Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр
материал на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Кораблик»»
Творческая работа на тему:
Развитие логического мышление у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр.
Выполнила: воспитатель
Ионина Наталья Леонидовна
Яя, 2015
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема воспитание ребенка мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, всему этому можно добиться, основываясь на логике мысли.
Наиболее эффективным приемом в формировании логического мышления дошкольников является применение в педагогическом процессе развивающих игр. Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
В своей работе по развитию логики у дошкольников, я широко использую различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера, и разнообразных головоломок, а именно «Танграм», «Колумбово яйцо», «квадрат Воскобовича», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Выложи из палочек» и много другое.
В группе создана предметно-развивающая среда-это уголок математики, наполненный различными развивающими играми и головоломками.
В своей работе я использую дидактический материал «Палочки Кюизенера», которые развивают детское мышление, в основном наглядно – действенное и наглядно – образное, использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блокам дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом. Мною составлен каталог карточек и картотека игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша, осуществлена подборка иллюстративного материала
Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в игре «Танграм», овала – в игре «Колумбово яйцо», круга – в играх «Вьетнамская игра», квадрата – в игре «Монгольская игра». Эти игры развивают у детей пространственное изображение, логическое и интуитивное мышление. Очень нравиться детям играть в «Квадрат Воскобовича» он легко трансформируется. Из него они создают разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собираются по предложенным схемам, и каждый ребенок придумывает собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.
«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка:
• абстрактное мышление
• навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве
• развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развивают ум. Дети учатся догадываться, доказывать.
С целью формирования взаимопонимания и единства взглядов педагогов и родителей я включила в свою работу блок взаимодействия с семьями воспитанников. Через анкетирование и индивидуальные беседы мной была получена информация об уровне компетентности родителей по данному вопросу, их интересах и трудностях. В течение года использовались различные формы: консультации, семинары-практикумы, создание игротеки. Родители с удовольствием принимают участие. На мастер-классах учились играть в развивающие игры и изготовили некоторые дидактические пособия, такие как «квадрат Воскобовича», «Монгольская игра» и др.
Анализ диагностики уровня логического мышления, с использованием развивающих игр у детей средней группы показал, что дети хорошо умеют классифицировать предметы по их свойствам, умеют сравнивать предметы по величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности, что является прочным фундаментом, который позволит в дальнейшем овладеть знаниями и умениями в школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Наблюдая за детьми ...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Мастер класс для педагогов "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр"
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы....
Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»
Познакомить участников мастер – класса с использования развивающих игр в педагогическом процессе....
Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»
Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.
Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...