зарядка аквариума
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Зарядка аквариума
Цель: Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - катушка, физа, прудовик).
Уточнить Представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок. Воспитать наблюдательность.
2. Сравнение рыб и лягушек
Цель: Формировать обобщенное представление: рыбы - водные обитатели; лягушка- обитатель воды и суши; рыбы и лягушки - быстроплавающие животные. Вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому.
3. Опыт. Определение возраста рыбы
Цель: Научить опытническим путем определять возраст рыбы.
Развивающая среда: банка с водой и рыбкой; аквариум (все для зарядки аквариума); большая емкость с водой; лопатки; картины с изображением лягушек; кукла Хрюша; чешуйки рыбы; темная бумага; увеличительные стекла.
Содержание
Дети получают записку от Хрюши. Он пишет, что приготовил детям подарок - банку с водой, а в ней красивая бабочка - и спрятал в группе.
Дети начинают искать подарок Хрюши и находят банку с рыбкой.
Воспитатель: Какая ты красивая! Откуда ты взялась? Тебе, наверно, страшно в незнакомом месте? Не бойся, мы тебя не обидим!
Хрюша пишет, что это бабочка. Дети, а вы как думаете? {Выслушивает ответы детей.) Загадка поможет вам ответить:
Вильну хвостом Туда-сюда, И нет меня, И нет следа!
(Рыба)
Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю.
(Рыба)
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.
(Рыба)
Хрюша перепутал, бабочек в воду не сажают. Нужно помочь ему узнавать рыб и не путать с другими животными. Для этого нам надо самим получше познакомиться с рыбами.
Вопросы:
- Как себя чувствует рыбка?
- Почему вы так думаете? (Она в воде, вода чистая, прозрачная, но места мало.)
- Что она делает?
- Что помогает рыбке плавать?
- Где находятся плавники?
- Сколько плавников?
- Какой из них самый красивый?
- Как вы думаете, на что он похож?
Воспитатель показывает лоскуток ткани (организуется обследование ткани, обращаем внимание на ее легкость, прозрачность; ткань струится, летает). Она называется вуаль. Кто догадался, что у рыбки похоже на эту ткань? (ответы детей)
Прекрасные плавники дали рыбке название - вуалехвост. Красивое название? И рыбка красивая. Чтобы ей не было скучно одной, давайте превратимся в рыбок. (Детям предлагается взять по кусочку ткани и имитировать движения плавников.)
Педагог предлагает детям еще понаблюдать за рыбкой. Что, кроме плавников, помогает быстро плавать в воде рыбке? Какое тело у рыбки? Чем покрыто тело рыбки? Какая чешуя? Как она расположена? (Вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя.) Какие у рыбки глаза, и где они расположены? Какой рот? Чем дышит рыбка?
Воспитатель: Ребята, рыбка мне сказала, что она очень хочет попасть в свой дом. Она потерялась и не знает, где ее дом. Хрюша посадил ее в банку, а в банке ей плохо. Она только помнит, что ее дом был больше, светлее, уютнее. Там были зеленые растения и много подружек - рыбок.
Ребята, где вы раньше видели таких рыбок?
Дети: В аквариуме.
Воспитатель: Каких еще рыбок вы знаете, которые живут в аквариуме?
Экологическая игра - дети находят карточки с аквариумными рыбками и водорослями, моллюсками и рассказывают: скалярия, меченосец, золотая рыбка, гурами, элодея, валлиснерия; моллюски.
Воспитатель: Значит, ребята, теперь вы можете назвать ее дом.
Дети: Рыбка, твой дом - аквариум.
Воспитатель: Надо помочь сделать рыбке дом уютным, красивым. В какой среде рыбы постоянно живут? Название среды обитания рыб скрыто в загадке:
На свете нет ее сильнее, На свете нет ее буйнее, В руках ее не удержать И на коне не обогнать.
(Вода)
Воспитатель спрашивает детей, что они знают о правилах зарядки аквариума? Что для этого нужно? (Дети рассказывают, воспитатель дополняет, уточняет.) Вместе с детьми сажают водоросли в грунт в горшочки. Сверху грунт засыпают промытым речным песком, насыпают промытый речной песок на дно аквариума.
Где в аквариуме надо помещать водоросли? (Ближе к свету - середину аквариума оставляют свободной.) Зачем нужны водоросли в аквариуме? (Обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания обитателей аквариума, служат зеленым кормом.)
Наливать воду осторожно, тонкой струей. Вода перед заливкой отстаивается, комнатной температуры. Воспитатель напоминает о правилах ухода за обитателями аквариума, рассматриваются предметы ухода за аквариумом и его обитателями, обсуждается их назначение. В последующем уходе за аквариумом дети практически закрепляют эти знания. Вывод: в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы жили как в естественных водоемах.
Аутотренинг
Ребята, вы утомились, волновались, пока помогали рыбке найти и обустроить дом. Давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку (Д. Лолей «Одинокий пастух»).
Ярко светит солнце, Дует легкий ветерок. Мы вдыхаем его чистый, Свежий воздух, Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать все живое.
2. Воспитатель задает детям вопросы: можно ли рыб назвать водными обитателями? Что им помогает постоянно жить в воде? Как рыбы приспособле-ны к жизни в воде? Почему сложилась поговорка «как рыба в воде»?
Лягушка приспособлена к жизни и в воде, и на земле, поэтому про нее можно сказать, что она обитатель земли и воды (земноводное животное).
Может ли лягушка быстро плавать в воде? Какие особенности строения помогают ей в этом? Можно ли ее назвать быстроплавающим животным?
Игра-соревнование между двумя группами детей - кто даст больше правильных ответов на вопросы: чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга? Чем рыбы и лягушки похожи между собой? (В свободное время предложить детям нарисовать понравившуюся рыбку или ее дом.)
3. Дети! Вспомните, как мы с вами определяли возраст дерева? (Считали годовые кольца на стволе дерева.) Оказывается, по кольцам на чешуе рыб можно тоже определить возраст рыбы.
Положите чешуйки на бумагу темного цвета. Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект утренней зарядки для детей 2 группы раннего возраста на тему:"Заячья зарядка"
Чтобы малыши 1,5 лет с удовольствием занимались утренней зарядкой, я провожу ее в игровой форме, с использованием веселых стишков. Я предлагаю детям превратиться в бабочек,в зайчат и подражая их движе...
Утренняя зарядка "Олимпийская зарядка"
Презентация для проведения утренней гимнастики....
«Утренняя зарядка для малышей –зарядка радостью, бодростью и здоровьем»
Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сос...
Комплекс зарядки для ДОУ и дома НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
Что же такое утренняя гимнастика? Какой должна быть утренняя гимнастика? Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?...
Зачем нужна зарядка? Или на зарядку становись!
Иногда родители приводят своих детей в детский сад после 8 утра и опаздывают на зарядку. Ну и ладно, скажут некоторые. Подумаешь, зарядка.Вот и хотелось бы разобраться, действительно...
Конспект проектной деятельности На тему: Утренняя зарядка «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Группа раннего возраста №1 « Ладушки »
Задачи: Дать детям представления о том, что упражнения по сложности выполнения бывают разными. В начале надо выполнять упражнения полегче, а затем приступать к более сложным.Формировать желание ...
Ритмическая зарядка для детей младшей группы "Если нравится зарядка, делай так..."
Ритмическая зарядка проходит под музыку "Если весело живется, делай так...". На каждую строчку песни выполняют определенные упражнения....