ПРОГРАММА "Веселые потешки"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Артемьева Марина Валерьевна

Потешки — замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. 

Знакомство с потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру. Потешки помогают ребёнку «открыть» себя, делают его как бы соучастником действия

Цель программы: развитие речевого общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vesyolye_poteshki_.docx52.57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальным вопросам

Администрации Заводоуковского городского округа

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования

Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»

                                                                                                                                                                               

Принята на заседании

Педагогического совета

От «___» ___________ 20___г.

Протокол №

Утверждаю

Директор ____________________________

_____________________________________

(ФИО руководителя)

«___» __________________20_____г.

 

             

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - гуманитарной направленности

«Веселые потешки»

                                                         Возраст обучающихся: 2-3 года

                                                                               Срок освоения программы: 1 год

                                                                               

                                     

Автор-составитель: Артемьева Марина Валерьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Заводоуковск, 2021

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

  1. Цели, задачи

5

  1. Учебный план программы

6

  1. Календарный учебный график

6

5.         Содержание программного материала

7

  1. Методическое обеспечение программы

10

  1. Требования техники безопасности

10

  1. Организация мероприятий с обучающимися и родителями

10

  1. Оценочные материалы

11

  1. Литература

13

Приложение

  1. Пояснительная записка

Потешки — замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон.

Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения. Потешки развивают чувство доверия к окружающему миру. Когда ребенок слышит от воспитателя детского сада позитивную речь, то учится правильно понимать, воспринимать то, что находится рядом с ним. Потешки благотворно действуют на органы слуха, вызывают улыбку, смех и чувство глубокого удовлетворения. Никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса.

Потешки — малый жанр устного народного творчества

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки.

Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Важную роль в чтении потешки играет ритм.

Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас.

Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Актуальность

Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные традиции знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые, должны познакомить детей с историй нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Знакомство с потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру. Потешки помогают ребёнку «открыть» себя, делают его как бы соучастником действия.

Фольклорные произведения, рассчитанные на обращение к ребёнку по имени, утверждают его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребёнок для взрослого - высшая ценность, не сравнимая ни с какими богатствами мира.

Новизна  программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде игр, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию действий. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.      

Программа направлена на целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора, что позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития вдошкольный период детства.

        Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Веселые потешки» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в дошкольной образовательной организации, возрастных особенностей детей.

Принципы и подходы к формированию Программы

1. Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням речевого  развития ребенка (возрастам).

2. Принцип индивидуально - личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные речевые способности ребенка.

3. Принцип доступности. То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

4. Принцип развивающего обучения. В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. 

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие речевого общения с детьми

Программа предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

Приучать слушать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а так же авторские произведения;

Формирование грамматического строя речи;

 

Развивающие :

 Развитие мелкой моторики

 Развитие монологической и диалогической речи;

Воспитательные:

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Воспитывать усидчивость, внимание.

               Программа предназначена для детей от 2 до 3 лет. Объем программы составляет не менее 94 академических часов. Нормативный срок освоения программы: 1 год.

Направленность программы – социально-гуманитарная

Форма обучения очная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

‒ групповая (совместная образовательная деятельность);

‒ подгрупповая (в группах по несколько человек);

‒ индивидуальная (самостоятельная деятельность).

             В ходе деятельности с детьми будут использовать наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создавать развернутую картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

Структура занятия 

Вводная часть

– сюрпризный момент

Цель: создание доброжелательной атмосферы, вызвать интерес детей к занятию

Основная часть 

- Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

- Инсценировка, обыгрывание сюжета

- подвижная игра

- пальчиковая гимнастика

Заключительная часть 

- логоритмика

           Знакомство дошкольников с русским народным творчеством строится с учетом принципа поэтапности, когда более простое предшествует более сложному. Поэтапное формирование речевого развития посредством чтения потешек обеспечивает непрерывность и полноту процесса обучения.

Планируемые результаты освоения программы

Будет уметь слушать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а так же авторские произведения;

Будет развита мелкая моторика

Будут воспитаны усидчивость, внимание.

У ребенка будет сформирован грамматический строй речи.

