Методические рекомендации "патриотическое воспитание дошкольников в условиях требований ФГОС"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И, если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_usloviyah_trebovaniy_fgos.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание дошкольников в условиях требований ФГОС на примере подготовки к празднованию Дня Победы»
Воспитатель Кадосова Людмила Сергеевна
Санкт-Петербург
2016 г.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И, если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Но никакие знания не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, народ. «В воспитании всё основывается на личности воспитателя, – писал К.Д.Ушинский – Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм не может заменить личности в деле воспитания».
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о стране, родном городе, его патриотических праздниках (день защитников отечества, день победы, день снятия блокады). Часто встречается равнодушие к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, она должна вестись систематически, планомерно, во всех группах, в разных видах деятельности.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с патриотическими датами и праздниками родного города, страны. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально.
Таким образом, учитывая актуальность данной проблемы, я поставила перед собой Цель: формировать у детей знания о патриотическом празднике Дне Победы в нашей стране в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом требований ФГОС.
Для достижения данной цели в образовательной области «Познавательное развитие» были поставлены следующие задачи:
- Повысить знания о музейных экспозициях (Мемориальное Пискаревское кладбище, парк Победы, монумент защитникам города, музей-диорама «Дорога Жизни», памятники «Цветок Жизни», грузовик-полуторка…)
- расширить знания детей о патриотических праздниках на примере праздника «День Победы»
- воспитывать уважение к своим родным-участникам ВОВ
- познакомить с художественными произведениями о войне (стихами, рассказами, живописью, музыкальными произведениями)
- приобщить родителей к сохранению и развитию любознательность детей в процессе совместных мероприятий.
Для реализации поставленных задач были созданы следующие условия:
- Создать в группе развивающую среду
- Подобрать книги, посвященные Великой Отечественной войне
- Разработать конспекты занятий по теме.
- Создать дидактические игры, способствующие патриотическому воспитанию дошкольников.
- Создать картотеки пословиц о Родине и ее защитниках
- Подобрать стихи о войне и советской армии, музыкальные произведения военных лет.
- Подобрать иллюстрации и репродукции картин по теме
- Разработать маршрут экскурсий для родителей (совместно с детьми) к памятникам героям ВОВ.
Чтобы наиболее эффективно решить поставленные задачи, я использовала следующие средства.
- «Домашний музей» патриотического воспитания дошкольников в детском саду. В нашей группе была создана выставка фотографий, медалей, грамот, подлинных предметов военный лет.
- Планирование совместной деятельности с детьми в условиях ФГОС.
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие | Рассматривание растений, из которых в войну пекли хлеб |
Познавательное развитие | Совместное составление рассказов о бабушках и дедушках, которые воевали |
Речевое развитие | Рассказ воспитателя о Великой отечественной войне Разучивание стихотворений о победе «Домашний музей» - предметы военных лет Составление рассказов о предках, которые воевали |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация – георгиевская ленточка Рисование по рассказам бабушек и дедушек Разучивание песен о победе |
Физическое развитие | Игры-эстафеты «сбей танк», «крепость», «стрелок», «партизаны» |
- разработка маршрута экскурсий по памятным местам.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в строю, поют военные песни и порой не отличить, где игра, а где реальность. А реального в патриотических праздниках много: к детям в гости приходят настоящие военные, ко Дню Победы устраивается настоящий детский военный парад. Проведение патриотических праздников – хорошая традиция.
В детским саду необходимо проводить мероприятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Воспитатели могут воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Например, рассматривая картины военной тематики, надо говорить о том, как холодно было солдатам день и ночь лежать в окопах, как хотелось домой, но у них был долг – защищать родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе. Следует рассказывать и о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.
Обязательное условие патриотического воспитания – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей и слушателей в активных эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические традиции забывались или просто уничтожались.
Необходимо задуматься над тем, как вести работу по формированию чувства патриотизма у детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей с жизнью страны, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.
Литература
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Москва. Мозаика-Синтез-2010.
- И.В.Романова. Технология проектирования образовательной деятельности. 2011г.
- Воспитательная система «Маленькие Россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Москва. Мозаика-Синтез 2007г.
- Дергачев Л.Н. «Современные подходы» к патриотическому воспитанию дошкольников» журнал «Дошкольная педагогика» №2 2009 г.
- Сайт «Памятники архитектуры» http://www.newreferat.com/ref-2737-2.html
- Сайт «Памятники ВОВ в Санкт-Петербурге» http://xreferat.ru/4/38-1-pamyatniki-vov-v-sankt-peterburge.html
- М.Б. Зацепина.Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М., Мозаика-Синтез, 2008
- http://victory-day.ru/
- М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Праздники и развлечения в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ
Данная методическая разработка включает в себя планирование работы музыкального руководителя в ДОУ по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ
Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Взаимодействие с педагогами ДОО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРБОТКА на тему: «ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Раскрывается обзор методов и приемов для формирования экологического воспитания в условиях ДОУ....
Методические рекомендации для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Методические рекомендации посвящены вопросам организации патриотического воспитания дошкольников в ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....