«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы Севериной Е.Л. Гоковой О.Н. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Необходимо помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении проектная деятельность по правилам дорожного движения наиболее актуальна. Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
В течение трех лет авторами были реализованы долгосрочные проекты:
«Безопасная дорога», «Школа пешеходных наук». Участниками проектов были дети, родители, воспитатели, узкие специалисты, социальные партнеры.
При работе над проектом крайне важно было научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, сформировать у них устойчивые знания, умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственности в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.
При реализации проектной деятельности «Школа пешеходных наук» была проведена игра- ситуация «О ступеньках под землей и полосатой зебре». Где были представлены иллюстрации, фотографии с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно было сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу. Сначала дети не нашли ошибку, но, подумав сразу решили эту проблему и указали где нужно было переходить улицу, не нарушая ПДД.
В игре «Три глаза – три наказа» детям нужно было раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? На основе полученных знаний дети справились легко с этим заданием. Рассказали, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре – зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят. «Красный свет – движенья нет, желтый будет – подожди, на зеленый свет иди».
Игра «Ловкий пешеход» была направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.
Работе с родителями в детском саду уделялось много внимания, ведь именно они каждый день не раз переходят с детьми дорогу и несут за них ответственность.
Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, педагогический коллектив использовал следующие формы работы:
-анкетирование родителей по теме ««Я и мой ребенок на улицах города»» помогло определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения;
-консультации, рекомендации, беседы, проведение семинаров-практикумов, мастер-класс, бесед за круглым столом, конференций, диспутов, дискуссий и др.
-наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей, буклеты, листовки);
-встреча с сотрудниками ГИБДД;
-участие в совместных мероприятиях по профилактике ДДТТ (деловые игры, викторины, КВН, развлечения, праздники, совместные занятия, изготовления индивидуальных маршрутов следования).
Родители были непосредственными участниками образовательного процесса по обучению дошкольников ПДД. В рамках реализации проектов оформляли семейные газеты, книжки - малышки, презентации, пропагандируя опыт семейного воспитания по профилактике ДДТТ. В каждой возрастной группе собраны семейные электронные портфолио на данную тематику, фотоколлажи мастер – классов, оформлены совместно с детьми книги сказок и историй по ПДД, дидактические игры и пособия.
Итогом проектной деятельности было проведено совместное развлечения: «Я знаю правила дорожного движения». Авторами опыта ставилась задача обобщить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на дороге, довести до сознания детей, к чему может провести нарушения.
Системный подход в работе педагогов с родителями на основе проектной деятельности дал положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и помог сближению всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге" Май 2016г
Проект был создан и осуществлён с целью формирования у детей умения пользоваться и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде....
Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...
Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».
Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....
Логопедические игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге
laquo;Улица полна неожиданностей»....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности через модулирование».
Цель: передача педагогами концептуальной и практической сторон и собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Опыт работы на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы по ПДД...
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Правила дорожные детям знать положено»
Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учит...