«Ознакомление детей с природой»
статья (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей с природой»
Перспективный план работы по самообразованию в средней группе
Название месяца | Тема | Цель | Содержание работы |
Сентябрь | Мониторинг освоения основной образовательной программы по данной теме.
«Овощи и фрукты»
«Золотая осень»
| Выявить знания детей, составить план работы и подобрать литературу по данной теме
Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу.
Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе ранней осенью; способствовать развитию познавательного интереса; учить видеть красоту окружающей природы | 1. Мониторинг освоения основной образовательной программы по данной теме. 2. Составление плана работы с детьми, подбор литературы. 3. Рассматривание овощей и фруктов (иллюстрации, муляжи и свежие овощи и фрукты), беседа. 4. Дидактические игры: «Лото» (фрукты и овощи), «Чего не стало», «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек»; физкультминутки «Мы капусту рубим»; песня-хоровод «Есть у нас огород» и др. 5. Чтение художественной литературы: загадывание загадок об овощах и фруктах, «Сказка о том как, овощи воевали», «Ослиный огород», Н. Толоконников «Огород», Г. Юдин «Зайчик на огороде» и др. 6. Непосредственно-образовательная деятельность «Дары осени»
1. Наблюдение в природе, беседа об осени. 2. Рассматривание иллюстраций серии «Осень», картин М. Нестеров «Осенний пейзаж», И. Грабарь «Рябинка». 3. Прослушивание записи песни «Что нам осень принесет?», «Осенняя песенка». 4. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди с какого дерева лист». 5. Экскурсии в парк, лес. 6. Чтение художественной литературы: загадывание загадок об осени, Н. Сладков «Как наступает осень», И. Бунин «Лес точно терем расписной», К. Тангрыкулиев «Четыре сестры», К. Бальмонт «Осень» и др. 7. Художественное творчество: рисование «Овоши», «Фрукты», «Листопад» 8. Непосредственно-образовательная деятельность «Золотая осень». |
Октябрь | «Царство растений – деревья»
«Беседа о лесе»
«Чтобы не было беды» (добрые и злые дела огня). | Уточнять и закреплять знания о деревьях и характерных признаках.
Познакомить детей с деревьями ближайшего окружения. Учить узнавать и называть некоторые виды деревьев (елка, береза, сосна и др.)
Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать уважение к труду пожарных. | 1. Наблюдение деревьев на участке и беседа о деревьях и лесе, беседа «Добрые и злые дела огня», беседа о профессии «Пожарный». 2. Экскурсия в парк, в лес. 3. Рассматривание иллюстраций серии «Деревья», «Лес». 4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок о деревьях, И. Токмакова «Ива», «Осинка», «Дуб» «Рябина»; С. Есенин «Береза», «Сказка о крылатках», «День рождения елочки», «Сказки о листовичках», «Сказки о деревьях» и др. 5. Дидактическая игра: «Найди по описанию», подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги», сюжетно-ролевая игры «Мы – пожарные» 6. Создание коллективного коллажа «Лес». 7. Художественное творчество: рисование «Сосна», «Береза», аппликация «Лес». 8. Непосредственно-образовательная деятельность «Старичок-лесовичок» 9. Консультация для родителей «По дороге домой» рекомендации по проведению бесед по ознакомлению с окружающим миром. 10. Праздник «Осенняя мозаика». |
Ноябрь | «Поздняя осень» | Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе поздней осенью; развивать связную речь, умение передавать свои мысли. | 1. . Наблюдение в природе, беседа о поздней осени. 2. Рассматривание иллюстраций серии «Осень». 3. Экскурсии в парк, лес. 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о приметах поздней осени; А. Плещеев «Скучная картина! А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» и др. 5. Прослушивание записи произведений серии «Времена года». 6 . Дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди с какого дерева лист», «Узнай по описанию» и др. 7. Непосредственно-образовательная деятельность «Унылая пора!» |
Декабрь | «Зимушка-зима» | Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе; способствовать развитию познавательного интереса; | 1. Наблюдения в природе и беседа о зиме. 2. Рассматривание иллюстраций серии «Зима», картин К. Юон «Волшебница зима». 3. Прослушивание записи песни «Уж ты, зимушка-зима», песен про зиму. 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о явлениях зимы; И. Суриков «Зима», А. Пушкин «Зимний вечер»,Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», К. Бальмонт «Снежинка», И. Бунин «Первый снег», С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» и др 5. Художественное творчество: выставка «Хозяйка зима» (из бросового материала), рисование на тему «Волшебница зима». 6. Конкурс зимних построек совместно с родителями «Парад Снеговиков», участие родителей в Недели зимних игр и забав. 7. Подвижная игра: «Мороз –красный нос», «Попади в цель»; дидактическая игра «Времена года», «Когда это бывает?» и др. 8. Непосредственно-образовательная деятельность «Королева зима». 9. Новогодний праздник «День рождения елочки». |
Январь | «Как звери в лесу зимуют»
«Зимующие птицы»
| Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их внешнем виде, повадках, условиях обитания.
