Статья "Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнениях"
статья (средняя группа) по теме

Медведева Ольга  Геннадьевна

Формирование правильного звкопроизношения  в дидактических играх и упражнений.

Щербак Наталья Ивановна,

воспитатель МБДОУ  «Детский сад № 85»

города Бийска

Проблема формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной и востребованной. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ( ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте »

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, A.M.Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).

Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) — необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном их подборе и проведении. Поэтому в исследовании была определена цель выявить эффективность дидактических игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра – ведущий вид деятельности детей, поэтому дидактическая игра и игровые упражнения — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В связи с этим нас заинтересовала проблема: обучение детей правильному звукопроизношению

Работу по обучения детей правильному звукопроизношению, как отмечают ученые, эффективнее всего начинать со средней группы, так как дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно.

Исследование по теме «Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнениях» проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 85» в средней группе. В ходе изучения уровня сформированности звукопроизношения детей было выявлено, у большинства детей экспериментальной группы средний уровень правильного звукопроизношения.

Работа по формированию правильного звукопроизношения предусматривала следующие этапы: подготовительный, постановка, автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, этап дифференциации. Для сопровождения формирующего этапа эксперимента была подготовлена картотека дидактических игр и упражнений на звукопроизношение в соответствии с требованиями каждого этапа.  

Первоначально проводилась работа по подготовке речевого аппарата к овладению звуками речи, которая включала подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха и дыхания. Далее проводилась работа по становлению звуков речи. Постановка звуков начиналась с легких по артикуляции звуков и заканчивалась более трудными. Знакомила детей с новыми терминами, уточняли понятия «звук», «слово». Для этого проводились игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Цепочка слов», «Собери букет», «Кто в домике живет». Дети должны были подбирать слова на заданный звук, определить первый и последний звук в словах, находить место звука в слова (в начале, середине или конце), установить наличие или отсутствие звука в слове, различать заданный звук в словах. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинали понимать, что звуки в слове разные.

При автоматизации звуков использовались игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражнялись в четком и правильном его произношении. Так, в игре «Волшебный мешочек» на автоматизацию звука ш предлагалось  детям поискать в «Волшебном мешочке» слова, в названии которых есть этот звук. Ребенок вытягивал полоску, называя предметы, изображенные на ней. Когда вся полоска оказывалась вынутой, задавали вопрос, что он нашел в «Волшебном мешочке»?

Проведены упражнения по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах: «Улитка», «Лес шумит», «Пчелы», «Насос», «Сушим белье», по автоматизации звуков в словах: «Построй домик», «Солнышко», «Лото», «Рыбаки».

В упражнении «Насос» дети «накачивают шины», произнося звук с и подражая действию насоса. В игре «Пчелы» дети с жужжанием разлетаются по площадке, машут крылышками. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжаньем летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя.

Цель упражнения «Построй домик» - автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежали кубики, на которых были наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирал кубики, называя картинку, и строил дом.

Работа над дифференциацией звуков начиналась только тогда, когда оба смешиваемых звука могли быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употреблялись не всегда верно и один звук подменялся другим. Были проведены следующие дидактические игры и упражнения: «Замочная скважина», «Мое любимое мороженое», «Африка», «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи?».

В игре «Кто быстрее соберет вещи?» дети упражнялись в дифференциации звуков с — ш. Один ребенок собирал в чемодан вещи, в названиях которых есть звук с, другой — вещи со звуком ш. В игре «Магазин» раздавались детям квадратики с какой-либо буквой и предлагала на деньги с «покупать» те предметы, в названиях которых есть звук с, на деньги р — вещи со звуком р.

По окончанию проведённых дидактических игр было проведено контрольное исследование, позволяющее оценить эффективность проделанной работы. Качественный сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе показал, что дети перешли на более высокий уровень речевого развития, значительно прибавили в баллах. У них повысились такие умения, как четкость ответа, темп, самостоятельность. Эти умения говорят о значительных успехах детей, о быстром продвижении при обучении.

Таким образом исследования показало на контрольном этапе о положительном влиянии дидактических игр и упражнений на формирование правильного звукопроизношения для детей среднего дошкольного возраста.

 

Список использованной литературы

1.         Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников: [Текст] Учебно-методическое пособие / Т.В. Александрова–С-П: Детство-пресс.2005- 48 с.

2.         Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст)] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. -399с.

3.         Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1974. - 285с.

4.         Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: Пособие для логопеда[Текст] /Н.А. Гегелия− М.: ВЛАДОС, 2001- 100 с.

5.         Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях.[Текст] /Л.А. Комарова- М.: Гном -  2009- 39 с.

6.         Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников: Учебно-методическое пособие [Текст]./ Е.В. Колесникова – М.: Ювента, 2007- 96 с.

7.         Коноваленко В.В., Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко− М.: ГНОМ и Д, 2015- 80 с.

8.         Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие [Текст]/И.А. Смирнова - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007-192 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного звукопроизношения

 в дидактических играх и упражнений.

Щербак Наталья Ивановна,

воспитатель МБДОУ  «Детский сад № 85»

города Бийска

Проблема формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной и востребованной. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ( ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте »

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, A.M.Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).

Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) — необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном их подборе и проведении. Поэтому в исследовании была определена цель выявить эффективность дидактических игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра – ведущий вид деятельности детей, поэтому дидактическая игра и игровые упражнения — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В связи с этим нас заинтересовала проблема: обучение детей правильному звукопроизношению 

Работу по обучения детей правильному звукопроизношению, как отмечают ученые, эффективнее всего начинать со средней группы, так как дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно.

Исследование по теме «Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнениях» проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 85» в средней группе. В ходе изучения уровня сформированности звукопроизношения детей было выявлено, у большинства детей экспериментальной группы средний уровень правильного звукопроизношения.

Работа по формированию правильного звукопроизношения предусматривала следующие этапы: подготовительный, постановка, автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, этап дифференциации. Для сопровождения формирующего этапа эксперимента была подготовлена картотека дидактических игр и упражнений на звукопроизношение в соответствии с требованиями каждого этапа.  

Первоначально проводилась работа по подготовке речевого аппарата к овладению звуками речи, которая включала подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха и дыхания. Далее проводилась работа по становлению звуков речи. Постановка звуков начиналась с легких по артикуляции звуков и заканчивалась более трудными. Знакомила детей с новыми терминами, уточняли понятия «звук», «слово». Для этого проводились игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Цепочка слов», «Собери букет», «Кто в домике живет». Дети должны были подбирать слова на заданный звук, определить первый и последний звук в словах, находить место звука в слова (в начале, середине или конце), установить наличие или отсутствие звука в слове, различать заданный звук в словах. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинали понимать, что звуки в слове разные.

При автоматизации звуков использовались игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражнялись в четком и правильном его произношении. Так, в игре «Волшебный мешочек» на автоматизацию звука ш предлагалось  детям поискать в «Волшебном мешочке» слова, в названии которых есть этот звук. Ребенок вытягивал полоску, называя предметы, изображенные на ней. Когда вся полоска оказывалась вынутой, задавали вопрос, что он нашел в «Волшебном мешочке»?

Проведены упражнения по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах: «Улитка», «Лес шумит», «Пчелы», «Насос», «Сушим белье», по автоматизации звуков в словах: «Построй домик», «Солнышко», «Лото», «Рыбаки».

В упражнении «Насос» дети «накачивают шины», произнося звук с и подражая действию насоса. В игре «Пчелы» дети с жужжанием разлетаются по площадке, машут крылышками. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжаньем летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя.

Цель упражнения «Построй домик» - автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежали кубики, на которых были наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирал кубики, называя картинку, и строил дом.

Работа над дифференциацией звуков начиналась только тогда, когда оба смешиваемых звука могли быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употреблялись не всегда верно и один звук подменялся другим. Были проведены следующие дидактические игры и упражнения: «Замочная скважина», «Мое любимое мороженое», «Африка», «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи?».

В игре «Кто быстрее соберет вещи?» дети упражнялись в дифференциации звуков с — ш. Один ребенок собирал в чемодан вещи, в названиях которых есть звук с, другой — вещи со звуком ш. В игре «Магазин» раздавались детям квадратики с какой-либо буквой и предлагала на деньги с «покупать» те предметы, в названиях которых есть звук с, на деньги р — вещи со звуком р.

По окончанию проведённых дидактических игр было проведено контрольное исследование, позволяющее оценить эффективность проделанной работы. Качественный сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе показал, что дети перешли на более высокий уровень речевого развития, значительно прибавили в баллах. У них повысились такие умения, как четкость ответа, темп, самостоятельность. Эти умения говорят о значительных успехах детей, о быстром продвижении при обучении.

Таким образом исследования показало на контрольном этапе о положительном влиянии дидактических игр и упражнений на формирование правильного звукопроизношения для детей среднего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1.        Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников: [Текст] Учебно-методическое пособие / Т.В. Александрова–С-П: Детство-пресс.2005- 48 с.

2.        Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст)] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. -399с.

3.        Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1974. - 285с.

4.        Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: Пособие для логопеда[Текст] /Н.А. Гегелия− М.: ВЛАДОС, 2001- 100 с.

5.        Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях.[Текст] /Л.А. Комарова- М.: Гном -  2009- 39 с.

6.        Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников: Учебно-методическое пособие [Текст]./ Е.В. Колесникова – М.: Ювента, 2007- 96 с.

7.        Коноваленко В.В., Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко− М.: ГНОМ и Д, 2015- 80 с.

8.        Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие [Текст]/И.А. Смирнова - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007-192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе логопункта упражнений, направленных на закрепление правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики рук

Участие в республиканском конкурсе "Лучшая учебно-методическая работа учителя-логопеда 2012 года"...

Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»

Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания...

Игровые упражнения, направленные на развитие правильного звукопроизношения

Работа над закреплением правильного звукопроизношения в игровой форме с детьми 5-7 лет.Игровые упражнения позволяют ребенку относиться к занятиям с большим интересом и хорошим настроением, что по...

Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения.

Перечень дидактических игр и упражнений по формированию правильного звукопроизношения....

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи через систему подвижных игр и упражнений

В статье описаны возможности организации работы по автоматизации в речи дошкольников поставленных звуков  в ходе режимных и игровых моментов....

Статья "Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнений у детей дошкольного возраста".

Статья направлена на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста...