Проект "Осенней позднею порой, особенно прекрасен край родной"
проект на тему
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В образовательном процессе старшего дошкольного возраста не предусматривается глубокое знание объектов осени. Научить чувствовать красоту родной земли, показать детям красоту изменяющейся природы, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из задач дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osenney_podneyu_poroy.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22
Проект
"Осенней
позднею порой,
особенно прекрасен
край родной"
Разработали:
Самойлова Виктория Георгиевна,
Старший воспитатель, МБДОУ д/с 22
Скиба Ольга Александровна,
Музыкальный руководитель МБДОУ д/с 22
г. Новочеркасск, 2017г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Участники проекта: дети, родители, педагоги (воспитатели, инструктор по физ. культуре, муз. руководитель, логопед).
Вид проекта: практико-ориентированный
Срок реализации: краткосрочный 3 месяца (старший дошкольный возраст).
База реализации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 г. Новочеркасска Ростовской области.
Характеристика проекта
Актуальность проекта:
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества.
Краеведение…воспитывающая наука.
Оно учит людей любить не только свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В образовательном процессе старшего дошкольного возраста не предусматривается глубокое знание объектов осени. Научить чувствовать красоту родной земли, показать детям красоту изменяющейся природы, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из задач дошкольного воспитания.
Именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Эмоционально-ценностный характер содержания приобщения дошкольников к природному и культурному наследию Донского края обеспечивает развитие эстетического восприятия произведений искусства, развитие детских представлений о красоте природы и своеобразии традиций казачества, развитие интереса и любви к своей родной Донской земле, побуждает детей к творческому выражению своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или при просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать из природного и подручного материала своими руками.
Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовке материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
В условиях образовательного процесса в МБДОУ мы расширяем и укрепляем связь с природой родного края, развиваем взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе; приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель: Создать условия для становления у детей эмоционально-ценностного отношения к природе Дона осенью, познания ее и себя в ней, потребности в общении с природой и потребности заботиться о природе. Расширять представления детей об осени, как времени года; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, используя простые и сложные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Задачи проекта:
- Раскрыть ценности природы Донского края и ее даров.
- Расширять знания детей о природный явлениях осенью.
- Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
- Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
- Систематизировать знания детей по теме «Осень».
- Формировать лексико-грамматические категории.
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
- Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе Дона, умение видеть прекрасное в разное время года.
- Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
- Закрепить умение самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.
- Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус.
- Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.
Предполагаемый результат:
Дети:
- развитие любознательности, активности, повышение интереса к живой и неживой природе родного края;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков связной речи у детей;
- формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование бережного отношения к природе;
- применение полученных знаний в самостоятельной деятельности;
Педагоги:
- повышение уровня профессиональной компетенции по вопросам экологического воспитания детей;
- создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников в процессе образовательной деятельности.
Родители:
- повышение творческой активности;
- повышение интереса к работе ДОУ;
- активное участие в конкурсах, выставках и др. мероприятиях ДОУ;
- формирование желания общаться с педагогами, участвовать в жизни группы и детского сада.
- формировать тесную связь «Детский сад – ребенок – семья».
Механизм реализации проекта:
Работа над проектом проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап:
- Обсуждение темы и задач проекта.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.
- Беседы с родителями, анкетирование.
- Обогащение развивающей среды.
Основной этап:
- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
- Обогащение и активизация словаря по теме «Осень на Дону».
- Развитие монологической формы речи, умение составлять рассказы из личного опыта, используя простые и сложные предложения;
- Самостоятельное использование природного и подручного материала в художественно-творческой деятельности.
- Развитие физических навыков в ходе подвижных игр.
- Развитие музыкальных способностей.
Заключительный этап:
- Фотовыставка с участием родителей «Заглянула осень в край Донской»;
- Выставка поделок на тему «Фантазии осени».
- Музыкальное развлечение ««Как у нас на Дону, осень мы встречаем»
- Обсуждение итогов и анализ работы.
Ресурсное обеспечение проекта:
- художественная, методическая и научно-познавательная литература по теме проекта;
- презентации для детей, родителей, педагогов;
- мультимедиа оборудование;
- наглядные и дидактические материалы.
