Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
методическая разработка (средняя группа) на тему
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ»
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с
детьми для её последующее активное применение в практической
деятельности педагогов.
Задачи:
- повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
- расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ»;
- развивать навыки и умения экспериментирования, и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.
Актуальность вопроса
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и
общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов
детской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в
естественной форме проявляется в виде так называемого детского
экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования
вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Задача нас взрослых,
не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них,
насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями,
дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет
стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной
ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно –
исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои
представления о мире, с другой – овладевает основополагающими
культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными,
родовидовыми, пространственными и временными отношениями,
позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину
мира.
Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем
быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная деятельность:
Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В
исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в
образовательной деятельности вообще, большое значение имеет
организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей,
замотивировать их на познавательную деятельность (удивление, сказочный
сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в
самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент,
внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Если рассмотреть немного подробнее проблемные вопросы и ситуации.
Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается
несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К
постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования.
Основные из них:
1) проблемная задача должна быть понятной детям;
2) должна их заинтересовать;
3) содержать новизну;
4) но опираться на имеющийся опыт детей;
5) трудность задачи должна быть посильной;
6) но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
Примерные задания для проведения эксперимента:
1) Тема: «Зима».
Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы
пыли». (ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»)
Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы:
внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно
или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете,
как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и
посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго, и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют
фильтрацию воды и делают вывод.)
2) Тема: «Растения»
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные
и человек, на две трети состоят из воды».
(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»
Эксперимент: Взять один или несколько овощей или фруктов (свекла,
морковь, яблоко). Их нужно протереть и отжать через марлю или
соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы
определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо
больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание,
которое ранее отвергли.
Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.
Методические рекомендации по организации
экспериментальной деятельности.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на
общей методике обучения детей дошкольного возраста.
Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
- Постановка проблемы, которую необходимо решить;
- Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
- Предлагаются различные варианты ее решения;
- Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
- Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
- Формулирование выводов
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной
деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения,
остановлюсь на нем подробнее.
Вопрос: «Простая или сложная форма работы для детей
фиксирование результатов?» (сложная)
«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет;
следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти
детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти:
зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные,
графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним
относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов
(готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии,
натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти;
используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление
(объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект),
затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова
рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение
явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней
группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать
и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого
явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными
детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных
деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с
детьми. Не следует использовать много символов;
рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю
посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и
реальный факт;
рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но
непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст,
иногда специально допускает ошибки;
педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа
детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям
нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому
явлению.
Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют
особенности проведения:
Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого
ребенка;
Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет
права обязать ребенка фиксировать результаты;
Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может
привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;
Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
- Использование готовых форм
- Наблюдение за работой педагога
- Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
- Заполнение всеми детьми по очереди
- Коллективное заполнение под руководством педагога
- Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.
В практике работы с дошкольниками используется три вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента:
календарь погоды,
календарь природы,
дневник наблюдений.
Использование практических способов фиксации (зарисовывание,
составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
Рефлексия:
Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал
сегодня?»
Литература:
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...