Конкурс.Консультация для педагогов "Использование техники рисования "Эбру" в работе с дошкольниками."
материал по теме
"Эбру"- рисование на воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs._konsultatsiya_dlya_pedagogov._risovanie_v_tehnike_ebru.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Хандрикова Елена Валерьевна
МБДОУ детский сад 25 «Умка» мо г. Саяногорск.
Использование техники рисования «Эбру» в работе с дошкольниками
Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, что позволяет чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Всё это делает возможным использование техники Эбру в работе с детьми.
Искусство Эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника рисовния на воде специальными красками, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.
Виды Эбру:
- Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.
- Эбру Шаль – повторение S-образных форм.
- Осветленное Эбру – заготовка для надписей.
- Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.
- Цветочный Эбру – изображение цветов.
Техника эбру требует осторожности, аккуратности и терпения. Начинается процесс с того, что в емкость (чаще всего прямоугольную) наливается раствор-основа, а специальные краски наносятся вручную особыми инструментами. Традиционно для техники эбру эти инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса. Этими «кистями» художник работает с нерастворимой пленкой красок – смешивает цвета, растягивает, закручивает и т. д. В результате такого рисования краска на воде приобретает рисунок, подобный мраморному (отсюда другое название техники эбру – турецкое мраморирование). С помощью тех же красок поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон.
Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом. Как все восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать? Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом или гребнем создает неповторимый образ. Техника Эбру как искусство доставляет удовольствие. С эбру можно фантазировать без границ. Волшебство Эбру непременно понравится любому ребенку, ведь для того, чтобы получить интересный результат, совсем не обязательно быть мастером. Интересная особенность – детям поначалу трудно поставить каплю краски на поверхность, кисточка обычно «проваливается» в глубь раствора для эбру. Но даже в этом случае часть краски героически всплывает на поверхность и рисунок все равно получается. Когда дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя спицей по поверхности воды, в дальнейшем начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления: определи, на что это похоже; угадай, что здесь нарисовано. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т.е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества.
Разноцветные мраморные узоры и невероятное сочетание форм, созданные ребенком, можно легко сохранить на память, переведя их на бумагу, дерево, стекло, ткань или керамику. Маленький художник в технике Эбру, будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать нас новыми творческими свершениями.
Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности. Данная техника помогает решить следующие задачи:
- формировать желание экспериментировать в рисовании
- развивать мелкую моторику рук, воображение
- развивать самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности
- воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.
Тем не менее, результат играет далеко не главенствующую роль в рисовании Эбру. Техника Эбру напоминает собой медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлечет, но и прекрасно успокоит активных и беспокойных детей, научит их концентрации внимания, разовьет воображение, творческое начало и мелкую моторику. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.
Рекомендации педагогам:
- используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
- в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
- повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных художественных техник в работе с дошкольниками
В статье рассказывается об использовании нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации в работе с дошкольниками....
консультация "Арт-терапевтические техники в работе с дошкольниками"
практические рекомендации...
Использование «макаронной техники» в работе с дошкольниками
Использование нетрадиционных художественных техник на занятиях в детских садах позволяет внести в процесс образования особую атмосферу радости и развивает воображение детей. Конструирование из привычн...
Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.
В статье "Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками" описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас...
Нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками: рисование на льду
Познакомить с новым способом рисования на льду. Формировать умение фантазировать, экспериментировать....
Психокоррекционные техники в работе с дошкольниками с ОВЗ
Использование современных образовательных технологий и психокоррекционных техник в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ...
Использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с ОВЗ
Проведение занятий с ребёнком с ОВЗ предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных арт-терапевтических техник....