Развитие творческих способностей детей через сказку.
учебно-методический материал на тему
Развитие творческих способностей детей через сказку.
Современное общество испытывает потребность в людях активных, творческих, способных мыслить неординарно. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Так, как же развить творческие способности в ребенке? Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с окружающим миром, и миром человеческих взаимоотношений.
Дети, слушая сказки, хотят помочь и защитить персонажей, переживают за них. Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка.
В своей работе создаю условия, чтобы чувства, испытанные детьми во время чтения сказки проявились в окружающей реальности. В различных беседах, играх, драматизациях я стараюсь оживить сказку.
Для того что бы побуждать детей к творчеству, развивать фантазию, помочь ребёнку высказаться, проявить свои чувства, в групповой комнате мы совместно с родителями оборудовали центр «Страна сказок». Здесь есть:
- библиотека, где дети могут посмотреть различные книги со сказками с яркими иллюстрациями;
- ширма и различные виды театра магнитный, деревянный по сказкам, пальчиковые театры, театр ложек, театр на лопатках, театр шапочек-масок, с персонажами из любимых сказок;
- аудио и видео записи с различными произведениями;
- сундучок ряженья, где дети могут примерить костюмы зверей, героев сказок;
- настольные игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам русских народных сказок и потешек, мозаика «Теремок», пазлы «Три медведя», «Лиса и Журавль».
Для развития творческих способностей у детей через сказку я использую различные методы и приемы:
- я предлагаю детям «закончить сказку», не дочитав сказку до конца, придумать продолжение самому. Обдумывая, ребенок фантазирует, переживает события. Но бывает и так, что дети затрудняются, и тогда я предлагаю несколько вариантов продолжения сказки, и дети выбирают понравившийся.
- с детьми изготавливаем поделки для волшебных сказок, рисуем сказочные персонажи, лепим из пластилина атрибуты к театру. Все это играет важную роль в развитии творческих способностей у дошкольников. После того как дети прослушали сказку, им нравится рисовать «свое видение» происходящего, показать характер героев, их настроение.
- предлагаю детям самим рассказать сказки по картинкам. Это учит детей последовательно и творчески мыслить, правильно выражать свои мысли.
- театральные постановки детских сказок таких как «Теремок», «Глупый мышонок», «Репка», «Три поросенка» - еще один из моих любимых методов развития творческих способностей детей. Для постановки сюжета сказки, я приглашаю несколько детей, это развивает умение действовать в коллективе. Дети помогают подготавливать костюмы для персонажей, изготавливают маски из бумаги или подручных средств, участвуют в подготовке декораций. С интересом используем кукольные персонажи, фигуры животных, домиков из картона. Перевоплощаясь при театрализации сказки, ребенок наиболее полно проявляет свои таланты и способности.
- вместе с детьми мы сделали цветные карточки, которые помогают детям описывать героя или какую - то ситуацию: красный цвет – радость; желтый – желание помочь, спасти; белый – выражение справедливости, правоты; синий – чувство жалости; черный – несправедливость, страх. Связь определенного цвета с характерами героев и различными ситуациями, развивает в ребенке творческие способности и умение сопоставлять поступки героев и их поведение.
- провожу игры – беседы, например персонаж одной сказки встречается с персонажем другой сказки, и они рассказывают о своих приключениях друг другу. Часто в результате таких игр – бесед дети сопоставляют свои поступки с поступками героев, сравнивают, оценивают. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети смотрят на себя со стороны, оценивать правильно свои поступки. Слушая сказку, дети встают перед выбором, дети вынуждены принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это способствует развитию творческих способностей у детей.
Еще один метод, для развития творческого способностей который я использую это вопросы «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?». К примеру: «Что было бы, если бы Иван царевич не сжег лягушечью шкуру?», или «Какое настроение было у зайчика, когда его выгнала лиса из дома?», или «А если бы лиса не выгнала зайчика из дома, что бы могло произойти?». Дети всегда с удовольствием участвуют в беседе, они придумывают различные концовки к сказкам, отвечают на вопросы нестандартно.
