Рабочая программа в адаптационной группе кратковременного пребывания на 2017-2018 год
рабочая программа на тему

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы

1.Образовательные:

вызвать у детей радость от общения с окружающими;

побуждать детей к самостоятельной деятельности;

формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;

расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptats.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок»

ПРИНЯТО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ:                                                                          

Педагогическим советом        Заведующая МБДОУ детского сада  

МБДОУ № 2 «Светлячок»                                                       № 2 «Светлячок»        

Протокол № __ от _____2017г.                                                 -------------------С.Б.Перова        


Рабочая программа

в адаптационной группе  кратковременного пребывания

на 2017-2018 год

Составитель :

Банина Наталия Викторовна

Жердевка, 2017

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения рабочей программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих детский сад.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы

1.Образовательные:

 вызвать у детей радость от общения с окружающими;

 побуждать детей к самостоятельной деятельности;

 формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

 формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;

 расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

 обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

2.Воспитательные:

 способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;

 способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;

 способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;

 развивать любознательность;

3.Для родителей:

 оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;

 формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

 способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Возрастные психофизические особенности детей раннего возраста

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы.

Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений. Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. К двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована.

Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Планируемые результаты освоения программы выражаются в Целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте.

Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

4. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

дата

Работа с детьми и родителями

материал

13.09.2017

Игра на установление контакта «взрослый-ребенок» «Давай познакомимся!».

 «Кошечка к нам пришла». Цель. Установить с детьми эмоционально—положительный контакт и вызывать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с игрушкой, изображающей кошку (рассмотреть, рассказать о том, как она мяукает и показать это детям, поддерживая желание помяукать вместе с кошкой). Предоставить возможность каждому малышу (по желанию) погладить игрушку, взять ее в руки и т.п.

Игра  на развитие двигательной активности «Куклы-неваляшки»-развивать координацию движений

Игрушка «Кошечка».

25.10.2017

Занятие «Вот Я какой!” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада; создание положительного эмоционального климата в группе; развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности.

Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

Погремушка играет-
Деток собирает!

Предлагает предлагает детям присесть на стульчики.

Педагог: Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш.

Достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики.

Педагог: Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.

Игра “Большие – маленькие”

Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

Педагог: А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки;

Педагог: А какие вы будете, когда станете взрослыми.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

Упражнение «Это я» Цель: развитие чувства ритма, координации движений.

Это глазки. Вот. Вот.---------Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.---------- Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот. ---------- Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот.-------- Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.-------- Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. --------- Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб. --------- Правой рукой вытирают лоб.

Погремушка, кукла «малыш»

29.11.2017

 Занятие «Вот как я умею» Цель: помочь детям привыкнуть к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней; создание положительного эмоционального климата в группе; развитие самопонимания.

Пальчиковая игра «Как живешь» Цель: развитие мелкой моторики

. Как живёшь?----------Показать оттопыренный большой палец 
-Вот так!
А плывёшь?---------- Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?---------Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?-------------- Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?---------------- Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?------------ Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
-Вот так!
Ночью спишь?---------------- Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?------------- Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!

Упражнение «Что умеют ваши ручки» Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие координации движений. 

Педагог: А где же ваши ручки?

Дети: Вот наши ручки!

Протягивают вперёд и крутят ладошки.

Педагог: А что умеют ваши ручки?

Дети. Одеваться, играть, умываться...

Педагог: А хлопать в ладоши ваши ручки умеют!

Дети: Да!

Педагог: Покажите солнышку, как умеют ваши ручки, хлопать в ладоши, умываться.

Педагог: А играть ваши ручки умеют?

Дети: Да!

Педагог: Давайте, покажем солнышку, как они играют.

Мягкая игрушка солнышко, колокольчик

17.01.2018

Игровое занятие «Башенка»  Цель :Научить ставить кубик на кубик и создавать вертикальную постройку, использовать ее в игре.

Консультация «Как я расту» Памятка для родителей «Основные показатели развития ребёнка раннего возраста»

Кубики

21.02.2018

Занятие «Давайте познакомимся с зайчиком». Цель: установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызывать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить детей с игрушкой, изображающей зайчика — (рассмотреть его, рассказать, где он живет и т.п.).

Обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие игрушки с ребенком («познакомить» зайчика с каждым, сказав что-то хорошее о ребенке), Предоставить каждому малышу (по желанию) возможность погладить игрушку, взять ее в руки и т.п. Дать имя зайчику

«Играем с зайкой в прятки» Цель: развитие двигательной активности.

Игрушка заяц

18.04.2018

Игровое занятие «Соберем бусы» Цель: Учить детей следить за действиями взрослых и воспроизводить их. Развивать у детей мелкую моторику и координацию движений рук.

Игры на развитие двигательной активности «Птички летают»- развивать ориентацию в группе.

Веровочки, бусины, бубен

Список литературы

  1. Ветрова В. Ладушки, ладушки. М., 2000.
  2.  Волина В. Учимся играя. М., 2003.
  3. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. СПб., 2002
  4. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка» программа адаптации детей к ДОУ / М. 2004

Интернет-ресурсы:

  1. https://nsportal.ru
  2. http://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя (учебный план). Старшая группа. 2017-2018 уч.год

Рабочая программа воспитателя детского сада с учетом ФГОС (учебный план). Старшая группа...

Рабочая программа «От рождения до школы» на 2017-2018 учебный год

Основные особенности осуществления воспитательно-образовательного процесса  с учетом специфики группы. В ДОУ созданы благоприятные условия для проведения полноценной лечебно-оздо...

Рабочая программа средней группы детского сада на 2017-2018 гг

Данная рабочая программа средней группы  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития...

Рабочая программа второй младшей группы № 1 «Солнышко» 2017-2018 учебный год

Рабочая программа второй младшей группы № 1 «Солнышко» 2017-2018 учебный год ...

Рабочая программа младшая группа (3 – 4 года) 2017-2018 учебный год

Ведущими целями являются: создание благопри­ятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя по изобразительной деятельности на 2017-2018 учебный год

Разделы программыстр.1.Целевой раздел Рабочей Программы 1.1. Пояснительная записка3-5   1.1.1. Цель и задачи реализации Программы5-6   1.1.2. Принципы и подходы к формированию...

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада на 2017 - 2018 учебный год

Вашему вниманию предлагаю посмотреть рабочую программу для ДОУ....