Сказкотерапия
методическая разработка на тему

Ковригина Светлана Леонидовна

Материал для тех,кто увлекается театрализацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

       Что такое сказкотерапия? Обычно это слово расшифровывается как «лечение сказками». Одни скажут: «А сказка. Ну, это для детей!» Другие удивятся: «Сказка лечит?! Но что лечит и как?»

Первым можно ответить так: «А разве современные детективы, триллеры, фэнтези, любовные и приключенческие романы – это не сказки? А древние мифы, легенды, сказания, которым тысячелетия, - не те же сказки?»

Вторым – следующее: «Популярность сказочной, в широком смысле слова, литературы в современном, насыщенном информацией и стрессами, мире свидетельствует о том, что в XXI веке человеку остро не хватает того особого состояния, которое они называют Счастьем, другие – ожиданием чуда, третьи – ощущением детства. И в этом смысле сказка, несомненно, лечит».

     Общеизвестно, что детей всегда  привлекал фантастический сказочный мир с чудесами, тайнами, волшебством. Дети с удовольствием играют в сказки, принимая на себя роли сказочных героев, активно действуют в этом воображаемом нереальном мире, творчески преображая его.

     Воспитательное значение сказки огромно. Через сказку ребёнок получает знания о мире: о взаимоотношениях людей, о жизненных проблемах и препятствиях; учится преодолевать невзгоды, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

     Существуют разнообразные сказкотерапевтические методики, авторами которых являются Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, О.Смирнова, Е.Хомякова, Н.Погосова.

     Методы и приёмы сказкотерапии можно широко использовать на музыкальных занятиях  с детьми дошкольного возраста, в частности, в музыкально-ритмических движениях.

     Напомню, что основной целью занятий ритмикой является развитие музыкального восприятия, т.е. стоит задача научить детей понимать язык музыки.

       Между сказкой и музыкой очень много общего:

- это способ познания окружающего мира, системы и взаимоотношений в нем;

- соприкосновение человека с музыкой и сказкой всегда сопряжено с сильными эмоциями;

- и сказка, и музыка учат жизни в условно – символической форме, содержат скрытый смысл, который не лежит на поверхности, его необходимо раскрывать;

- глубина восприятия смыслового содержания сказки и музыки имеет субъективный характер, и определяются психическими и возрастными особенностями человека;

- и сказка, и музыка развивают фантазию и творческое воображение.

      Музыка позволяет усилить эмоциональное воздействие сказки, сказка в свою очередь помогает понять сущность музыкальных процессов и явлений, истоки которых находятся в окружающем нас мире.

     Одним из способов «оживления» сказки и музыки является выразительное движение, пластика, которые лежат в основе ритмики (музыкального движения). Так пришла идея использования сказки  как сюжетной канвы и методической основы занятий ритмикой и логоритмикой в речевой группе.

      Однако музыкально-ритмические сказки имеют свои особенности, связанные со спецификой музыкального искусства. Текст сказки является связующим звеном между различными упражнениями и этюдами и создаёт особую эмоциональную атмосферу. В свою очередь, музыкально-образные, пластические, пантомимические упражнения и двигательные импровизации являются органичной составной частью сказочного повествования.

     Путешествие по сказкам пробуждает детскую фантазию, развивает образное мышление. Освобождает от стереотипов и шаблонов. Даёт простор творчеству. Эмоционально «разряжаясь», сбрасывая зажимы, «отыгрывая спрятанные в подсознании страхи, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся добрее, мягче, увереннее в себе.

     В сказочное повествование вплетаются специальная гимнастика жестов и пластические этюды на выражение различных эмоций. Ведь яркость принятой роли требует проявления соответствующих эмоций. Всё это расширяет  эмоциональную сферу детей, улучшает и активизирует выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. (Например, пластические этюды со словами «Считалка», «К нам летят со всех концов…» и др.) Проживая сказку, дети учатся находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

       На  занятиях ритмикой используются самые разнообразные сказочные сюжеты, которые соответствуют интересам детей определённой возрастной группы. Отражают сезонные явления, календарные праздники. Особое место занимают волшебные сказки, в которых раскрывается сущность музыкальных явлений и процессов. Их взаимосвязь с жизнью.

Так, музыкальная страна заселена загадочными волшебниками, у каждого – своя особая волшебная сила: волшебница Динамика может сделать звуки громче и тише, а нас сильнее или слабее. Регистр делает музыкальные звуки высокими и низкими, а нас может превратить в великанов или в гномов. Темп может дать или забрать энергию для движений, от него зависит их скорость. Волшебник Ритм изменяет протяжённость любого звука. Он регулирует наши шаги, делая их короткими или длинными.

     Принц Вальс является сыном гордого Полонеза, что соответствует истории возникновения этих двух танцевальных жанров (полонез старше вальса), а также их метроритмическому сходству (оба танца имеют трёхдольный ритм). Полька – это прекрасная незнакомка со своей тайной. Тайна заключена в происхождении этого танца и его названии. Мало кто знает, что полька – это не польский, а чешский танец (от чешского слова pulka – половинка).

     У грозных правителей Контраста и Повторности есть три дочери по имени Форма (одно-, двух- и трёхчастная). В гости к ним приезжает принцесса Тема из страны Мелодий и т.д.

     Для накопления музыкальных впечатлений, обогащения двигательного багажа занятия ритмикой часто проводятся в форме сюжетно-ролевых игр с разными  чудесными превращениями. Например, «Заводные игрушки», «В гостях у волшебницы Музыки», «Весёлые превращения», «Чудеса под Новый год», «В сказочной стране гномов» и др.

     В нашем дошкольном учреждении мною организован и ежегодно проводится весенний Фестиваль сказок. Каждая возрастная группа готовит к этому мероприятию сказку, на премьеру которой мы приглашаем детей других групп и родителей. Родители являются нашими активными помощниками. Они с увлечением готовят костюмы, рисуют афиши, помогают в изготовлении декораций. Задумывая данный фестиваль, я преследовала цель – раскрыть детские таланты, дать каждому ребенку возможность творческой реализации. На мой взгляд, очень важно дать каждому малышу попробовать себя в роли, пусть небольшой.

     В заключение хочется сказать, что работа педагога похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом». (Владимир Солоухин). От нашей любви, заботы и внимания во многом зависит красота души каждого ребёнка, его будущее, а значит и будущее всей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...