Проект "Осенней позднею порой, особенно прекрасен край родной"
проект на тему

Самойлова Виктория

 

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В образовательном процессе старшего дошкольного возраста не предусматривается глубокое знание объектов осени. Научить чувствовать красоту родной земли, показать детям красоту изменяющейся природы,  воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_osenney_podneyu_poroy.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22

Проект

"Осенней

позднею порой,

особенно прекрасен

край родной"

Разработали:

Самойлова Виктория Георгиевна,

Старший воспитатель, МБДОУ д/с 22

Скиба Ольга Александровна,

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с 22

г. Новочеркасск, 2017г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Участники проекта: дети, родители, педагоги (воспитатели, инструктор по физ. культуре, муз. руководитель, логопед).

Вид проекта: практико-ориентированный 

Срок реализации: краткосрочный 3 месяца (старший дошкольный возраст).

База реализации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 г. Новочеркасска Ростовской области.

Характеристика проекта

Актуальность проекта: 

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества.

Краеведение…воспитывающая наука.

Оно учит людей любить не только свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В образовательном процессе старшего дошкольного возраста не предусматривается глубокое знание объектов осени. Научить чувствовать красоту родной земли, показать детям красоту изменяющейся природы,  воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач дошкольного воспитания.

 Именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

Эмоционально-ценностный характер содержания приобщения дошкольников к природному и культурному наследию Донского края обеспечивает развитие эстетического восприятия произведений искусства, развитие детских представлений о красоте природы и своеобразии традиций казачества, развитие интереса и любви к своей родной Донской земле, побуждает детей к творческому выражению своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности.

А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы  или при просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы  все виды восприятия.

Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать из природного и подручного материала своими руками.

Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз  при  подготовке материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

В условиях образовательного процесса в МБДОУ мы расширяем и укрепляем связь с природой родного края, развиваем взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе; приобщаем  к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель: Создать условия для становления у детей эмоционально-ценностного отношения к природе Дона осенью,  познания ее и себя в ней, потребности в общении с природой и потребности заботиться о природе. Расширять представления детей об осени, как времени года; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, используя простые и сложные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Задачи проекта:

             -   Раскрыть ценности природы Донского края и ее даров.

-   Расширять знания детей о природный явлениях осенью.

  • Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
  • Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  • Систематизировать знания детей по теме «Осень».
  • Формировать лексико-грамматические категории.
  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  • Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
  • Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе Дона, умение видеть прекрасное в разное время года.
  • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
  • Закрепить умение  самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.
  • Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус.
  • Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • развитие любознательности, активности, повышение интереса к живой и неживой природе родного края;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие навыков связной речи у детей;
  • формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование бережного отношения к природе;
  • применение полученных знаний в самостоятельной деятельности;

Педагоги:

  • повышение уровня профессиональной компетенции по вопросам экологического воспитания детей;
  • создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников в процессе образовательной деятельности.

Родители:

  • повышение творческой активности;
  • повышение интереса к работе ДОУ;
  • активное участие в конкурсах, выставках и др. мероприятиях ДОУ;
  • формирование желания общаться с педагогами, участвовать в жизни группы и детского сада.
  • формировать тесную связь «Детский сад – ребенок – семья».

Механизм реализации проекта:

Работа над проектом проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап: 

- Обсуждение темы и задач проекта.

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Беседы с родителями, анкетирование.

- Обогащение развивающей среды.

Основной этап: 

- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.

- Обогащение и активизация словаря по теме «Осень на Дону».

- Развитие монологической формы речи, умение составлять рассказы из личного опыта, используя простые и сложные предложения;

- Самостоятельное использование природного и подручного материала в художественно-творческой деятельности.

- Развитие физических навыков в ходе подвижных игр.

- Развитие музыкальных способностей.

Заключительный этап:

- Фотовыставка с участием родителей «Заглянула осень в край Донской»;

- Выставка поделок на тему «Фантазии осени».

- Музыкальное развлечение  ««Как у нас на Дону, осень мы встречаем»

- Обсуждение итогов и анализ работы.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • художественная, методическая и научно-познавательная литература по теме проекта;
  • презентации для детей, родителей, педагогов;
  • мультимедиа оборудование;
  • наглядные и дидактические материалы.