Формировать у детей представление о приспособленности животных к зимнему периоду. Познакомить детей с зимующими птицами: внешним видом, повадками. Воспитывать заботливое отношение к птицам (подкармливать птиц). | 1. Рассматривание иллюстраций серии «Дикие животные», «Птицы» 2. Беседа: «Дикие животные», «Лесные звери нашего края», «Как зимуют звери в лесу», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как заботимся о птицах зимой» и др. 3. Наблюдение зимующих птиц на кормушке. 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о диких животных и птицах; А.Суконцев «Ёж»; «Белка», «Волк», «Лось»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Зяблик», «Воробей», «Снегирь» и др. 5.Художественное творчество: конструирование «Кормушки для птиц»; рисование, лепка животных, птиц. 6. Развешивание кормушек для птиц, кормление их. 7. Дидактическая игра «Назови дикого животного», «Лото», «Назови детеныша»; подвижная игра «У медведя во бору», «Гуси лебеди» и др. 8. Непосредственно-образовательная деятельность «Лесные звери».
|
Февраль | «Народные праздники на Руси. Русский фольклор. Русские обычаи»
«Масленница»
| Дать представления о народных праздника; продолжать знакомить детей с различными жанрами фольклора, русскими обычаями – взаимопомощь и гостеприимство. Воспитывать такое качество, как гостеприимство. Знакомить детей с правилами поведения в гостях.
Дать представление детей о народном празднике -масленице | 1. Рассматривание иллюстраций о народных праздниках, картин Б.Кустодиев «Масленица» 2. Прослушивание записи песни «Проводы зимы». 3. Беседа на тему «Народные праздники», «Как вести себя в гостях». 4. Знакомство с фольклором: чтение стихов, пословиц, поговорок, закличек, считалок, песенок, загадывание загадок. 5. Хороводные игры. 6. Праздник «Масленица» |
Март | Весна, весна на улице, весенние деньки» | Расширять знания детей о временах года; учить узнавать и называть времена года; выделять признаки весны. | 1. Наблюдение в природе, беседа о приметах весны. 2. Рассматривание иллюстраций серии «Весна», картин К. Юон «Весенний солнечный денек», И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». 3. Прослушивание записи музыки «Весеннее утро». 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о явлениях весны; Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…» и др. 5. Художественное творчество: рисование на тему «Подснежник», «Весна»; конструирование «Ветка мимозы». 6. Конкурс для родителей «Птицы – наши друзья» (изготовление скворечников). 7. Непосредственно-образовательная деятельность «Весна». |
Апрель | «Царство растений – травы»
«Шестиногие малыши» (насекомые) | Познакомить детей с первыми весенними цветами нашего региона. Расширять знания о растениях.
Расширять представления детей о некоторых видах насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Уточнять детей о признаках насекомых, повадках, о пользе насекомых; формировать понятие насекомые.
| 1. Рассматривание иллюстраций и гербария на тему «Травы», беседа по данной теме. 2. Наблюдение в природе 3. насекомых на участке. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые», беседа. 4.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о насекомых; «Муравьи», «Жуки», «Паук», «Пчела», «Оса», «Кузнечик», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» 5. Художественное творчество: рисование «Божья коровка», «Бабочки на лугу». 6. Непосредственно-образовательная деятельность «Насекомые». |
Май | «Царство растений – комнатные цветы» (бальзамин, герань, кактус) «Царство растений – садовые цветы»
| Познакомить детей с комнатными растениями: названиями, внешним видом, строением; познакомить с уходом за комнатными цветами. Познакомить детей с садовыми цветами, закреплять название цветов, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; уточнить почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе. | 1. Рассматривание комнатных цветов, беседа о цветах, правилах ухода за ними: полива, рыхления. 2. Чтение стихотворений: «Бальзамин», «Кактус». 3. Дидактическая игра «Опиши цветок», «Угадай по описанию», «Какого комнатного цветка не хватает?». 1.Наблюдение в природе: подготовка земли к посадке, посев семян цветов, луковиц, рассады. 2.Рассматривание иллюстраций с изображением цветов, беседа. 3.Чтение художественной литературы: загадывание загадок о цветах; Н. Усова «Фиалка», «Ландыш»; Н. Бычков «Букет»; стихотворения: «Астра», «Маки», «Ромашка», «Тюльпаны» и др. 4. Художественное творчество: рисование цветов, оригами «Тюльпан», аппликация «Ромашка» 5. Дидактическая игра: «Лото», «Угадай по описанию», «Домино». 6. Непосредственно-образовательная деятельность «Цветы: астры, ландыши, фиалка…». 7. Мониторинг по освоению основной образовательной программы по данной теме, перспективы работы на следующий год. 8. Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». 9. Отчет о работе по самообразованию на заседании педагогического совета ДОУ по данной теме. |
«Ознакомление детей с природой»
Перспективный план работы по самообразованию в средней группе Санниковой Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опытом на тему: "Ознакомление детей с природой родного края".
Обобщение опытом на тему: «Ознакомление детей с природой родного края.» Составила Фендель Галина Николаевна, воспитатель Iкв. категории, МДОУ «Детский сад №29» Каширский район д. Каменка. На зан...
консультация"Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой""
Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"....
"Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"
Выступление на тематическом педагогическом совете...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»
экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....
Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!
Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...
Конспект НОД по ознакомлению детей с природой с использованием интерактивной игры «Лесные секреты» (для детей среднего дошкольного возраста)
Конспект НОД по ознакомлению детей с природой с использованием интерактивной игры «Лесные секреты»(для детей среднего дошкольного возраста)...