Развитие творческих способностей детей через сказку.
учебно-методический материал на тему
Развитие творческих способностей детей через сказку.
Современное общество испытывает потребность в людях активных, творческих, способных мыслить неординарно. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Так, как же развить творческие способности в ребенке? Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с окружающим миром, и миром человеческих взаимоотношений.
Дети, слушая сказки, хотят помочь и защитить персонажей, переживают за них. Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка.
В своей работе создаю условия, чтобы чувства, испытанные детьми во время чтения сказки проявились в окружающей реальности. В различных беседах, играх, драматизациях я стараюсь оживить сказку.
Для того что бы побуждать детей к творчеству, развивать фантазию, помочь ребёнку высказаться, проявить свои чувства, в групповой комнате мы совместно с родителями оборудовали центр «Страна сказок». Здесь есть:
- библиотека, где дети могут посмотреть различные книги со сказками с яркими иллюстрациями;
- ширма и различные виды театра магнитный, деревянный по сказкам, пальчиковые театры, театр ложек, театр на лопатках, театр шапочек-масок, с персонажами из любимых сказок;
- аудио и видео записи с различными произведениями;
- сундучок ряженья, где дети могут примерить костюмы зверей, героев сказок;
- настольные игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам русских народных сказок и потешек, мозаика «Теремок», пазлы «Три медведя», «Лиса и Журавль».
Для развития творческих способностей у детей через сказку я использую различные методы и приемы:
- я предлагаю детям «закончить сказку», не дочитав сказку до конца, придумать продолжение самому. Обдумывая, ребенок фантазирует, переживает события. Но бывает и так, что дети затрудняются, и тогда я предлагаю несколько вариантов продолжения сказки, и дети выбирают понравившийся.
- с детьми изготавливаем поделки для волшебных сказок, рисуем сказочные персонажи, лепим из пластилина атрибуты к театру. Все это играет важную роль в развитии творческих способностей у дошкольников. После того как дети прослушали сказку, им нравится рисовать «свое видение» происходящего, показать характер героев, их настроение.
- предлагаю детям самим рассказать сказки по картинкам. Это учит детей последовательно и творчески мыслить, правильно выражать свои мысли.
- театральные постановки детских сказок таких как «Теремок», «Глупый мышонок», «Репка», «Три поросенка» - еще один из моих любимых методов развития творческих способностей детей. Для постановки сюжета сказки, я приглашаю несколько детей, это развивает умение действовать в коллективе. Дети помогают подготавливать костюмы для персонажей, изготавливают маски из бумаги или подручных средств, участвуют в подготовке декораций. С интересом используем кукольные персонажи, фигуры животных, домиков из картона. Перевоплощаясь при театрализации сказки, ребенок наиболее полно проявляет свои таланты и способности.
- вместе с детьми мы сделали цветные карточки, которые помогают детям описывать героя или какую - то ситуацию: красный цвет – радость; желтый – желание помочь, спасти; белый – выражение справедливости, правоты; синий – чувство жалости; черный – несправедливость, страх. Связь определенного цвета с характерами героев и различными ситуациями, развивает в ребенке творческие способности и умение сопоставлять поступки героев и их поведение.
- провожу игры – беседы, например персонаж одной сказки встречается с персонажем другой сказки, и они рассказывают о своих приключениях друг другу. Часто в результате таких игр – бесед дети сопоставляют свои поступки с поступками героев, сравнивают, оценивают. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети смотрят на себя со стороны, оценивать правильно свои поступки. Слушая сказку, дети встают перед выбором, дети вынуждены принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это способствует развитию творческих способностей у детей.
Еще один метод, для развития творческого способностей который я использую это вопросы «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?». К примеру: «Что было бы, если бы Иван царевич не сжег лягушечью шкуру?», или «Какое настроение было у зайчика, когда его выгнала лиса из дома?», или «А если бы лиса не выгнала зайчика из дома, что бы могло произойти?». Дети всегда с удовольствием участвуют в беседе, они придумывают различные концовки к сказкам, отвечают на вопросы нестандартно.
