Ниткография - один из способов совершенствования пальчиковой моторики
статья (старшая группа) на тему
Статья рассказывает что такое ниткография, какие дидактические задачи решает метод ниткографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nitkografiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ниткография – один из способов совершенствования пальчиковой моторики
Всем хорошо известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребёнка и его речевым развитием. В работе с детьми следует уделять большое внимание развитию пальчиковой моторики. Очень полезны игры с мелкими игрушками и предметами, упражнения по выкладыванию, рисованию пальцем по крупе. Необходимо так же часто предлагать детям и все традиционные виды рисования - карандашами, мелками, фломастерами, красками. Большую пользу для развития подвижности рук, приносит работа с ножницами, занятия по лепке из пластичных материалов.
Одним из способов совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии.
Ниткография – выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити.
«Рисунки», выполненные толстой нитью или шнурком, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объёмными и «живыми» по сравнению с обычными контурными изображениями. Занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно – прикладному искусству.
Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
- совершенствовать зрительное восприятие детей;
- развивать зрительно – моторную координацию;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливать руку к письму.
Обучение рисованию с помощи нити следует начинать с работы по готовому образцу. Взрослый показывает ребёнку уже готовую картинку для того, чтобы он её скопировал. Когда ребёнок научится выкладывать простейшие изображения, целесообразно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение.
Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или истории нужно дать ребёнку задание изобразить его героев. Можно загадать загадки или ответить на вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью.
Сначала изобразительные задания даются обязательно в конце занятия как его самостоятельная часть. В дальнейшее, когда у детей появится определённый навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику, но и в сочетании с рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания – зрительным и двигательным.
На следующем этапе обучения рекомендуется соединить пересказ и изобразительную деятельность. Для этого взрослый просит ребёнка пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью «волшебной» нити.
Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит малышам лучше её усвоить, а затем воспроизвести.
Для занятий по ниткографии понадобятся толстая хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребёнок, тем толще должна быть нить. В качестве экрана следует использовать какую – либо шероховатую поверхность. Это может быть лист бархатной бумаги или ковролин.
Можно самим сочинить небольшой рассказ и рассказать его детям. Например: В тёплый летний день вылупился из яйца цыплёнок. Он впервые увидел мир и решил с ним познакомиться. Малыш поднял голову и увидел в небе солнышко и облако. Цыплёнок пошёл дальше, и по дороге ему повстречались червячок и улитка. Он заметил, как с дерева упал листок и лёг на небольшую лужицу. Вдали стоял дом, около которого рос красивый цветок.
После знакомства с рассказом задайте детям вопросы:
Откуда вылупился цыплёнок?
Что он увидел в небе?
Кого повстречал малыш по дороге?
Что упало с дерева?
Куда приземлился листик?
Что виднелось в дали?
Что росло около дома?
Попросите ребёнка нарисовать нитью ответы на вопросы, а перед выкладыванием предложите «нарисовать» ответ пальчиком в воздухе.
Фантазируйте, придумывайте разные истории и доставляйте радость малышам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Особенности развития и способы совершенствования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольц...
Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Особенности развития моторики у детей дошкольного возраста. Подбор пальчиковой гимнастики соответственно разному возрастному периоду дошкольного возраста....
Пальчиковое рисование,как один из способов развития мелкой моторики.
В данной статье рассматривается нетрадиционная техника рисования,как один из видов развития мелкой моторики. Какое значение в развитии ребенка имеет такой вид творчества, его разн...
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования «ниткография», как способ совершенствования мелкой моторики у дошкольников»
Мастер-класс поможет родителям подготовить мелкую моторику кистей рук дошкольника, необходимую для письма будущему первокласснику и сделать этот процесс привлекательным и интересным и для ребенка....
Статья на тему "Ниткография как средство, способствующее развитию пальчиковой моторики и речи."
Эта статья позволяет молодым педагогам дошкольного образования и родителям помочь понять всю значимость развития моторики и художественно-творческих способностей детей....
Пальчиковая гимнастика как один из способов развития мелкой моторики рук. Подборка пальчиковых игр
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.Понятие «мелкая моторика» обоз...
Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика как один из способов развития мелкой моторики рук»
Подборка пальчиковых игр Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи р...