Содержание проекта
1 этап – Подготовительный.
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения, выявление исходных показателей знаний воспитанников, педагогов и их родителей по теме проекта.
Сроки реализации – 2 недели (сентябрь).
Содержание деятельности проекта:
- разработка гипотезы, определение целей и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- изготовление наглядного материала;
- анкетирование и консультирование родителей;
- диагностирование детей.
Срок выполнения | Содержание деятельности | Результат |
Сентябрь | Изучение эффективного опыта работы других педагогов по теме проекта | Банк опыта по теме проекта |
Мониторинг исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта. | Информационная справка по итогам первичного мониторинга. | |
Разработка плана реализации | План работы. | |
Проведение мероприятий с педагогами для повышения их компетенции по теме проекта. | Перспективно-тематический план | |
Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ. | - Оформление уголка в группе; - Подборка дидактических игр по теме проекта; - Обновление картотеки подвижных игр; - Пополнение банка презентаций по теме проекта. Обновление альбомов с пословицами, поговорками, считалками, загадками. | |
Подбор материала для разработки занятий с детьми. | - Материалы для бесед, занятий, экскурсий, развлечений; - Пополнение методического кабинета художественной, методической и научно-познавательной литературой по теме проекта; - Пополнение видеотеки по теме проекта; - Наглядный материал для работы. | |
Подготовка материалов для информационно-просветительской деятельности с родителями. | - Памятки; - Консультации; - Папки-передвижки; - Информационные стенды; - Буклеты; - Материалы для работы с родителями; - Подготовка афиш, обращений, объявлений, приглашений для родителей на мероприятия в ДОУ. | |
Проведение родительского собрания по теме «Любви к природе ребенок учиться у родителей» Анкетирование «Любит ли Ваш ребенок природу?» | Знание по теме проекта; Отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников и его осуществление в семье. | |
Организация сотрудничества ДОУ с музеями города и детской библиотекой имени Зои Космодемьянской. | Договора сотрудничества. |
2 этап – Основной.
Цель: реализация запланированной работы по теме проекта
Сроки реализации – 2 месяца (сентябрь – ноябрь).
Содержание деятельности проекта:
- практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
- работа с родителями по изготовлению костюмов и атрибутов;
- проведение мероприятий по теме проекта.
Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Сентябрь | |
Занятие познавательного цикла «Ходит осень вслед за летом, красит листья желтым цветом», « В осенний лес за чудесами». | - Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе Донского края в осенний период. Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания. |
Виртуальная экскурсия «Здравствуй, осенний Дон!» | Умение замечать изменения, происходящие в природе, раскрывая основные закономерности: солнце греет меньше – стало холодней. |
Беседы: «Водоем Дона и его жители» «Какие насекомые осенью живут на Дону» «Животные Донского края осенью» | Углубление представлений о живой природе Донского края: живут разные животные на Дону (звери, птицы, насекомые); установление причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания. |
Дидактические игры природоведческого характера: «Опиши – мы отгадаем», «Игра в слова», «Отгадай, кого я загадал» «Четвертый лишний» и др. | Обогащение и активизация словаря, развитие любознательности и наблюдательности у детей, обогащение знаний детей об окружающей природе осенью. |
Подвижные игры: «Перетягивание каната»; «У медведя во бору»; «Коромысло». | Совершенствование умения действовать по сигналу, автоматизирование правильного движения при ходьбе и беге, согласование своих действий с действиями товарищей. Познакомить с народными обычаями и традициями казаков на Дону. |
Изготовление макета «Донской осенний лес» | Привитие трудовых навыков, интереса к жизни растений и животных |
Наблюдения за растениями на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью), работа с моделями, чтение художественной литературы, работа в дневниках наблюдений, сбор семян и листьев и т.д. Изготовление альбомов стихов, загадок, кроссвордов о природе. | Активизация познавательного интереса к природе, развитие умений замечать происходящие изменения в природе, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. |
Поучительная сказка для детей «Как поспорили Дон-батюшка и Степь-земля» | Развитие у детей представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи живой и неживой природы, развитию эмоционального отклика на красоты родного края, обогащение словаря путем приобщения к творчеству поэтов, художников, музыкантов. |
Работа с родителями | |
Анкетирование «Любит ли ваш ребенок природу?» | Выявление отношения родителей к вопросам экологического образования детей и его реального осуществления в семье. |
Выпуск экологической газеты «Здоровая планета». | Экологическое просвещение родителей. |
Родительское собрание «Любви к природе ребенок учится у родителей» | Эмоциональное, психологическое сближение родителей |
Папки – передвижки для родителей: «Древний секрет здоровья и долголетия » «Овощи и фрукты – витаминные продукты» | Экологическое образование родителей |
Буклет «Поделки из осенних материалов». | Повышение педагогической культуры родителей. |
Октябрь | |
Занятие познавательного цикла «Ходит осень вслед за летом, красит листья желтым цветом», «Азбука птиц» в форме звездного часа для детей старшего дошкольного возраста | Дети узнают и называют птиц, которые обитают в Донском крае, знают какие из них остаются зимовать, а какие улетают на юг. Бережно относятся к птицам и заботятся о них, помогают в трудных зимних условиях. Обогащение словаря детей образными словами и выражениями, умение соотносить словесный образ с реальными явлениями, развитие точности и образности речи. |
Виртуальная экскурсия «Донская степь осенью» | Умение установить закономерность: «Солнце светит меньше, поэтому день становиться короче, деревья сбросили часть листвы» |
Беседы с детьми на познавательные темы: «Почему осенью опадают листья?»; «Почему птицы улетают на юг?»; «Птицы – наши друзья» «О зимующих и перелетных птицах» и т.д. | Формирование эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы |
Праздник «Покрова» | Осмысление детьми духовно-нравственного содержания праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» |
Дидактические игры природоведческого характера: «Угадай по описанию кто, где живет?»; «Животные Дона и их детеныши»; «Живое домино»; «С какой ветки детки?» и т.д. | Развитие познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к окружающей нас природе; Умение различать растения по стволам, веткам плодам, листьям. Игровое взаимодействие сопровождает речью. |
Подвижные игры: «Утица» «Нагайка» «Наездники»; «Самый меткий». | Развитие творчества, уверенности в себе, положительных эмоций, координации движений, ловкости, быстроты реакций. Ознакомление с казачьими играми и забавами. |
Чтение познавательной литературы об осени, отгадывание загадок, кроссвордов; Рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений. | Обогащение словаря детей образными словами и выражениями, подбор эпитетов, развитее точности и образности речи, развитие памяти, мыслительных операций, творческого воображения. Умение детей составлять рассказ, используя различные виды предложений, |
Игра – имитация «Деревья в разную погоду» Релаксация-медитация «Обними дерево» Игра-фантазирование «Что мы увидели в осеннем Донском лесу» | Систематизация представлений детей о многообразии окружающей природы Донского края, развитие способности и желания отображать впечатления от общения с природой. |
Спортивное развлечение «Донская ярмарка» | - Приобщение детей к традициям и обычаям Донского края, средствами фольклора. Познакомить детей с историческим прошлым родного края: - развивать творческий потенциал детей средствами фольклора, связанного с художественными традициями, бытующими в Ростовской области. |
Творческая мастерская по изготовлению поделок из природного материала. | Развитие творческих способностей, желание отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности. |
Работа с родителями | |
Папка-передвижка «Лесная аптека на Дону», «Легенды и сказания о травах»; Буклет «Казачьи считалки»; Памятка «Как вести себя в природе» | Просвещение и привлечение родителей к жизни детского сада. |
Творческая мастерская по изготовлению кормушек для птиц. | Заботливое отношение детей к птицам остающимся зимовать. |
Ноябрь | |
Занятие познавательного цикла «Ходит осень вслед за летом, красит листья желтым цветом», «Жили-были … деревья» в форме познавательной игры «Счастливый случай» для детей старшего дошкольного возраста и родителей | Дети знают названия деревьев, которые растут в Донском крае, называют и узнают их. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Расширение представлений детей о природе родного края, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы. |
Целевая прогулка «Осенние мелодии» | Формирование представления об условиях среды, к которой приспособились животные и растения Донского края. Развитие у детей познавательного интереса к обитателям животного мира, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы Воспитание эстетического вкуса, бережного отношения к животному миру |