 

        Для выявления, фиксации и предъявления результатов, подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы используются

Способы и формы выявления результатов

Способы и формы фиксации результатов

Способы и формы предъявления результатов

педагогическое наблюдение, диагностика

протоколы диагностики

фото отчеты на сайте ОО, в социальных сетях

       

  1. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Потешки

56

56

Педагогическое наблюдение

2.

Заклички

12

12

3.

Пестушки

12

12

4.

Колыбельные песенки

3

3

5

Прибаутки

6

6

6

Сказки

5

5

Итого часов:

94

94

  1. Календарный учебный график

Сроки реализации программы

Количество учебных недель

Количество занятий

Продолжительность одного занятия

в год

в месяц

в неделю

1 год

(01.09.2021 -31.08.2022)

47

94

8

2

10 минут

  1. Содержание программного материала

Месяц

Число

Время проведения занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

(раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д.)

Мероприятия за рамками учебного плана

сентябрь

02

07

09

14

17

21

24

28

В 15.30

каждый день

8

в неделю

1.1«Водичка, водичка…»

1.2 «Пошел котик на торжок»

1.3 «Наша Маша маленька…»

1.4 «Киска, киска»

1.5 «Петушок»

1.6 «Ладушки»

1.7 «Дождик

1.8 «Курочка-пеструшечка»

Рисование «Дождик»

Диагностика

 

октябрь

05

07

12

14

19

21

26

28

8

1.9 «Ёжик»

1.10 «Коза рогатая»

1.11 «У Катюши в гостях»»

1.12 «Чики-чики-чикалочки»

1.13 «Именины»

1.14 «На лугу, на лугу»

1.15 «Лепим пирожки»

1.16 «Мишка косолапый»

1.17 «Ладушки, ладушки, пекла бабушка оладушки»

Лепка «Пирожки»

ноябрь

02

04

09

11

16

18

23

25

15.30

8

1.18 «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки»»

1.19 «Каша из гречки»

1.20 «Ай, лады, лады, лады

 Не боимся мы воды»

1.21 «Это кто у нас? Мизинчик!»

1.22 «Придет киска неспеша»

1.23 «Дождик, дождик, поливай -

 будет хлеба каравай»

1.24 «Солнышко, солнышко,

 Выгляни в оконышко!»

1.25 «Мотылек-витилек»

Рисование «Солнышко»

декабрь

02

07

09

14

16

21

23

28

15.30

8

1.26 «Гуси»

1.27 «Комарики»

1.28 «Заинька»

1.29 «Волчок»

1.30 «Сорока белобока»

1.31 «Идёт котик по лавочке»

1.32 «Кукушечка»

1.33 «Мыши водят хоровод»

Лепка «Угощение для заиньки»

январь

11

13

18

20

25

27

15.30

6

1.34 «Наши уточки с утра»

1.35 «На дубочке»

1.36 «Баиньки»

1.37 «Пчелушки»

1.38 «Свет-светлячок»

1.39 «Синичка»

Фотоотчет на сайт ОО

февраль

01

03

08

10

15

17

22

24

15.30

8

2.1 «Радуга»

2.2 «Божья коровка»

2.3 «Улитка»

1.40 «Падай, падай, белый снег»

2.4 «Мороз, мороз»

1.41 «Ветер»

1.42 «Месяц, дружок»

2.5 Петушок (Г. Лагздынь)

Рисование

«Подарок папе»

март

01

03

08

10

15

17

22

24

15.30

8

1.43 «Котик серенький»

2.6 «Ты куда» (О. Бедарев)

3.1  «Тили, час»

3.2 «Утка у утенка»

3.3 . «Кукла»

3.4 «Про мокрые штанишки»

1.44 «Кушай кашку, девочка»

1.45 «А у нас есть ложка»

Рисование «Подарок маме»

апрель

05

07

12

14

19

21

26

28

15.30

8

3.5  «Кто купил в горошек ситцу?»

3.6 «Ветер на тераске»

3.7 «Пошел котик по дорожке»

2.7 «Весна-красна»

3.8 «Расти коса до пояса»

3.9 «Потягушеньки-порастушеньки»

1.46 «Глубоко и мелко, корабли в тарелке»

1.47 «Посадим на ложку капусту, картошку!»

