ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_zozh.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Коньшина Екатерина Михайловна
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «Двигательный дефицит» :дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера и телевизора.
Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.
Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые лавным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество ( дети-родители-педагоги). Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов. В том числе в «Концепции дошкольного воспитания», « Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562), Законе «Об образовании» федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», где родители являются первыми педагогами своих детей. Но взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с оной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Новая форма взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволят воспитателям значительно улучшить отношения семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
В нашем дошкольном учреждении работа по физическому воспитанию ведется в следующий направлениях:
- Дни открытых дверей. Родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятии, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ, познакомиться с организацией питания, дневного сна, прогулок, закаливания и тд.
- Совместные праздники и развлечения ( дни здоровья , « Мама- папа –Я- спортивная семья). Эта форма работы пользуется популярностью в детских садах. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгаю, соревнуются, полезна всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.
- Циклы лекций для родителей по вопросам здоровья.
- Родительские собрания ( семейный отдых)
- Консультации по темам.
- Физкультурные занятия совместно с родителями.
- Наглядная агитация ( папки-передвижки , тематические выставки « О здоровье всерьёз», фоторепортажи « Семейный отдых»).
- Индивидуальные беседы.
- Анкетирование « Что такое здоровье».
- Игротека « На зарядку становись»
- Проектная деятельность.
- Консультации («Валеология-основа ЗОЖ).
В результате РАБОТЫ по данным направлениям удается:
- Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи;
- обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;
- Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья;
- Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
- Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
- Создать установку на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической психологической среды в семье
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основа физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.
«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить семью покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов и любых высот. В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Коньшина Екатерина Михайловна-воспитатель
Назарова Ирина Николаевна-воспитатель
г.Тамбов МБДОУ детский сад №69 «Мальвина»
тел.89204807534
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 6 «Рябинка»
План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 6 «Рябинка»...
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2018-2019 учебный год»
Программа работы с родителями...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2021-2022 учебный год
Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № ...