Статья на тему "Ниткография как средство, способствующее развитию пальчиковой моторики и речи."
статья

Попова Елена Евгеньевна

Эта статья позволяет молодым педагогам дошкольного образования и родителям помочь понять всю значимость развития моторики и художественно-творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Ниткография как средство, способствующее развитию            

                        пальчиковой моторики и речи.

   Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, хорошо известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребёнка и его речевым развитием. Как сказала Кольцова М. М., знаменитый советский, российский физиолог, доктор медицинских наук, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Чем более ловки и умелы пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться речь. Причём не только устная, но и письменная, так как качество письма первоклассника напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве.

   Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определённую систему в организации деятельности ребёнка. Психологи утверждают. Что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определённых видах деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

   Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, так ка именно к 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Выполняя пальчиковые различные упражнения (массаж, пальчиковая игра, лепка и т. д.), дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, которые оказывают благотворное влияние не только на развитие речи, но и подготавливают детей к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Для достижения цели необходимо применять разнообразные средства развития мелкой моторики.

    Художественно-творческая деятельность представляет большие возможности для развития мелкой моторики детей. Применение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

   Одной из нетрадиционных техник рисования и способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии.

   Ниткография – это выкладывание рисунка с помощью шнурка или нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объёмными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой  и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

   Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

 - совершенствовать зрительное восприятие детей;

 - развивать зрительно-моторную координацию;

 - формировать плавность, ритмичность и точность движений;

 - подготавливать руку ребёнка к письму.

   Обучение рисованию нитью следует начинать с работы по готовому образцу. Взрослый показывает уже готовую «картинку» для того, чтобы ребёнок её скопировал. Когда ребёнок научится выкладывать простейшие изображения, то целесообразнее будет переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение ребёнка.

   Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа можно дать ребёнку задание изобразить его героев. Также можно загадать загадки, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Контуры этих отгадок-рисунков можно приготовит заранее. Когда у детей появится определённый навык к работе с нитью, можно переходить к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография будет развивать не только моторику детей, но и научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих «рисунков» нитью. В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания – зрительным и двигательным.

   Таким образом, рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Тем более, как показала практика, у современных дошкольников преобладают именно визуальный и ктинестетический типы восприятия.

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие пальчиковой моторики у детей с нарушениями речи"

Задачи:* интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;* совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;* систематизировать работу по совершенствованию пальчик...

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

Проект: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младшего дошкольника"

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"                                        ...

Пальчиковые игры и упражнения – как средство для развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ.

Статья раскрывает тему влияния пальчиковых игр на развитие речи дошкольников с ОВЗ. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только...

Статья "Развитие мелкой моторики - одно из средств, способствующих развитию речи у детей с ОНР и подготовки руки к письму"

Эта статья знакомит с тем, какое значение в развитии речи детей с ОНР играет развитие мелкой моторики рук....