«Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Нестерова Екатерина Павловна

«Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования.  Общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др).

Научность.

Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

Опыт показывает, что большинство детей дошкольного возраста с огромным  интересом относятся к знаниям о природе.

Доступность.

Принцип доступности позволяет не только отобрать доступное для дошкольников содержание, но и использовать различные средства для усвоения сложного содержания в доступной для детей дошкольного возраста форме.

Гуманистичность.

С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность.

В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.

Деятельностность.

В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Интеграция.

Принцип интеграции позволяет совершенствовать процесс сохранения и развития здоровья, субъектных качеств личности у детей за счет предоставления возможности выбора вида и способа познавательной и творческой деятельности каждому ребенку и развивать у них основы экологического мировоззрения

В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании.

 Важность его применения обусловлена несколькими причинами:

1.    интегрированным характером экологических знаний как таковых;

2.    рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка;

3.    особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.                                                           На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность.

Отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.

Конструктивизм.

В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Т. Е. приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм.

Принцип регионализации осуществляется через воспитание экологической культуры дошкольника на основе знакомства его с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края. В связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей данный принцип является основой организации процесса экологического образования в детском саду. Характерные особенности народонаселения, времён года, видового состава животных и растений региона находятся в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому образованию.

 

 

Системность.

Принцип системности позволяет подойти системно к организации педагогического процесса и определить функцию для каждой формы организации жизни детей.

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Преемственность.

Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности , отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

Виды деятельности:

Игра – ведущая деятельность детей в период дошкольного возраста, она обогащает,  развивает личность, поэтому она так широко используется в экологическом воспитании.           Творческие игры: сюжетно – ролевые, театрализованные, строительные.                                                                                     Игры с правилами: дидактические, подвижные.

Здоровье (экологовалеологическое направление ) - взаимоотношения человека с обществом, природой имеют глубокую экологическую сущность и проникают в область знания, называемого валеологией, предметом изучения которой является здоровье. Валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления.

Наблюдение – основной метод познания в экологическом образовании дошкольников. Чтобы увиденное в природе не стерлось в памяти ребенка, необходимо полученные знания закреплять в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, музыкальной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Если у ребенка затронет эмоции, чувства - значит отложится у ребенка на долго.

Опытно – экспериментальная – в процессе опытно - экспериментальной деятельности учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Музыка – воздействует на всестороннее развитие ребенка. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира через: пение, музыкально – ритмичные движения, хороводы, музыкальные игры, музыкальные инструменты, праздники, досуги.

Физкультура – в данной деятельности особое внимание уделяется вопросу формирования поведенческих навыков здорового образа жизни через организацию двигательной активности ребенка: различные виды гимнастик (пальчиковой, дыхательной, коррегирующей), элементы самомассажа, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дни здоровья ( экологической направленности), праздники, досуги.

Труд – в процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, создаются благополучные условия для сенсорного воспитания дошкольников, решаются и образовательные задачи.

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей. Изобразительная деятельность предполагает знакомство с различной техникой рисования: оттенками цветов, пейзажи, репродукции картин известных художников.      

      Вывод:

Все хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцвела.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Пушкинского района Воспитатель: Нестерова Е. П. «Какие принципы отбора содержания экологического воспитания дошкольников?» Санкт – Петербург 2017г.

Слайд 2

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников Научность Доступность Гуманистичность Прогностичность Деятельностность Интеграция Целостность Конструктивизм Регионализм Системность Преемственность

Слайд 3

Принцип научности - предполагает знакомство дошкольников с совокупностью э лементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Слайд 4

Принцип доступности - предполагает значимость ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску

Слайд 5

Принцип гуманистичности - предполагает воспитание у ребенка представлений о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической

Слайд 6

Принцип прогностичности - в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях

Слайд 7

Принцип деятельностности - экологические знания ребенка становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды

Слайд 8

Принцип интеграции - Важность интеграции в дошкольном экологическом образовании: 1.Интегрированный характер экологических знаний 2. Рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка 3. Особенности организации и методики всей работы в дошкольном учреждении

Слайд 9

Принцип целостности – этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода

Слайд 10

Принцип конструктивизма - данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация .

Слайд 11

Принцип регионализма - регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей

Слайд 12

Принцип системности - наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом

Слайд 13

Принцип преемственности - предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования

Слайд 14

Виды деятельности Музыкальная Игра Труд Опытно - экспериментальная Здоровье ( экологовалеологическое направление) Наблюдение Изобразительная Физкультурная

Слайд 15

Вывод: Все хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцвела. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования.  Общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др).

Научность.

Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

Опыт показывает, что большинство детей дошкольного возраста с огромным  интересом относятся к знаниям о природе.

Доступность.

Принцип доступности позволяет не только отобрать доступное для дошкольников содержание, но и использовать различные средства для усвоения сложного содержания в доступной для детей дошкольного возраста форме.

Гуманистичность.

С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность.

В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.

Деятельностность.

В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Интеграция.

Принцип интеграции позволяет совершенствовать процесс сохранения и развития здоровья, субъектных качеств личности у детей за счет предоставления возможности выбора вида и способа познавательной и творческой деятельности каждому ребенку и развивать у них основы экологического мировоззрения

В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании.

 Важность его применения обусловлена несколькими причинами:

  1. интегрированным характером экологических знаний как таковых;
  2. рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка;
  3. особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.                                                           На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность.

Отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.

Конструктивизм.

В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Т. Е. приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм.

Принцип регионализации осуществляется через воспитание экологической культуры дошкольника на основе знакомства его с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края. В связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей данный принцип является основой организации процесса экологического образования в детском саду. Характерные особенности народонаселения, времён года, видового состава животных и растений региона находятся в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому образованию.

Системность.

Принцип системности позволяет подойти системно к организации педагогического процесса и определить функцию для каждой формы организации жизни детей.

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Преемственность.

Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности , отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

Виды деятельности:

Игра – ведущая деятельность детей в период дошкольного возраста, она обогащает,  развивает личность, поэтому она так широко используется в экологическом воспитании.           Творческие игры: сюжетно – ролевые, театрализованные, строительные.                                                                                     Игры с правилами: дидактические, подвижные.

Здоровье (экологовалеологическое направление ) - взаимоотношения человека с обществом, природой имеют глубокую экологическую сущность и проникают в область знания, называемого валеологией, предметом изучения которой является здоровье. Валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления.

Наблюдение – основной метод познания в экологическом образовании дошкольников. Чтобы увиденное в природе не стерлось в памяти ребенка, необходимо полученные знания закреплять в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, музыкальной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Если у ребенка затронет эмоции, чувства - значит отложится у ребенка на долго.

Опытно – экспериментальная – в процессе опытно - экспериментальной деятельности учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Музыка – воздействует на всестороннее развитие ребенка. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира через: пение, музыкально – ритмичные движения, хороводы, музыкальные игры, музыкальные инструменты, праздники, досуги.

Физкультура – в данной деятельности особое внимание уделяется вопросу формирования поведенческих навыков здорового образа жизни через организацию двигательной активности ребенка: различные виды гимнастик (пальчиковой, дыхательной, коррегирующей), элементы самомассажа, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дни здоровья ( экологической направленности), праздники, досуги.

Труд – в процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, создаются благополучные условия для сенсорного воспитания дошкольников, решаются и образовательные задачи.

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей. Изобразительная деятельность предполагает знакомство с различной техникой рисования: оттенками цветов, пейзажи, репродукции картин известных художников.      

      Вывод:

Все хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцвела.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста

       Содержание экологического образования дошкольников должно рассматриваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Таким образом, прин...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Видео лекция "Содержание экологического образования дошкольников". часть 1

https://youtu.be/0ueKkMgDDjYМатериалы предназначены для студентов СПО по курсу "Теория и методика экологического образования дошкольников"...

Видео лекция "Содержание экологического образования дошкольников. Часть 2. Живая природа"

https://youtu.be/JwAb4DAwkZwлекция преедназначена для студентов СПО по курсу "Теория и методика экологического образования дошкольников"...

Содержание экологического образования дошкольников. часть 3 Неживая природа

https://youtu.be/sDr5FuRRlvEвидео лекция для студентов СПО по курсу "Теория и методика экологического образования дошкольников"...