После знакомства со сказкой я предлагаю детям: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки. С помощью мимики и жестов мы с детьми играем в игру «Котелок настроения», где ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Совместно с детьми мы организовали выставку «Моя любимая сказка». Дети рисовали свои любимые сказки и героев, полюбившихся им. Затем все рисунки превратились в иллюстрации к «Книге сказок». Дети сами могут по своим рисункам рассказать свою сказку или сочинить новую. Создавая иллюстрации, дети закрепляют в памяти сюжеты прочитанных историй, тем самым развивают творческие способности.
Для того что бы развить в детях творческие способности мы играем различные игры:
- Игра "Хорошо - Плохо", я предлагаю проанализировать героя сказки назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.
- Игра "Нелепицы". В этой игре одни дети рисуют картинка по любому сюжету - лес, двор, животные. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, заяц с рогами. Другие дети показывают, что нарисовано неверно.
- Танец-импровизация. В этой игру принимают участие неограниченное количество детей. Под музыку ребята изображают самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру. Я провожу эту игру не только в помещении, но и на открытом воздухе.
- Игра «На кого похож»». Это игра выявляет талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить какого либо сказочного героя. Остальные угадывают.
- Игра «Сказочный куб». Для этой игры я со всех сторон оклеила изображениями сказочных персонажей куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем. Дети играя представляют себя сказочным персонажем и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.
Знакомя детей со сказкой, с традициями, бытом народа, дети сопереживают чужой беде, выражают своё отношение к добру и злу. Ребенок испытывает при прослушивании сказки множество эмоций и чувств. Он начинает мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки сказки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственное мнение. Развивая творческие способности у детей через сказку, и используя различные методы и приёмы при работе со сказкой, я стараюсь научились детей видеть происходящие события с различных сторон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей детей через сказку | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
1слайд
Развитие творческих способностей детей через сказку.
Современное общество испытывает потребность в людях активных, творческих, способных мыслить неординарно. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.
2 слайд
Так, как же развить творческие способности в ребенке? Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с окружающим миром, и миром человеческих взаимоотношений.
3 слайд
Дети, слушая сказки, хотят помочь и защитить персонажей, переживают за них. Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка.
В своей работе создаю условия, чтобы чувства, испытанные детьми во время чтения сказки проявились в окружающей реальности. В различных беседах, играх, драматизациях я стараюсь оживить сказку.
4 слайд
Для того что бы побуждать детей к творчеству, развивать фантазию, помочь ребёнку высказаться, проявить свои чувства, в групповой комнате мы совместно с родителями оборудовали центр «Страна сказок». Здесь есть:
5 слайд
- библиотека, где дети могут посмотреть различные книги со сказками с яркими иллюстрациями;
6 слайд
- ширма и различные виды театра магнитный, деревянный по сказкам, пальчиковые театры, театр ложек, театр на лопатках, театр шапочек-масок, с персонажами из любимых сказок;
7 слайд
- аудио и видео записи с различными произведениями;
- сундучок ряженья, где дети могут примерить костюмы зверей, героев сказок;
8 слайд
- настольные игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам русских народных сказок и потешек, мозаика «Теремок», пазлы «Три медведя», «Лиса и Журавль».
9 слайд
Для развития творческих способностей у детей через сказку я использую различные методы и приемы:
- я предлагаю детям «закончить сказку», не дочитав сказку до конца, придумать продолжение самому. Обдумывая, ребенок фантазирует, переживает события. Но бывает и так, что дети затрудняются, и тогда я предлагаю несколько вариантов продолжения сказки, и дети выбирают понравившийся.
10 слайд
- с детьми изготавливаем поделки для волшебных сказок, рисуем сказочные персонажи, лепим из пластилина атрибуты к театру. Все это играет важную роль в развитии творческих способностей у дошкольников. После того как дети прослушали сказку, им нравится рисовать «свое видение» происходящего, показать характер героев, их настроение.
11 слайд
- предлагаю детям самим рассказать сказки по картинкам. Это учит детей последовательно и творчески мыслить, правильно выражать свои мысли.