Содержание проекта

1 этап – Подготовительный.

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения, выявление исходных показателей знаний воспитанников, педагогов и их родителей по теме проекта.

Сроки реализации – 2 недели (сентябрь).

Содержание деятельности проекта:

  • разработка гипотезы, определение целей и задач проекта;
  • изучение необходимой литературы;
  • изготовление наглядного материала;
  • анкетирование и консультирование родителей;
  • диагностирование детей.

Срок выполнения

Содержание деятельности

Результат

Сентябрь

Изучение эффективного опыта работы других педагогов по теме проекта

Банк опыта по теме проекта

Мониторинг исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.

Информационная справка по итогам первичного мониторинга.

Разработка плана реализации

План работы.

Проведение мероприятий с педагогами для повышения их компетенции по теме проекта.

Перспективно-тематический план

Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

- Оформление уголка в группе;

- Подборка дидактических игр по теме проекта;

- Обновление картотеки подвижных  игр;

- Пополнение банка презентаций по теме проекта.

Обновление альбомов с пословицами, поговорками, считалками, загадками.

Подбор материала для разработки занятий с детьми.

- Материалы для бесед, занятий, экскурсий, развлечений;

- Пополнение методического кабинета художественной, методической и научно-познавательной литературой по теме проекта;

- Пополнение видеотеки по теме проекта;

- Наглядный материал для работы.

Подготовка материалов для информационно-просветительской деятельности с родителями.

- Памятки;

- Консультации;

- Папки-передвижки;

- Информационные стенды;

- Буклеты;

- Материалы для работы с родителями;

- Подготовка афиш, обращений, объявлений, приглашений для родителей на мероприятия в ДОУ.

Проведение родительского собрания по теме «Любви к природе ребенок учиться у родителей»

Анкетирование «Любит ли Ваш ребенок природу?»

Знание по теме проекта;

Отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников и его осуществление в семье.

Организация сотрудничества ДОУ с музеями города и детской библиотекой имени Зои Космодемьянской.

Договора сотрудничества.

2 этап – Основной.

Цель: реализация запланированной работы по теме проекта

Сроки реализации – 2 месяца (сентябрь – ноябрь).

Содержание деятельности проекта:

  • практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
  • работа с родителями по изготовлению костюмов и атрибутов;
  • проведение мероприятий по теме проекта.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Сентябрь

Занятие познавательного цикла

«Ходит осень вслед за летом, красит листья желтым цветом»,                  

« В осенний лес за чудесами».

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе Донского края в осенний период. Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

Виртуальная экскурсия  «Здравствуй, осенний Дон!»

Умение замечать изменения, происходящие в природе, раскрывая основные закономерности: солнце греет меньше – стало холодней.

Беседы:

«Водоем Дона и его жители»

«Какие насекомые осенью живут на Дону»

«Животные Донского края осенью»

Углубление представлений о живой природе Донского края: живут разные животные на Дону (звери, птицы, насекомые); установление причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Дидактические игры природоведческого характера:

«Опиши – мы отгадаем»,

«Игра в слова»,

«Отгадай, кого я загадал»

«Четвертый лишний» и др.

Обогащение и активизация словаря, развитие любознательности и наблюдательности у детей, обогащение знаний детей об окружающей природе осенью.

Подвижные игры:
«Осенний дождик»;

«Перетягивание каната»;

«У медведя во бору»;

«Коромысло».

Совершенствование умения действовать по сигналу, автоматизирование правильного движения при ходьбе и беге, согласование своих действий с действиями товарищей. Познакомить с народными обычаями и традициями казаков на Дону.

Изготовление макета «Донской осенний лес»

Привитие трудовых навыков, интереса к жизни растений и животных

Наблюдения за растениями на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью), работа с моделями, чтение художественной литературы, работа в дневниках наблюдений, сбор семян и листьев и т.д.

Изготовление альбомов стихов, загадок, кроссвордов о природе.