После знакомства со сказкой я предлагаю детям: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки. С помощью мимики и жестов мы с детьми играем в игру «Котелок настроения», где ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Совместно с детьми мы организовали выставку «Моя любимая сказка». Дети рисовали свои любимые сказки и героев, полюбившихся им. Затем все рисунки превратились в иллюстрации к «Книге сказок». Дети сами могут по своим рисункам рассказать свою сказку или сочинить новую. Создавая иллюстрации, дети закрепляют в памяти сюжеты прочитанных историй, тем самым развивают творческие способности.
Для того что бы развить в детях творческие способности мы играем различные игры:
- Игра "Хорошо - Плохо", я предлагаю проанализировать героя сказки назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.
- Игра "Нелепицы". В этой игре одни дети рисуют картинка по любому сюжету - лес, двор, животные. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, заяц с рогами. Другие дети показывают, что нарисовано неверно.
- Танец-импровизация. В этой игру принимают участие неограниченное количество детей. Под музыку ребята изображают самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру. Я провожу эту игру не только в помещении, но и на открытом воздухе.
- Игра «На кого похож»». Это игра выявляет талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить какого либо сказочного героя. Остальные угадывают.
- Игра «Сказочный куб». Для этой игры я со всех сторон оклеила изображениями сказочных персонажей куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем. Дети играя представляют себя сказочным персонажем и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.
Знакомя детей со сказкой, с традициями, бытом народа, дети сопереживают чужой беде, выражают своё отношение к добру и злу. Ребенок испытывает при прослушивании сказки множество эмоций и чувств. Он начинает мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки сказки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственное мнение. Развивая творческие способности у детей через сказку, и используя различные методы и приёмы при работе со сказкой, я стараюсь научились детей видеть происходящие события с различных сторон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
1слайд
Развитие творческих способностей детей через сказку.
Современное общество испытывает потребность в людях активных, творческих, способных мыслить неординарно. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.
2 слайд
Так, как же развить творческие способности в ребенке? Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с окружающим миром, и миром человеческих взаимоотношений.
3 слайд
Дети, слушая сказки, хотят помочь и защитить персонажей, переживают за них. Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка.
В своей работе создаю условия, чтобы чувства, испытанные детьми во время чтения сказки проявились в окружающей реальности. В различных беседах, играх, драматизациях я стараюсь оживить сказку.
4 слайд
Для того что бы побуждать детей к творчеству, развивать фантазию, помочь ребёнку высказаться, проявить свои чувства, в групповой комнате мы совместно с родителями оборудовали центр «Страна сказок». Здесь есть:
5 слайд
- библиотека, где дети могут посмотреть различные книги со сказками с яркими иллюстрациями;
6 слайд
- ширма и различные виды театра магнитный, деревянный по сказкам, пальчиковые театры, театр ложек, театр на лопатках, театр шапочек-масок, с персонажами из любимых сказок;
7 слайд
- аудио и видео записи с различными произведениями;
- сундучок ряженья, где дети могут примерить костюмы зверей, героев сказок;
8 слайд
- настольные игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам русских народных сказок и потешек, мозаика «Теремок», пазлы «Три медведя», «Лиса и Журавль».
9 слайд
Для развития творческих способностей у детей через сказку я использую различные методы и приемы:
- я предлагаю детям «закончить сказку», не дочитав сказку до конца, придумать продолжение самому. Обдумывая, ребенок фантазирует, переживает события. Но бывает и так, что дети затрудняются, и тогда я предлагаю несколько вариантов продолжения сказки, и дети выбирают понравившийся.
10 слайд
- с детьми изготавливаем поделки для волшебных сказок, рисуем сказочные персонажи, лепим из пластилина атрибуты к театру. Все это играет важную роль в развитии творческих способностей у дошкольников. После того как дети прослушали сказку, им нравится рисовать «свое видение» происходящего, показать характер героев, их настроение.
11 слайд
- предлагаю детям самим рассказать сказки по картинкам. Это учит детей последовательно и творчески мыслить, правильно выражать свои мысли.
12 слайд
- театральные постановки детских сказок таких как «Теремок», «Глупый мышонок», «Репка», «Три поросенка» - еще один из моих любимых методов развития творческих способностей детей. Для постановки сюжета сказки, я приглашаю несколько детей, это развивает умение действовать в коллективе. Дети помогают подготавливать костюмы для персонажей, изготавливают маски из бумаги или подручных средств, участвуют в подготовке декораций. С интересом используем кукольные персонажи, фигуры животных, домиков из картона. Перевоплощаясь при театрализации сказки, ребенок наиболее полно проявляет свои таланты и способности.