Беседы с детьми: «Как звери готовятся к зиме?» «Осенние братья» «Как природа Донского края зиму встречает» и т.д. | Могут участвовать в беседе самостоятельно, выражая в связной речи, имеющийся у них чувственный опыт. |
Дидактические игры природоведческого характера: «Когда это бывает?» «Кто обедал в птичьей столовой?» «Кто летает, прыгает, плавает?» и т.д. | Умение находить предметы по заданным признакам (отгадать загадку, продолжить стихотворение и другое). Подчиняется правилам игры. |
Подвижные игры: «Заря-заряница»; «Сон казака»; «Охотники и зайцы» и т.д. | Совершенствования умения останавливаться по звуковому сигналу, метать мяч правой рукой в движущуюся цель; развитие ловкости, меткости, быстроты реакций, координации движений. Умение самостоятельно с помощью считалки распределить роли. |
Чтение познавательной литературы о родном крае осенью. Выставка работ «Осенняя пора - очей очарованье» Рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, отгадывание загадок | Обогащение словаря детей образными словами и выражениями, подбор эпитетов, развитие точности и образности речи Умение детей составлять рассказ, используя различные виды предложений. |
Музыкальное развлечение для детей ««Как у нас на Дону, осень мы встречаем»» | Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного края; - развивать творческий потенциал детей средствами фольклора, связанного с традициями, бытующими в Ростовской области. - способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний у детей в результате приобщения к истокам культуры Донского края и родного города, формированию у детей понятия, что они часть великого народа. |
Работа с родителями | |
- Фотовыставка с участием родителей «Заглянула осень в край Донской»; - Выставка поделок на тему «Фантазии осени» -Родительское собрание - КВН «Тайны природы родного края». | Родители проявляют интерес к экологическому и нравственному воспитанию своих детей. |
3 этап – Заключительный.
Цель: осуществление педагогического мониторинга, обобщение результатов проекта.
Сроки реализации – 2 недели (ноябрь).
Содержание деятельности проекта:
- диагностирование детей;
- анкетирование родителей;
- анализ результатов реализации проекта;
- презентация проекта.
Срок выполнения | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Ноябрь | Мониторинг знаний, умений, навыков, интегративных качеств детей по теме проекта. | Аналитическая справка. |
Мониторинг родителей и педагогов по результатам проекта. | Анализ анкетирования. | |
Обобщение опыта работы по теме проекта. | Оформление опыта работы. | |
Создание презентации опыта работы. | Мультимедиа-презентация. | |
Отчет по итогам проекта. | Доклад на педагогическом совете, протокол заседания педсовета. | |
Распространение опыта работы. | Размещение информации на сайте детского сада, публикация статей в профессиональных изданиях, выступление на ГМО. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
3. Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
4. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.
7. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
8. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
10. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
11. Развивающие занятия с детьми 5 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.
12. www.yandex.ru
14. www.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Консультация для родителей "Как прекрасен край родной или Воспитание у детей любви к родной природе"
Родина, Отчизна, Отечество - отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ...
Спортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика» В рамках дня открытых дверей по «Организации образовательного процесса, направленного на ознакомление детей с особенностями и историей родного края через познавательно-исследовательскую деятельн
Конспект активного занятия в гостиной логопедас родителями и детьми воспитанников 5-6 леткомпенсирующей группы с ТНРСпортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика»В рамках дня...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети интернет «Как прекрасен край родной!»
Формирования у детей любовь к Родине....
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....
Особенности труда людей родного края -презентация
Презентация "Особенности труда людей родного края" предназначена для дошкольников и знакомит их с различными профессиями, распространёнными в регионе Белгород. Основное внимание уделяется пр...
Ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культурой «ЧУВАШИЯ - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Сохранение национальной культуры – одна из «вечных» тем и направлений работы в любом образовательном учреждении. Не составляют исключения и дошкольные. Именно от того, наскольк...