Лепка

«Овощи»

май

03

05

10

12

17

19

24

26

15.30

8

1.48 «Жили-были сто ребят»

2.8 «Жаворонок»

3.10 «Ой-да, ой-да, люленьки, прилетели гуленьки»

1.49 «Тень, тень, потетень, выше города плетень»

2.9 «Заря-заряница»

1.50 «Сова, совушка»

3.11 «Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки»

5.1»Кот на печку пошел»

Рисование пальчиками

июнь

07

09

14

16

21

23

28

30

15.30

8

6.1 «Курочка Ряба»

1.51 «Умница, Катенька»

2.10 «Бабочка-коробочка»

1.52 «Шарики»

5.2 «Кисонька-мурысонька, где была?»

3.12 «Валя вырастет большая»

6.2 «Репка»

1.53 «Встала Машенька с утра»

Рисование

ладошкой

июль

05

07

12

14

19

21

26

28

15.30

8

5.3 «Ай, качи, качи, качи, глянь, баранки, калачи»

6.3 «Теремок»

1.54 «Ехал Ваня на тележке»

4.1 «Баю-баю, баиньки, я скатаю валенки»

5.4 «Во саду, садочке выросла малинка»

6.4 «Колобок»

4.2 «Дрема в избу пришла»

Рисование

ладошкой

август

02

04

09

11

16

18

23

25

15.30

8

1.55 «Пчёлки»

2.11 «Яры пчелушки,
Медоносушки»

4.3 «Глазки сон смежает, пчелка пролетает»

6.5 «Заюшкина избушка»

5.5 «Горочка»

1.56 «Пальчик, мальчик»

2.12 «Осень, осень, в гости просим!»

5.6 «Травка-муравка»

Диагностика

Лепка «Пчелки»

  1. Методические обеспечение программы

№п/п

Название темы (базовые разделы)

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность

Форма проведения итогов

1.

Потешки

групповая

Наглядные,

словесные

Картотека потешек, аудио пособие

Видеопрезентация

2.

Заклички

групповая

Наглядные,

словесные практические,

исследовательские

Картотека закличек, аудио пособие

фотоотчёт

3

Пестушки

групповая

Наглядные,

словесные

Картотека закличек, аудио пособие

фотоотчёт

4

Колыбельные песенки

групповая

Наглядные, словесные

Картотека колыбельных, аудио пособие

Видеопрезентация

5

Прибаутки

групповая

Наглядные, словесные

Картотека прибауток, аудио пособие

фотоотчёт

6

Сказки

групповая

Наглядные, словесные

Картотека сказок, аудио пособие

фотоотчёт

  1. Требования техники безопасности в процессе реализации программы

Результат реализации Программы «Веселые потешки» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

8. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана 

- образовательная деятельность по рисованию пальчиками и ладошками,

- организация выставок творческих работ детей,

- фотоотчёты,

- видеоролик,

- изготовление дидактических игр

  1. Оценочные материалы

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей (начальная и итоговая). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).  Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Для оценки полученных в процессе диагностики речевого развития результатов мы используем следующую методику: ребёнок получает пять однотипных заданий, составленных на основе программных требований по различным направлениям речевого развития. Результаты выполнения каждого из диагностических заданий по формированию словаря и грамматическому строю речи оцениваем по четырёх бальной шкале:

  • 3 балла – высокий уровень (5 выполненных заданий из 5);
  • 2 балла – средний уровень (3-4 из 5);
  • 1 балл – низкий уровень (1-2 из 5);
  • 0 баллов – по данному направлению не аттестован (0 выполненных заданий из 5).

Полученные данные заносятся в специально составленные диагностические таблицы с целью последующего анализа.

Данное диагностическое обследование проводится в начале и в конце учебного года на одном и том же дидактическом материале для объективной оценки динамики речевого развития детей.

При диагностике звуковой культуры речи система баллов не используется. В диагностической таблице для каждого ребёнка делаются отметки по проблемным (или непроизносимым) звукам.

При диагностическом обследовании связной речи использовалась четырёхбальная шкала, аналогичная приведённой выше. При этом для оценки умения ребёнка отвечать на вопросы использовалась те же критерии оценок. Способность детей связно рассказывать (о предмете, картинке, событии из личного опыта) оценивалась следующим образом:

  • 3 балла – высокий уровень (Ребёнок использовал в рассказе как простые, так и сложные предложения. Инициативен и активен в общении, для связного рассказа требуется минимальная помощь взрослого.);
  • 2 балла – (Ребёнок использовал в рассказе преимущественно простые предложения или отдельные слова. Рассказ фрагментарен, для его поддержания требовались наводящие вопросы. Общение несколько затруднено недостаточной развитостью речевых форм.);
  • 1 балл – (Ребёнок затруднялся в оформлении предложений, помогал себе жестами, словами-заменителями. Связный пересказ отсутствует. В общение по своей инициативе не вступает.);
  • 0 баллов – по данному направлению не аттестован (отказался выполнять задание).