13 слайд
- вместе с детьми мы сделали цветные карточки, которые помогают детям описывать героя или какую - то ситуацию: красный цвет – радость; желтый – желание помочь, спасти; белый – выражение справедливости, правоты; синий – чувство жалости; черный – несправедливость, страх. Связь определенного цвета с характерами героев и различными ситуациями, развивает в ребенке творческие способности и умение сопоставлять поступки героев и их поведение.
14 слайд
- провожу игры – беседы, например персонаж одной сказки встречается с персонажем другой сказки, и они рассказывают о своих приключениях друг другу. Часто в результате таких игр – бесед дети сопоставляют свои поступки с поступками героев, сравнивают, оценивают. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети смотрят на себя со стороны, оценивать правильно свои поступки. Слушая сказку, дети встают перед выбором, дети вынуждены принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это способствует развитию творческих способностей у детей.
15 слайд
Еще один метод, для развития творческого способностей который я использую это вопросы «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?». К примеру: «Что было бы, если бы Иван царевич не сжег лягушечью шкуру?», или «Какое настроение было у зайчика, когда его выгнала лиса из дома?», или «А если бы лиса не выгнала зайчика из дома, что бы могло произойти?». Дети всегда с удовольствием участвуют в беседе, они придумывают различные концовки к сказкам, отвечают на вопросы нестандартно.
16 слайд
После знакомства со сказкой я предлагаю детям: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки. С помощью мимики и жестов мы с детьми играем в игру «Котелок настроения», где ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
17 слайд
Совместно с детьми мы организовали выставку «Моя любимая сказка». Дети рисовали свои любимые сказки и героев, полюбившихся им. Затем все рисунки превратились в иллюстрации к «Книге сказок». Дети сами могут по своим рисункам рассказать свою сказку или сочинить новую. Создавая иллюстрации, дети закрепляют в памяти сюжеты прочитанных историй, тем самым развивают творческие способности.
18 слайд
Для того что бы развить в детях творческие способности мы играем различные игры:
- Игра "Хорошо - Плохо", я предлагаю проанализировать героя сказки назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.
19 слайд
- Игра "Нелепицы". В этой игре одни дети рисуют картинка по любому сюжету - лес, двор, животные. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, заяц с рогами. Другие дети показывают, что нарисовано неверно.
20 слайд
- Танец-импровизация. В этой игру принимают участие неограниченное количество детей. Под музыку ребята изображают самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру. Я провожу эту игру не только в помещении, но и на открытом воздухе.
21слайд
- Игра «На кого похож»». Это игра выявляет талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить какого либо сказочного героя. Остальные угадывают.
22 слайд
- Игра «Сказочный куб». Для этой игры я со всех сторон оклеила изображениями сказочных персонажей куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем. Дети играя представляют себя сказочным персонажем и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.
23 слайд
Знакомя детей со сказкой, с традициями, бытом народа, дети сопереживают чужой беде, выражают своё отношение к добру и злу. Ребенок испытывает при прослушивании сказки множество эмоций и чувств. Он начинает мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки сказки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственное мнение. Развивая творческие способности у детей через сказку, и используя различные методы и приёмы при работе со сказкой, я стараюсь научились детей видеть происходящие события с различных сторон.
24 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому надо стимулировать, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности. Я...
творческий отчёт "Развитие творческих способностей детей через различные виды изо"
опыт работы по изо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/22/picture-692222-1463937468.jpg)
Презентация "Развитие творческих способностей детей через творческую деятельность"
«…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-496149-1582812615.jpg)
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/28/picture-1147155-1566955657.jpg)
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-791233-1642611254.jpg)
Самообразование: «Развитие творческих способностей детей через организацию творческой мастерской с бумагой (обрывная, бумагопластика, оригами, квилинги др.)»
Цель: Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных техник аппликации. Задачи:1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликацией.2.Сформировать интерес к выполнен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/05/picture-75148.jpg)
Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность
Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...