12 слайд
- театральные постановки детских сказок таких как «Теремок», «Глупый мышонок», «Репка», «Три поросенка» - еще один из моих любимых методов развития творческих способностей детей. Для постановки сюжета сказки, я приглашаю несколько детей, это развивает умение действовать в коллективе. Дети помогают подготавливать костюмы для персонажей, изготавливают маски из бумаги или подручных средств, участвуют в подготовке декораций. С интересом используем кукольные персонажи, фигуры животных, домиков из картона. Перевоплощаясь при театрализации сказки, ребенок наиболее полно проявляет свои таланты и способности.
13 слайд
- вместе с детьми мы сделали цветные карточки, которые помогают детям описывать героя или какую - то ситуацию: красный цвет – радость; желтый – желание помочь, спасти; белый – выражение справедливости, правоты; синий – чувство жалости; черный – несправедливость, страх. Связь определенного цвета с характерами героев и различными ситуациями, развивает в ребенке творческие способности и умение сопоставлять поступки героев и их поведение.
14 слайд
- провожу игры – беседы, например персонаж одной сказки встречается с персонажем другой сказки, и они рассказывают о своих приключениях друг другу. Часто в результате таких игр – бесед дети сопоставляют свои поступки с поступками героев, сравнивают, оценивают. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети смотрят на себя со стороны, оценивать правильно свои поступки. Слушая сказку, дети встают перед выбором, дети вынуждены принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это способствует развитию творческих способностей у детей.
15 слайд
Еще один метод, для развития творческого способностей который я использую это вопросы «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?». К примеру: «Что было бы, если бы Иван царевич не сжег лягушечью шкуру?», или «Какое настроение было у зайчика, когда его выгнала лиса из дома?», или «А если бы лиса не выгнала зайчика из дома, что бы могло произойти?». Дети всегда с удовольствием участвуют в беседе, они придумывают различные концовки к сказкам, отвечают на вопросы нестандартно.
16 слайд
После знакомства со сказкой я предлагаю детям: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки. С помощью мимики и жестов мы с детьми играем в игру «Котелок настроения», где ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
17 слайд
Совместно с детьми мы организовали выставку «Моя любимая сказка». Дети рисовали свои любимые сказки и героев, полюбившихся им. Затем все рисунки превратились в иллюстрации к «Книге сказок». Дети сами могут по своим рисункам рассказать свою сказку или сочинить новую. Создавая иллюстрации, дети закрепляют в памяти сюжеты прочитанных историй, тем самым развивают творческие способности.
18 слайд
Для того что бы развить в детях творческие способности мы играем различные игры:
- Игра "Хорошо - Плохо", я предлагаю проанализировать героя сказки назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.
19 слайд
- Игра "Нелепицы". В этой игре одни дети рисуют картинка по любому сюжету - лес, двор, животные. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, заяц с рогами. Другие дети показывают, что нарисовано неверно.
20 слайд
- Танец-импровизация. В этой игру принимают участие неограниченное количество детей. Под музыку ребята изображают самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру. Я провожу эту игру не только в помещении, но и на открытом воздухе.
21слайд
- Игра «На кого похож»». Это игра выявляет талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить какого либо сказочного героя. Остальные угадывают.
22 слайд
- Игра «Сказочный куб». Для этой игры я со всех сторон оклеила изображениями сказочных персонажей куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем. Дети играя представляют себя сказочным персонажем и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.
23 слайд
Знакомя детей со сказкой, с традициями, бытом народа, дети сопереживают чужой беде, выражают своё отношение к добру и злу. Ребенок испытывает при прослушивании сказки множество эмоций и чувств. Он начинает мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки сказки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственное мнение. Развивая творческие способности у детей через сказку, и используя различные методы и приёмы при работе со сказкой, я стараюсь научились детей видеть происходящие события с различных сторон.
24 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому надо стимулировать, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности. Я...
творческий отчёт "Развитие творческих способностей детей через различные виды изо"
опыт работы по изо...
Презентация "Развитие творческих способностей детей через творческую деятельность"
«…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Самообразование: «Развитие творческих способностей детей через организацию творческой мастерской с бумагой (обрывная, бумагопластика, оригами, квилинги др.)»
Цель: Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных техник аппликации. Задачи:1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликацией.2.Сформировать интерес к выполнен...
Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность
Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...