   Используемые материалы 

Формирование словаря

Существительные.

  • Игрушки (матрёшка, кукла, мяч, пирамидка, мишка).
  • Предметы личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, горшок, мыло).
  • Овощи (огурец, капуста, лук, помидор, морковка).
  • Фрукты (яблоко, груша, банан, виноград, вишня).
  • Одежда и обувь (платье, брюки (штаны), носки, трусы, сапоги).
  • Домашние животные (собака, кошка, лошадка, корова, свинья).
  • Посуда (тарелка, ложка, кружка, вилка, чайник).
  • Мебель и спальные принадлежности (одеяло, подушка, кровать, стол, стул).

Глаголы.

  • Трудовые действия (поливать, гладить, стирать, лечить, копать).
  • Действия, противоположные по значению (брать – класть,  открывать – закрывать, снимать – надевать, застёгивать – расстёгивать, ложиться – вставать).
  • Эмоциональные состояния и взаимоотношения людей (плакать, смеяться, обнять, пожалеть, подарить).

Прилагательные (сладкий, кислый, красный, большой, маленький).

Наречия (высоко, близко, далеко, медленно, холодно).

       Грамматический строй речи

Единственное – множественное число (стол – столы, карандаш – карандаши, пчела – пчёлы, ведро – вёдра, платье – платья).

Уменьшительно-ласкательные формы  существительных (стул – стульчик, мяч – мячик, шар – шарик, чашка – чашечка, кукла – куколка).

Употребление существительных в родительном падеже. (у кого котёнок – у кошки; чего много – капусты; чего не стало – куклы; чего много в коробке – карандашей; кого много – детей).

Согласование существительных и местоимений с глаголами (девочка стоит – девочки стоят; ты кушаешь – он кушает; я сплю – кукла спит; кукла упала – кубик упал; мальчик бежит – дети бегут).

Употребление глаголов в прошедшем и будущем времени ( мама приходила – мама придёт; мы покушали – мы будем кушать; дети поиграли – дети поиграют (будут играть); собачка убежала – собачка убежит; птичка улетела – птичка улетит).Использование предлогов (птичка на крыше; рыбки в аквариуме; мячик закатился под стол; мальчик спрятался за дерево; карандаш упал со стола).

Употребление вопросительных слов и фраз (спроси у няни: «кто пришёл?»; «когда пойдём гулять?»; спроси у медсестры: «зачем мерить температуру?»; спроси у Оли (куклы): «почему она плачет?»; спроси у воспитателя: «что ты делаешь?»). 

Связная речь

Ответы на простые вопросы (что это?; кто это?; что делает?; какой?; что везёт?).

Ответы на сложные вопросы (во что одет?; где?; когда?; куда?; кому?).

Рассказ по предмету (игрушке): матрёшка, кукла, мяч, пирамидка, мишка.

Рассказ по изображению на картинке:

  • «Кукла Оля ложится спать»
  • «Мальчик обедает»

10. Литература

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.

Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.                  

Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников ясли-сада. / Под ред. Г.М. Ляминой. М.: Просвещение, 2007. – 199 с.

Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 144 с.

Воспитание и развитие детей раннего возраста.: Пособие для воспитателей дет.сада. / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

Галигузова Л.Н.        Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1 – 3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 197 с.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет. Раздаточный материал. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 102 с.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 224 с.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года. / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс, 2008. – 217 с.

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – М.: Теревинф, 2007. – 232 с.

Ветрова В.В. Ладушки, ладушки… (Игры для детей и родителей). – М.: Знание, 1995. – 288 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтение потешки «Киска, киска»

Цель: формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста.

Ход.

Дети сидят за столиком. Воспитатель  предварительно показывает им игрушечную кошку, называет «киска». Все рассматривают ее, берут в руки, гладят, повторяют «киска». Воспитатель спрашивает: «Как мяукает киска?» Дети отвечают. Затем  показывает им куклу. Читает потешку, сопровождая чтение игровыми действиями с киской и куклой в соответствии с текстом:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Вместо слова «деточка» называет имя одного из присутствующих. Побуждает детей повторять последние слова каждой строчки — «не садись», «брысь», «пойдет», «упадет». Чтение потешки и «подговаривание» детьми слов повторяется несколько раз, в зависимости от того, насколько удерживаются их внимание и интерес. После чтения им дают поиграть с этими же игрушками.

При последующем повторении занятия чтение потешки «Киска, киска» проводится с показом игрушек, но без игровых действий с ними. Затем можно прочитывать текст без всякого наглядного сопровождения, чтобы формировать у детей способность слушать и понимать только художественный текст без опоры на зрительные впечатления.

Игра  «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять,                  (У детей надеты маски-цыплята)

Свежей травки пощипать.           (Дети свободно бегают по ковру)

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Съели толстого жука,                 (Стучат пальцами о пол)

Дождевого червяка,                      (Наклоны туловища вперед)

Выпили водицы

Полное корытце.

Квохчет курочка

“Ко-ко-ко. Ко-ко-ко!                     (Все хором повторяют: Ко-ко-ко Ко-ко-ко!)

Не ходите далеко!

Лапками гребите!

Зернышки ищите”.

Воспитатель: Давайте поищем зернышки. Нет, нигде не видно. А цыплята есть хотят, на всю улицу пищат: «Пи-пи-пи»

Потешки, пестушки, заклички

Улитка, улитка! Покажи свои рога — дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки, сдобной лепешки. Высуни рожки!

 

Пышка, лепёшка в  печи сидела,

На нас глядела, в рот захотела.

 

Ладушки, ладушки, испечём оладушки.

На окно поставим. Остывать заставим.

Немного погодим, всем оладушек дадим.

 

Катя, Катя маленька, Катенька удаленька,

Пройдись по дороженьке, топни, Катя, ноженькой.

 

Дождик, дождик, посильней – будет травка зеленей,

Вырастут цветочки  на нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще, расти, трава, гуще.

Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти — дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи, зря в окошко не стучи!

 

После завтрака шнурок лег погреться на песок,

Полежал совсем немного и  отправился в дорогу,

Погулял среди травинок и  приполз назад, в ботинок.

 

Ветер елками шумит, ежик наш домой спешит.

А навстречу ему волк, на ежа зубами — щелк.

Еж иголки показал, волк со страху убежал.

 

Раз, два, три, четыре.

Посчитаем дырки в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

 

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

И смотрели три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели Васьки на карниз,

Посмотрели вверх и вниз...

И сказали три кота:

«Красота-а-а-а!»

 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Заклички

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!

***

Котик, коток,
Кудреватый лобок!
Сидит кот у ворот,
К себе милую ждёт.
Кошечки в окошечке,
Кошурки в печурке,
Котятки в подлавке.
— А кто у вас бо́льший?
— А кто у вас меньший?
— Мы все подрастём,
За мышами пойдём.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас добром поджидать.

***

Выйди, выйди, солнце,
Над моим оконцем.
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зёрнышко.

***

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко!
Там твои детки,
Там малолетки,
Лепёшки валяют,
Тебя поджидают.

***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***


Божья коровка,
Чёрная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.

***

Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепёшки, —
Высуни рожки!

***

Гусь-гусёк, куда пошёл ты?
На речной песочек жёлтый.
А ты, гуля-голубок?
В лес зелёный на дубок.
А ты куда, Алёнушка?
Я во двор, на солнышко.

***

Петушок, петушок,
Подари мне гребешок,
Ну пожалуйста, прошу!
Я кудряшки расчешу.

***

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу!

***


Синички-сестрички, 
Чечётки-тётки, 
Кулички-мужички, 
Скворцы-молодцы, 
Из-за моря к нам летите, 
Весну красную несите! 
С шёлковой травой, 
С жемчужной росой, 
С тёплым солнышком, 
С пшеничным зёрнышком!

***

Солнышко, ядрышко, 
Высвети, выгляни! 
Воробьи чирикают, 
Весну- красну кликают.

***

Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй всюду всех 
Падай, падай на село 
На гусиное крыло 
Поле белым укрывай 
Будет летом каравай

***

Приходи, Зима,
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!

***

Мороз, мороз, 
Не бей наш овѐс, нашу рожь,
Бей дуб да клѐн да бабий лѐн, 
Да конопи как хочешь, колоти!

***

Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

***

Хороша зима — снегами,
Весна — цветами,
Лето — грибами,
А осень — стогами.
Осень, осень,
В гости просим.
Птицы в лесу: шуг-шуг,
Улетают с севера на юг;
Курлы-си, курлы-си -
Улетают до весны,
Улетают до весны,
По Руси! По Руси!

***

Ветер, ветер, ветродуй,
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы!

***

Месяц-дружок, 
Золотой рожок, 
Выйди на дорожку, 
Посвети немножко!

***

Радуга-дуга, Не давай дождя, 
Давай солнышка, 
Колоколнышка! 
Чтобы деткам погулять, 
Чтоб теляткам поскакать, 
Нужно солнышко, 
Колоколнышко!

Большие ноги

Большие ноги шли по дороге:

То-о-п, то-о-п, то-о-п! То-о-п, то-о-п, то-о-п!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

Киска, киска, киска, брысь!

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

Наш малыш по ней пойдёт,

Через киску упадёт!..

Ладушки-ладушки!

Ладушки-ладушки!

Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

— Кашку!

— Что пили?

— Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!..


Люли, люли, люли

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Стали гули ворковать,

 Стали гули хлопотать:

Залетели в уголок,

Зажигали огонёк,

Стали кашку варить,

Стали детку кормить.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

Сорока-белобока

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила!

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!»

Баю, баю, буси!

Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

Прилетели птички

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Пальчик-зайчик

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!

Поехали-поехали

Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку – бух!

Умываемся

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.

Водичка, водичка

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Зайка

Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Ясный день

На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!

Божья коровка

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба,

Черного, белого, только не горелого!

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

За малыми ребятами.

Ножками - топ-топ!

Глазками – хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает!

Ехали мы, ехали

Ехали, ехали

В лес за орехами.

По гладенькой дорожке,

По кочкам, по кочкам.

Рысью, шагом – в яму бух!

Раздавили сорок мух!

Гуси, гуси

- гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Ну летите!

- Нам нельзя:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

Мишка косолапый

Мишка косолапый, по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила – прямо мишке в лоб!

Мишка рассердился и ногою – топ!

Кошкин дом

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила:

- Ой, спасите, потушите!

Бом-бом! Бом-бом!

Бежит курочка с ведром,

Заливать кошкин дом.

Спешит уточка с ковшом,

А гусак с котелком.

А лошадка – с помелом,

А собачка с фонарем,

Серый заюшка - с листом.

Дружно враз! Раз! Раз!

И огонь погас!

Улитка

Улитка, улитка,

Высунь рога –

Дам тебе, улитка,

Кусок пирога!

Ползи по дорожке,

Дам тебе лепешки.

Зайка

Зайка начал умываться  -

Видно, в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо –

Вот и сухо.

Каравай

Как на Машины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой низины.

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

Тень-тень-потетень

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, поди, догоняй-ка!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Дождик

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки!

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки!

Петушок

- Петушок, петушок –

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Котенька-коток

Котя, котенька-коток,

Котя – рыженький хвосток!

Приди котик, ночевать,

Мою детоньку качать.

Как у наших у ворот

Как у наших у ворот

Муха песенки поет.

Ай-люли, вот поет,

Ай-люли, вот поет.

Комар музыку ведет,

Стрекоза плясать идет,

Ай-люли, вот идет,

Ай-люли, вот идет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематические потешки

Материал содержит потешки  для развития речевого слуха ребенка - способности  различать глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, сонорные звуки, которые дети  часто смеш...

Фонематические потешки

Для воспитателей и логопедов ДОУ...

Потешки (ЗОЖ) Умывание потешки

Воспитывать у детей раннего возраста культурно гигиенические навыки....

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Детские потешки. Зимние потешки

Потешки – это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей. Здесь представлены потешки тематики зимнего времени....

Знакомим малышей с потешками «Учим потешки»

Знакомим малышей с потешками«Учим потешки»...

Знакомим малышей с потешками «Учим потешки»

Знакомим малышей с потешками«Учим потешки»...