Активизация познавательного интереса к природе, развитие умений замечать происходящие изменения в природе, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.

Поучительная сказка для детей «Как поспорили Дон-батюшка и Степь-земля»

Развитие у детей представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи живой и неживой природы, развитию эмоционального отклика на красоты родного края, обогащение словаря путем приобщения к творчеству поэтов, художников, музыкантов.

Работа с родителями

Анкетирование «Любит ли ваш ребенок природу?»

Выявление отношения родителей к вопросам экологического образования детей и его реального осуществления в семье.

Выпуск экологической газеты «Здоровая планета».

Экологическое просвещение родителей.

Родительское собрание «Любви к природе ребенок учится у родителей»

Эмоциональное, психологическое сближение родителей

Папки – передвижки для родителей:

«Древний секрет здоровья и долголетия »

«Овощи и фрукты – витаминные продукты»

Экологическое образование родителей

Буклет «Поделки из осенних материалов».

Повышение педагогической культуры родителей.

Октябрь

Занятие познавательного цикла

«Ходит осень вслед за летом, красит листья желтым цветом», «Азбука птиц» в форме звездного часа для детей старшего дошкольного возраста

Дети узнают и называют птиц, которые обитают в Донском крае, знают какие из них остаются зимовать, а какие улетают на юг. Бережно относятся к птицам и заботятся о них, помогают в трудных зимних условиях.

Обогащение словаря детей образными словами и выражениями,  умение соотносить  словесный образ с реальными явлениями, развитие точности и образности речи.

Виртуальная экскурсия «Донская степь осенью»

Умение установить закономерность: «Солнце светит меньше, поэтому день становиться короче, деревья сбросили часть листвы»

Беседы с детьми на познавательные темы:

«Почему осенью опадают листья?»;

«Почему птицы улетают на юг?»;

«Птицы – наши друзья»

«О зимующих и перелетных птицах» и т.д.

Формирование эмоционально-положительного отношения  и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы

Праздник «Покрова»

Осмысление детьми духовно-нравственного содержания праздника «Покрова Пресвятой Богородицы»

Дидактические игры природоведческого характера:

«Угадай по описанию кто, где живет?»;

«Животные Дона и их детеныши»;

 «Живое домино»;

«С какой ветки детки?» и т.д.

Развитие познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к окружающей нас природе;

Умение различать растения по стволам, веткам плодам, листьям.

Игровое взаимодействие сопровождает речью.

Подвижные игры:

«Утица»

«Нагайка»

«Наездники»;

«Самый меткий».

Развитие творчества, уверенности в себе, положительных эмоций, координации движений, ловкости, быстроты реакций. Ознакомление с казачьими играми и забавами.

Чтение познавательной литературы об осени, отгадывание загадок, кроссвордов;

Рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений.

Обогащение словаря детей образными словами и выражениями, подбор эпитетов, развитее точности и образности речи, развитие памяти, мыслительных операций, творческого воображения.

Умение детей составлять рассказ, используя различные виды предложений,

Игра – имитация «Деревья в разную погоду»

Релаксация-медитация «Обними дерево»

Игра-фантазирование «Что мы увидели в осеннем Донском лесу»

Систематизация представлений детей о многообразии окружающей природы Донского края, развитие способности и желания отображать впечатления от общения с природой.

Спортивное развлечение «Донская ярмарка»

- Приобщение детей  к традициям и обычаям Донского края, средствами фольклора.

Познакомить детей с историческим прошлым родного края:

 - развивать творческий потенциал детей средствами фольклора,  связанного с художественными традициями, бытующими в Ростовской области.

Творческая мастерская по изготовлению поделок из природного материала.

Развитие творческих способностей, желание отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.

Работа с родителями

Папка-передвижка «Лесная аптека на Дону»,

«Легенды и сказания о травах»;

Буклет «Казачьи считалки»;

Памятка «Как вести себя в природе»

Просвещение и привлечение родителей к жизни детского сада.

Творческая мастерская по изготовлению кормушек для птиц.

Заботливое отношение детей к птицам остающимся зимовать.

Ноябрь

Занятие познавательного цикла

«Ходит осень вслед за летом, красит листья желтым цветом», «Жили-были … деревья» в форме познавательной игры «Счастливый случай» для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Дети знают названия деревьев, которые растут в Донском крае, называют и узнают их. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Расширение представлений детей о природе родного края, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.

Целевая прогулка «Осенние мелодии»

Формирование представления об условиях среды, к которой приспособились животные и растения Донского края.

Развитие у детей познавательного интереса к обитателям животного мира, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы

Воспитание эстетического вкуса, бережного отношения к животному миру

Беседы с детьми:

«Как звери готовятся к зиме?»

«Осенние братья»

«Как природа Донского края зиму встречает» и т.д.

Могут участвовать в беседе самостоятельно, выражая в связной речи, имеющийся у них чувственный опыт.

Дидактические игры природоведческого характера:

«Когда это бывает?»

«Кто обедал в птичьей столовой?»

«Кто летает, прыгает, плавает?» и т.д.

Умение находить предметы по заданным признакам (отгадать загадку, продолжить стихотворение и другое).

Подчиняется правилам игры.

Подвижные игры:

«Заря-заряница»;

«Сон казака»;

«Охотники и зайцы» и т.д.

Совершенствования умения останавливаться по звуковому сигналу, метать мяч правой рукой в движущуюся цель; развитие ловкости, меткости, быстроты реакций, координации движений.

Умение самостоятельно с помощью считалки распределить роли.

Чтение познавательной литературы о родном крае осенью.

Выставка работ «Осенняя пора - очей очарованье»

Рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, отгадывание загадок

Обогащение словаря детей образными словами и выражениями, подбор эпитетов, развитие точности и образности речи                       Умение детей составлять рассказ, используя различные виды предложений.

Музыкальное развлечение для детей ««Как у нас на Дону, осень мы встречаем»»

Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного края;

 - развивать творческий потенциал детей средствами фольклора,  связанного с традициями, бытующими в Ростовской области.

 -   способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний у детей в результате приобщения к истокам культуры Донского края и родного города, формированию у детей понятия, что они часть великого народа.

Работа с родителями

- Фотовыставка с участием родителей «Заглянула осень в край Донской»;

- Выставка поделок на тему «Фантазии осени»

-Родительское собрание - КВН «Тайны природы родного края».

Родители проявляют интерес к экологическому и нравственному воспитанию своих детей.

3 этап – Заключительный.

Цель: осуществление педагогического мониторинга, обобщение результатов проекта.

Сроки реализации – 2 недели (ноябрь).

Содержание деятельности проекта:

  • диагностирование детей;
  • анкетирование родителей;
  • анализ результатов реализации проекта;
  • презентация проекта.

Срок выполнения

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Ноябрь

Мониторинг знаний, умений, навыков, интегративных качеств детей по теме проекта.

Аналитическая справка.

Мониторинг родителей и педагогов по результатам проекта.

Анализ анкетирования.

Обобщение опыта работы по теме проекта.

Оформление опыта работы.

Создание презентации опыта работы.

Мультимедиа-презентация.

Отчет по итогам проекта.

Доклад на педагогическом совете, протокол заседания педсовета.

Распространение опыта работы.

Размещение информации на сайте детского сада, публикация статей в профессиональных изданиях, выступление на ГМО.

ЛИТЕРАТУРА:

1.        Алябьева  Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.:  ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

2.        Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.

3.        Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.

4.        Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.

5.        Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.

6.        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.

7.        Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ  Сфера, 2006.

8.        Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

9.        Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.

10.         Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.

11.         Развивающие занятия с детьми 5 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.

12. www.yandex.ru

13. www.vikipedia.org

14. www.google.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Консультация для родителей "Как прекрасен край родной или Воспитание у детей любви к родной природе"

Родина, Отчизна, Отечество - отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ...

Спортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика» В рамках дня открытых дверей по «Организации образовательного процесса, направленного на ознакомление детей с особенностями и историей родного края через познавательно-исследовательскую деятельн

Конспект активного занятия в гостиной логопедас родителями и детьми воспитанников 5-6 леткомпенсирующей группы с ТНРСпортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика»В рамках дня...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....