные обьекты: зимний огород, рассада цветочных и овощных растений, разнообразные игровые и экспериментальные посадки;
  • лабораторный материал: лупы, микроскоп, весы, термометры, фонарики;
  • цветные очки, бинокли, линзы, магниты, резина;
  • более разнообразный по сравнению со средней группой материал для исследования: разная пластмасса, стружки, опилки;
  • безопасные красители, лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки);
  • календарь природы (более сложный) – разнообразные модели, отражающие высоту стояния солнца, температуру воздуха и т. д.
  • макеты природных ландшафтов разных регионов;
  •  коллекционные материалы: почвы, горных пород и минералов, семян, плодов и  т. д.

Центр природы (подготовительная группа)

      Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах. Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).

    Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года).

Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого.

    Накопление представлений о городе как сообществе растений животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения, о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы. Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.

  • Комнатные растения: к имеющимся в старшей группе добавляют 3-4 новых вида, это должны быть растения приспособленные к разным условиям среды, дающие плоды (перец, лимон, гранат). Имеющие разные способы размножения,
  • лекарственные и фитонцидные;
  • искусственные растения: сезонные композиции. Выполненные в разных художественных стилях;
  • сезонные растительные обьекты: зимний огород: посадки различных овощных культур, цветочно-декоративных растений;
  • лабораторный материал тот же что ив старшей группе плюс оборудование для выращивания кристаллов, получения мыльных пузырей;
  • календарь природы (более сложный) по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений. Погодой;
  • лабораторный материал:песок разного цвета.сосуды для воды.материал для изготовления цветного льда, лупы, цветные «стёклышки»;
  • макеты сезонных ландшафтов, жизнь и быт людей разных регионов Земли;
  • коллекционные материалы: репродукции пейзажей, натюрмортов, картин.

 

Центр шашек и шахмат (средняя группа, старшая, подготовительная)

        Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Во время организации игровой деятельности в  центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.     
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей.

     Развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.

       Наша задача, как педагогов дошкольного образования, заключается в том, чтобы создать условия для развития познавательной деятельности детей. Для этого использовать возможности развивающей среды, в которой находится ребенок.

Материалы и оборудование  для группы:

- доски для шашек и шахмат;

- наборы шахматных фигур;

- разрезные шахматные картинки;

- шахматное лото;

- шахматное домино;

- кубики с картинками шахматных фигур;

- темные и светлые кубики (для сбора горизонтали, вертикали, диагонали);

- набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях;

- летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).

                                                                             Используемая литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера,2015-96с.

                                                Интернет ресурсы дошкольного образования

1.Дошколенок. ру Сайт для воспитателей детских садов http://dohcolonoc.ru/

2.Маам. ру Сайт для воспитателей детских садов http://www.maam.ru/

3.Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskiy-sad

4.Педразвитие http://pedrazvitie.ru/publikaciya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к организации предметно - развивающей среды для познавательного развития детей дошкольного возраста

Образовательная  (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и п...

Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка

Презентация "Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка"...

Наполнение предметно развивающей среды II младшая группа ( физкультурный уголок )

Хотелось бы поделиться с пользователями  сайта  , как можно в группе наполнить  уголок физкультуры и использовать весь  материал для развития физических навыков малышей....

Развивающая среда в познавательном развитии ребенка 4 – 5 лет

laquo;Деятельность - единственный путь к знанию.» Бернард Шоу «Чтобы познать что-то, нужно окунуться в это с головой.»Пауло Коэльо Познавательное развитие предполаг...

Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка

Роль предметно-развивающей среды  в познавательно-речевом развитии ребенка...

наполнение развивающей среды для интелектуального развития ребенка

laquo;Наполнение   развивающей среды для познавательного развития ребенка»...

Выступление "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"

     Выступление на педагогическом совете с темой  "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"Выступающий: пе...