Веселые потешки
методическая разработка (младшая группа) на тему

Салтыкова Ирина Александровна

МОУ детский сад

                                                           п. Судоверфь «Солнышко»

               Рыбинского района.

 

 

 

 

Дополнительная образовательная деятельность с детьми

1 младшей группы по ознакомлению с малыми фольклорными произведениями в кружке

«Весёлые потешки»

 

 

 

Воспитатель: Салтыкова И.А.

 

 

 

Огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника имеют малые фольклорные произведения.  Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх - забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках;  обогащению словарного запаса детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

Помочь малышам понять  текст потешки помогают картины  замечательного мастера детской книжной иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова. Это иллюстрации к русским народным потешкам, песенкам. Удивительно добрый, красочный мир создал художник в своих рисунках.

Васнецов родился в старинном русском городе Вятке. Дремучие леса окружали город со всех сторон. Жили в этих лесах разные звери и птицы. Все герои сказочных рисунков Васнецова словно вышли из вятских лесов.

А красоту мира учили его понимать народные мастера. Замечательные эти умельцы были от природы людьми талантливыми, весёлыми и щедрыми. Они разрисовывали ставни окон, расписывали прялки, печи, дуги, берестяные туески – всё, что только можно было украсить изображениями фантастических растений, птиц, зверей.

Перспективное планирование работы кружка.

Цель:  знакомство детей первой младшей  группы  с устным русским народным творчеством, используя картины художника Ю.Васнецова.

Сентябрь.

Потешка «Иванушка». (Ваня, Ваня – простота купил лошадь без хвоста, сел задом наперёд и поехал в огород.).

Цель: создавать весёлое настроение детей, учить рассматривать изображение, находить лошадь, учить замечать с помощью взрослого несоответствие действительности (лошадь без хвоста). Знакомить детей  с синим и зелёным цветом; дать представление об огороде, разнообразии овощей, побуждать детей к речевой активности. Учить  детей держать в руке карандаш, дорисовывать вертикальными линиями (черканиями) хвост лошадке.

Октябрь.

Потешка «Федя – Бредя»

Федя – Бредя, съел медведя, упал в яму, крикнул маму: «Мама».

Цель: формировать слуховое и зрительное восприятие текста, желание повторить отдельные слова, побуждать узнавать и называть с помощью взрослого знакомых животных с картины, их звукоподражания. Учить детей проявлять чувство жалости, сопереживать упавшему в яму мальчику. Закреплять знания о красном, жёлтом цветах, учить держать в руке кисточку с краской, проводить вертикальную линию «дорожку для Феди без ямы».

Ноябрь.

 Потешка «Коза». Идёт коза рогатая. Идёт коза бородатая, ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп. Кто кашу не ест, кто молочко не пьёт, забодает, забодает, забодает.

Цель: Учить понимать сюжет, изображённый на картине, поддерживать положительный настрой детей, как в игре, так и во время приёма пищи. Побуждать к правильному называнию животных, их детёнышей, звукоподражаниям. Учить называть предметы посуды, используемые на картине, знакомить с предметами посуды из кукольного уголка. Творческая игра «Посуда для угощения». Развивать мелкую моторику рук, делая пальчиковую гимнастику «коза».

 Декабрь.

 Потешка «Мыши». Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот, разобьёт весь хоровод.

Цель: Учить понимать содержание стихотворения и картины, побуждать организовывать подвижную игру по теме, активизировать речь детей звукоподражаниями животных, встречающихся в потешке.   Знакомить с предметами мебели на картине, объясняя их назначение. Изготовление из строительного конструктора предметов мебели для кукол, закреплять названия цветов (красный, жёлтый, зелёный).

Потешка «Ходит кот». Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочки. Топы, топы, по лавочке! Цапы. Цапы за лапочки!

Цель: продолжать учить называть детёнышей кошки. Выполнять звукоподражания, упражнять в выполнении движений (ходьба по кругу, кружение) парами, добиваться положительного настроения у детей, развивать речевую активность.

 Январь.

Потешка «Пошёл котик на торжок». Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок, пошёл котик на улочку, купил котик булочку. Самому ли есть, либо Бореньке  снесть?  Я и сам укушу, да и Бореньке снесу.

 Цель: учить понимать содержание произведения, воспитывать желание заботиться о ком – либо. Формировать представление о времени года – зима. Учить находить снег на картине, показывать его, активизировать словарь словами «белый, мягкий». Продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, находить сходство со снежинками, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Февраль.

 Потешка «Пожар». Тили – тили – тили - бом! Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курица с ведром, заливает кошкин  дом. Цель: Развивать речевую активность детей, добивать повторения отдельных фраз, учить держать карандаш во время рисования «дождика» - прямых вертикальных линий синего цвета, закреплять знание синего цвета; побуждать желание оказывать помощь.

 Март.

 Потешка «Кисонька». – Кисонька - мурысенька, ты где была? – На мельнице. – Кисонька – мурысенька, что делала?  – Муку молола. - Кисонька – мурысенька, что из муки пекла? – Прянички.  – С кем прянички ела? – Одна. - Не ешь  одна!  Не ешь одна!

Цель: учить детей понимать смысл потешки в диалоге, воспитывать желание не жадничать, делится друг с другом. Учить детей правильно держать в руке карандаш, рисовать предметы округлой формы (прянички), поддерживать интерес к рисованию.

Апрель.

 Потешка «Дедушка Ежок». Дедушка Ежок, не ходи на бережок: там растаял снежок. Ты промочишь ножки, красные сапожки!

Цель: активизировать речь детей, формировать представление о времени года – весне. Учить детей рисовать при помощи пальцев цветы вербы, используя листы с заготовками (ветки).

Май.

 Потешка «Как у нас-то козёл». Как у нас – то козёл что за умный был: сам по воду ходил, сам кашу варил, деда с бабкой кормил.

 Цель: закреплять умение понимать стихи, рассматривая картину, находить определённые элементы. Побуждать к выполнению красивых цветов из мозаики, обращать внимание на цветовой подбор. Воспитывать желание трудится, помогать, заботиться о ком - либо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

веселые потешки

Веселые потешки для развития речи...

Развлечение "Веселые потешки"

ЦЕЛЬ: Вызвать эмоциональный отклик на содержание потешек, действия взрослого; развивать мелкую моторику рук, чувство ритма; стимулировать речь детей, упражнять в звукоподражании; побуждать и поощрять ...

Сценарий музыкально-фольклорной постановки «Веселые потешки»

Театральная музыкально-фольклорная постановка «Веселые потешки» была специально разработана для участия творческого коллектива «Народная копилка» в районном фестивале-конкурсе художественного творч...

Проект Тема "Веселые потешки"

Фольклор одно из действенных и ярких средст, таящий огромные дидактические возможности . Знакомство с народными произведениями обогощяетчувства и речь малышей, играет большую роль во всестороннем разв...

Забавные и веселые потешки

Потешка — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей....

ПРОГРАММА "Веселые потешки"

Потешки — замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком....